ВОШ — Всероссийская олимпиада школьников проходит по 24 предметам. На заключительный этап приглашаются ученики 9-11 классов, получившие на региональном этапе необходимое количество баллов, а также победители и призеры финала прошлого года
Задания и ответы: 9 класс | 10 класс | 11 класс
Интересные задания:
1. «Византийская цивилизация усваивалась быстрее и эффективнее в тех странах, где сложилась или складывалась централизованная форма правления… Владимир на Руси правил уже в государстве со сравнительно хорошо развившимися монархическими традициями и оказался таким образом в состоянии личным примером и применяя силу навязать своим подданным новые религиозные и культурные модели» (Д.Д. Оболенский). Проблема. Взаимосвязь между уровнем развития государственности и степенью готовности к усвоению культурного и религиозного наследия Византии на Руси и в др. странах «византийского содружества наций».
Задачи:
1) рассмотреть уровень развития государственности на Руси в конце X в.;
2) проанализировать методы, которые применял Владимир I для крещения Руси;
3) рассмотреть любой другой пример христианизации по византийскому образцу (по выбору участника);
4) оценить степень успешности «усвоения» византийской модели на Руси по сравнению с любой другой выбранной участником ранее страной.
2. «Становление русской государственности проходило в русле особенностей Западной Европы. Так, история Новгорода свидетельствует, что Новгородская феодальная республика имела множество черт, совпадающих или близких к структурам и организации ряда средневековых государств-республик в Западной Европе» (А.О. Чубарьян). Проблема. Общности путей развития средневековой государственности на Руси и в Западной Европе.
Задачи:
1) рассмотреть организацию управления и особенности развития государственности в Новгородской республике;
2) рассмотреть организацию управления и особенности развития государственности в средневековых государствах-республиках в Западной Европе (любые примеры по выбору участника);
3) сравнить рассмотренные модели организации государственности (Новгород, Западная Европа);
4) рассмотреть другие модели организации государственности средневековой Руси на предмет выявления общего и особенного, по сравнению с Западной Европой.
3. «Политика московских князей может быть правильно понята только в сопоставлении с политикой тверских князей… Тверская политика изначально отличалась склонностью к силовым методам, неоправданному риску и «игре не по карману». Закономерным итогом этой силовой политики стало появление в Твери отряда Шевкала и восстание 1327 г… Нет оснований говорить о каком-то особом героизме или благородстве тверских князей. В повседневной жизни той эпохи главной политической добродетелью была дальновидность, чувство ответственности за судьбу своих подданных» (Н.С. Борисов). Проблема: оценка особенностей политического курса князей Северо-Восточной Руси в первой трети XIV века.
Задачи:
1) Рассмотреть особенности политической ситуации первой трети XIV века
2) Охарактеризовать политику и личные качества московских князей первой трети XIV века
3) Охарактеризовать политику и личные качества тверских князей первой трети XIV века
4) Рассмотреть Тверское восстание 1327 года в контексте «закономерного итога» тверской политики
4. «Говоря о татарском господстве, следует подумать о том, что оно, может быть, охранило Русь от более сильных чужеземных влияний и своеобразным характером своим способствовало выработке идеи единства Руси, воплотившейся в первый раз на Куликовском поле» (И. Гаспринский). Проблема. Оценка влияния татарского владычества на Руси в XIII-XIV вв.
Задачи:
1) охарактеризовать русско-татарские отношения в XIII-XIV вв.
2) рассмотреть иные влияния на Русь в этот же период.
3) рассмотреть влияние русско-татарских отношений на выработку идеи единства Руси.
4) рассмотреть Куликовскую битву с точки зрения воплощения идеи единства Руси.
5. «Принципиальным рубежом в повышении статуса русского монарха было подчинение Иваном IV Казанского и Астраханского ханств… Само понятие «царь», очевидно, справедливо расценивается… как демонстрация независимости по отношению к ханам. Хотя по своему происхождению на Руси оно, скорее всего, греко-византийское, но появление русского царя можно равным образом связывать с послеордынской политической ситуацией (В.В. Трепавлов).
