ВОШ — Всероссийская олимпиада школьников проходит по 24 предметам. На заключительный этап приглашаются ученики 9-11 классов, получившие на региональном этапе необходимое количество баллов, а также победители и призеры финала прошлого года
Скачать задания: 9 класс, 10 класс, 11 класс
Скачать ответы: 9 класс, 10 класс, 11 класс
Интересные задания:
1. Однажды юный лингвист посмотрел мультсериал, действие которого происходит в вымышленном мире, населённом людьми и фантастическими животными, и записал по-русски все возможные в русской орфографии варианты имён героев фильма, основываясь на том, как эти имена произносились в мультсериале, а также на знании правил русской орфографии.
Укажите в бланке ответа все варианты написания каждого имени, которые записал юный лингвист, доказывая возможность подобных написаний примерами слов, реально существующих в русском языке, и сопровождая варианты объяснениями. Обратите внимание, что существует условие, при котором у вас для каждого имени может получиться большее или меньшее количество записанных вариантов. Опишите это условие*.
Для вас ниже мы приводим список имён, которые юный лингвист услышал в мультсериале. Мы скопировали их с русскоязычной официальной страницы сериала: Аа́нг – мальчик, владеющий сверхспособностями, Ката́ра – его подруга, А́ йро – один из сильнейших магов.
2. 1. Лингвист Д. любил делить все предложения на две равные группы. Однако в этот раз он обнаружил, что в одном из данных ниже примеров (назовём его «примером Х») значение выделенной конструкции иное, чем в остальных примерах (назовем их «группа Y»). Найдите и вы пример Х и объясните, в чём заключается это семантическое отличие по сравнению с примерами из группы Y. (1) Всё было спокойно и деликатно, вежливое обслуживание, и я перестала сомневаться, что у меня могут возникнуть проблемы с возвратом. (2) Вскоре писатель перестал сомневаться, что война – не время для литературы. «В 1942 году в лесах Карелии, – писал он позже, – в огне боёв, я, кажется, нашёл то, чего недоставало моему творчеству».
(3) В тот момент – с красивым розовым амулетом на руке – я перестала сомневаться, что мое желание исполнится.
(4) Сдадите экзамен, если будете уверены в себе и перестанете сомневаться, что не сдадите.
2. Рассмотрим пример (5), который в аспекте выявленной вами в п. 1 особенности допускает две интерпретации. Опишите их. (5) Вот теперь я перестал сомневаться, что Вы чушь полную несёте.
3. Что мешает отнести предложение (6) к группе Y или рассмотреть его вместе с примером Х? Какая грамматическая особенность на это указывает? (6) Я уже тогда перестал сомневаться, что нас ждёт впереди.
3. Переведите архаичный русский текст на современный язык, используя материал задания 5.
Съ прочими и се дарование имеетъ юноша: глаголати не хитрое же, но мнящееся, не человеческо, но божественно, се чюдное благоязычие, душевныя бо уши ищущее и ко онемъ творящее все устремление, имъ же непоборная сила слова уврачевающи прежде слухи телесныя, яко вратники бесстудны и лукавы, теми в души втичетъ без стука и шума, тисе и просте, масла и меда образомъ вливаема въ сердца: утучневающи ихъ воздвижетъ къ рождению мысленнаго благоплодия.
Вам будет интересно:
Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по ОБЖ — 2022 (задания и ответы)