ЕГЭ 2022. В демонстрационных вариантах представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы по истории
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 19 заданий. Часть 1 содержит 11 заданий, часть 2 содержит 8 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).
— Демоверсия: Скачать
— Спецификация: Скачать
— Кодификатор: Скачать
Смотреть демо вариант онлайн:
Интересные задания
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) первое упоминание Москвы в летописи
Б) Карибский кризис
В) Бородинская битва
Г) Медный бунт
1) 988 г.
2) 1147 г.
3) 1662 г.
4) 1812 г.
5) 1939 г.
6) 1962 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Крымская война
2) реформа патриарха Никона
3) падение Византийской империи
10. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте. «Князь взял столицу Хазарского каганата в дельте реки Волги. После этой победы он продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Князь повёл дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой столице Хазарского каганата – ____________. Это был крупный город, в котором правил монарх, имевший своё войско. Поход на этот город был скоротечен. Неприятельское войско было разгромлено и рассеяно по окрестным горам, ____________ заняли без боя. Дальше на юг киевский князь не пошёл»
11. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «5» на схеме обозначен город Новгород.
2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Перемышль.
3) В городе, обозначенном на схеме цифрой «6», согласно «Повести временных лет» принял крещение киевский князь Владимир.
4) На схеме обозначен политико-административный центр восточнославянского племенного союза древлян.
5) Цифрой «4» на схеме обозначен город Кашлык.
6) Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2».
18. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закупы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
19. В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Изменения в КИМ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года
1. Из работы исключён ряд заданий, которые дублировали проверку знаний и умений, проверяемых другими заданиями. Это задания на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
2. Из работы исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
3. Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
− Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
− Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны,
и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по
нумерации 2022 г.).
− Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить
информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
− Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом
(14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
− В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
− Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в задание добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).
4. В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
5. Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.
6. Время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2022 года по истории
№ | Проверяемые умения, виды деятельности | Проверяемое содержание – раздел курса | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | |
Часть 1 | ||||||
1 | Знание дат (задание на установление соответствия) |
VIII – начало XXI в. |
Б | 2 | 3 | |
2 | Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) | С древнейших времён до начала XXI в. (история России, история зарубежных стран) | П | 1 | 3 | |
3 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия) | VIII – начало XXI в. | Б | 2 | 4 | |
4 | Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица) | VIII – начало XXI в. | П | 3 | 6 | |
5 | Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия) | VIII – начало XXI в. | Б | 2 | 4 | |
6 | Работа с письменным историческим источником | Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в.) | П | 2 | 5 | |
7 | Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия) | VIII – начало XXI в. | Б | 2 | 4 | |
8 | Работа с исторической картой (схемой) | Один изпериодов, изучаемых вкурсе историиРоссии (VIII –начало XXI в.) | Б | 1 | 4 | |
9 | Работа с исторической картой (схемой) | Один изпериодов, изучаемых вкурсе историиРоссии (VIII –начало XXI в.) | Б | 1 | 4 | |
10 | Работа с исторической картой (схемой) (соотнесение картографической информации с текстом) | Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в.) | П | 1 | 4 | |
11 | Работа с исторической картой (схемой) (множественный выбор) | Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в.) | П | 2 | 4 | |
Часть 2 | ||||||
12 | Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника | VIII – начало XXI в. | П | 2 | 10 | |
13 | Умение проводить поиск исторической информации в источниках разных типов |
VIII – начало XXI в. |
Б | 2 | 15 | |
14 | Работа с изображениями |
VIII – начало XXI в. |
П | 2 | 10 | |
15 | Работа с изображениями |
VIII – начало XXI в. |
П | 2 | 10 | |
16 | Работа с письменными историческими источниками: атрибуция, использование контекстной информации, извлечение информации, представленной в явном виде |
Великая Отечественная война | П | 3 | 15 | |
17 | Умение использовать принципы причинно- следственного, структурно- функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений |
VIII – начало XXI в. |
В | 3 | 15 | |
18 | Знание исторических понятий, умение их использовать |
VIII – начало XXI в. |
П | 2 | 15 | |
19 | Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии |
VIII – начало XXI в. (включена всеобщая история) |
В | 3 | 20 | |
Всего заданий – 19; Из них по типу задания: с кратким ответом – 11; с развёрнутым ответом – 8; По уровню сложности (включая критерии оценивания сочинения): Б – 7; П – 10; В – 2. Максимальный первичный балл за работу – 38. Общее время выполнения работы – 180 мин. |