Проблема. Оценка значения подчинения Казанского и Астраханского ханств в контексте изменения статуса правителя Руси в XVI вв.
Задачи:
1) раскрыть политическое содержание термина «царь»;
2) рассмотреть византийские корни происхождения царского титула;
3) проанализировать характер взаимоотношений Руси с ханствами в послеордынской период (более конкретно: проанализировать характер взаимоотношений Великих князей Московских и ханов; вариант: выяснить, была ли зависимость Великих князей Московских от ханов в послеордынской период);
4) сравнить статус русского монарха в конце 1540-х гг. (после венчания Ивана IV на царство) и в конце 1550-х гг. (после взятия Казани и Астрахани).
6. «А.Л. Ордин-Нащокин… считал, что главное – это борьба со Швецией и поиск выхода к морю, ради чего следует идти на сближение с Речью Посполитой, даже ценою территориальных уступок. Алексей Михайлович уступать не хотел, особенно в вопросе о Киеве… К слову сказать, позиция второго Романова в большей степени отвечала интересам Московского государства, нежели позиция главы Посольского приказа. Ордин-Нащокин отстаивал будущее, игнорируя настоящее. Алексей Михайлович боролся за настоящее ради будущего: в борьбе за Украину слишком много было затрачено сил и средств, чтобы так просто отказываться от приобретенного в пользу соседа» (И.Л. Андреев). Проблема. Оценка значения деятельности А.Л. Ордина-Нащокина в контексте русской внешней политики второй половины XVII в. (Вариант: Приоритеты во внешней политике России середины-второй половины XVII в. в контексте деятельности А.Л. Ордина-Нащокина).
Задачи:
1) рассмотреть особенности внешнеполитического положения России в правление Алексея Михайловича (вариант: выделить ключевые внешнеполитические задачи России в правление Алексея Михайловича).
2) проанализировать взгляды главы Посольского приказа А.Л. Ордина-Нащокина на приоритеты во внешней политике Росии.
3) привести основные факты, связанные с борьбой за Украину в ходе русско-польской войны
4) сравнить позиции Алексея Михайловича и А.Л. Ордина-Нащокина по «Украинскому» вопросу.
7. «В жизни Петра Великое посольство – событие ключевое. Прежнее, до конца неосознанное стремление изменить страну обрело вполне законченные формы и превратилось в то, что можно назвать политической волей. По возвращении царь уже не желал мириться с тем, что собой представляло его государство. За полтора года он проделал путь, на который в Москве у него могли бы уйти долгие годы» (И.Л. Андреев).
Проблема: Значение Великого посольства в контексте реформирования России при Петре.
Задачи:
1) Рассмотреть взгляды Петра на вопросы реформирования страны до Великого посольства.
2) Привести основные факты, связанные с Великим посольство.
3) Сравнить реформаторскую деятельность Петра до и после посольства.
4) Оценить степень влияния посольства на реформаторские планы Петра.
8. «Представление о том, что в стране в конце 1730 – начале 1740-х годов царил свирепый режим иностранных поработителей, ошибочно. Ни Анна Иоанновна, ни ее фаворит Бирон, ни сменившая их у власти Брауншвейгская фамилия не вели политики, которая наносила бы ущерб национальным, а тем более имперским интересам России…» (Е.В. Анисимов). Проблема: Оценка роли иностранцев в России в контексте политики 1730-х-начала 1740-х гг.
Задачи:
1) Проанализировать задачи, стоявшие перед Российской империей в данный период;
2) Рассмотреть политику Анны Иоанновны и её преемников в отношении иностранцев;
3) Привести основные факты, связанные с деятельностью иностранцев в этот период;
4) Соотнести национальные (имперские) интересы России с реальной политикой
рассматриваемого периода.