Проверочная работа проводится с целью определения уровня усвоения обучающимися одиннадцатых классов предметного содержания курса русского языка и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения. Официальная дата проведения 10 ноября 2020 года
Официальная работа мцко 5101: Скачать в PDF
Официальная работа мцко 5102: Скачать в PDF
Решать МЦКО онлайн на сайте 5101:
Решать МЦКО онлайн на сайте 5102:
Пример заданий из данной работы:
Прочитайте текст и выполните задания 1–9.
МОГУЩЕСТВО СЛОВА
А. Мы начинаем говорить в таком раннем возрасте, что и не помним, как это было, да и не задумываемся над этим. Говорить для
нас так же естественно, как ходить. Б. Но попробуйте спросить себя: как это получается? Что такое
слово? И окажется, что речь такая сложная и хитрая штука, с которой не сравнится самый мудрёный механизм. И что слово,
пожалуй, самая удивительная вещь на свете. В. М..ханизм нашей речи сост..вляют присп..с..бления, которые
предн..значены от природы для другой цели: губы, зубы, язык, г..ртань, лёгкие. А материалом служит вообще нечто невид..мое и
неосязаемое – дух. И производятся при этом слабые неопр..д..лённые шумы, длящиеся лишь мгновенье.
Г. Разве не удивительно, что комбинация незначительных шумов имеет смысл, понятный миллионам людей? Вот вы слегка шевелите
губами, языком, нижней челюстью, чуть напрягаете гортань – и окружающие понимают ваши мысли, желания, чувства… Как это
происходит? Откуда взялись названия всем вещам, выражения для всех ощущений и понятий? Д. Мало того, вы можете молчать – и всё же слова как-то проходят в вашем сознании, как будто мы их перебираем в мыслях и даже молча говорим. Другими словами, мысль – это речь внутри нас, немая речь. Разве это не удивительно? Е. Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг, если бы не было речи? Не было бы общения, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература, культура и наука, не было бы мысли, не было бы человека! Слово может ранить больнее, чем нож, травить смертельнее, чем яд. Тысячи пушек, взрывы сотен тонн динамита, усилия миллионов рук не смогут сравниться с силой слова. Ж. Откуда эта всесильная, почти волшебная власть слова? Недаром в старину люди верили в колдовскую силу заклинаний, проклятий и
молитв.
(По Б.В. Казанскому)
Борис Васильевич Казанский (1889-1962) — известный российский литератор и переводчик, исследователь античной литературы и театра, а также творчества А.С. Пушкина. Фрагмент для чтения взят из книги Б.В. Казанского «В мире слов».
2. Объясните смысл авторского названия текста. В объяснении приведите два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один – из прочитанного
текста, второй – на основе собственных знаний о языке. Объём ответа – не менее 40 слов.
Запишите ответ на отдельном листе.
3. Определите место пропущенной части текста: «Различные положения языка и губ, так или иначе стесняющие или осложняющие течение воздуха
через полость рта, формируют звуки. Чуть больше или меньше растягиваются губы – и рождается другой звук».
1) между Г и Д
2) между В и Г
3) между Е и Ж
4) между А и Б
5) между Д и Е
4. Укажите, какие источники следует использовать для определения значения слова ЛЕКСИКА. Обведите их номера.
1) Словарь лингвистических терминов
2) Толковый словарь В.И. Даля
3) портал «Грамота.ру»
4) Словарь иностранных слов
5) Этимологический словарь
Обведённые цифры запишите в ответ.
5. Слово МИКРОСКОП можно объяснить обращением к значению входящих в него грецизмов (микр – «малый» и –скоп – «смотреть, видеть»):
смотреть на маленькое, видеть малое. Опираясь на значение латинской приставки а- (отсутствие) и греческого корня –fhasis-(высказывание, речь), объясните слово АФАЗИЯ.
6. Вставьте пропущенные буквы в абзаце В. Выпишите буквы в порядке использования в словах.
7. Найдите в тексте ОДНО предложение с фразеологическим оборотом. Запишите это предложение.
8. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Шефнера.
Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…
Какой абзац текста Б.В. Казанского можно проиллюстрировать этими словами?
1) А 2) Б 3) В 4) Г 5) Д 6) Е 7) Ж
9. Из пословиц народов мира выберите одну, значение которой наиболее близко русской пословице «В многословии много пустословия».
1) У злого сердца – злой язык. (немецк.)
2) Обдуманное слово дороже жемчуга. (каракалп.)
3) Бойся не ружья, а злого языка. (абхаз.)
4) Говорить много – дело подмастерья, а мало – мастера. (груз.)
10. Укажите слова, в которых место ударения зависит от лексического значения. Обведите их номера.
1) торты
2) стоящий
3) агент
4) пристань
5) эксперт
6) ведение
7) начала
8) безобразный
9) понявший
10) плато
Обведённые цифры запишите в ответ.
11. Выберите верное утверждение.
А. В словах ОШПАРЕ..ЫЙ, ВЫКРАШЕ..ЫЙ, ЗАЖАРЕ..ЫЙ на месте пропуска пишется две буквы –НН-.
Б. В страдательных причастиях, образованных от глагола несовершенного вида, пишется одна буква –Н-.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Оба утверждения верны.
4) Оба утверждения неверны.
12. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) (он) ищ…т
2) бор..шься
3) (он) се..т
4) (она) спуст..тся
13. Укажите неверное определение морфологических признаков выделенного слова.
1) Даже дети знают – частица.
2) Прочитанная книга – страдательное причастие прошедшего времени.
3) В шестнадцатом веке – имя прилагательное, м.р., ед.ч., в П.П.
4) Из заводской столовой – имя существительное, ж.р., ед.ч., в Р.П.
Вам будет интересно:
ЕГЭ по физике 11 класс 2021. Типовой тренировочный вариант №5 от 2 ноября №201102 (задания и ответы)