Основной тур олимпиады «Готов к жизни в умном городе» 4-5 классы . Он длится с 15 мая 28 мая. Время на выполнение — 120 минут. Начало в 12:00.
Задания 4-5 класса основного тура олимпиады «Готов к жизни в умном городе:
№ 1
Мобильный телефон – важный инструмент жителя умного города, и горожанину в нём стоит хорошо разбираться.
При составлении таблицы с характеристиками телефона, столбцы случайно неправильно отсортировали.
Вот задание, в котором перепутанные характеристики надо правильно расставить в таблице по местам: соединить с каждой характеристикой мобильного телефона её значение и единицы измерения.
№ 2
Эти четыре рисунка показали ученику, назвали изображённых здесь пауков и попросили их классифицировать: разделить на две группы по какому-то признаку, а потом каждую группу снова разделить и в конце назвать пауков. Ученик мог сам придумывать названия для групп, но названия пауков он должен был написать правильно, по-научному. Хотя классификация у ученика получились не совсем научной и в ней могут быть некоторые неточности, пауков с её помощью узнать можно.
Соедините пауков с их названиями: Паук-волк, Каракут, Агриопа, Птицеед
На этом рисунке – паук серебрянка. Внимательно посмотрите на него и охарактеризуйте словами из классификации. Для этого отметьте нужные слова в списке:
— ночевидные
— широкобрюхие
— пятно-полосчатые
— лысокожие
— широкогрудые
— звероподобные
Ученики рассматривали паука-крестовика и обсуждали, можно ли найти для него место в предложенной классификации.
Отметьте соображения, которые являются верными:
— Если усложнить классификацию для крестовика, то группу широкобрюхих пауков надо дополнительно разделить на лысых и волосистых
— В группе пятно-полосочных пауков крестовик является звероподобным
— Крестовика можно поместить в группу пятно-полосочных пауков
— В группе пятно-полосочных пауков крестовик является лягушкокожим пауком
— Крестовик является ночевидным пауком
— Чтобы для крестовика в классификации было правильное место, кроме пятно-полосочных и ночевидных пауков необходимо ввести группу крестоносных пауков
— Если усложнить классификацию для крестовика, то группу широкобрюхих пауков надо дополнительно разделить на многоцветных и двуцветных
№ 3
Как тебе известно, в Москве активно развивается общественный транспорт. За последнее время даже появились новые виды транспорта. Сопоставь следующие схемы с видами общественного транспорта.
Для удобства пассажиров, снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и повышения экономической эффективности на наземном общественном транспорте вводят «умные» технологии. Выбери те технологии, которые удовлетворяют вышеперечисленным показателям.
— Использование транспортных средств с электродвигателями (электробусы)
— Удобный способ оплаты проезда
— Снижение уровня шума от транспортных средств в городе
— Наличие специального оборудования для маломобильных пассажиров
— Покраска всех видов наземного транспорта в единый цвет
— Наличие Wi-Fi в каждом транспортном средстве
— Установка турникетов у каждой двери транспортного средства
— Наличие кондуктора в салоне
— Наличие стоп-крана в салоне автобуса
— Мобильные приложения для телефона с расписанием общественного транспорта
— Управление транспортными потоками
№ 4
Посмотрите видео:
С приходом войны радикально поменялись требования к работе метеорологов. Точные и своевременные прогнозы погоды были крайне важны для всех уровней командования действующей армии и флота. Для организации работы в самом начале войны создаётся Главное управление гидрометеослужбы (15 июля 1941 года). В ходе сбора данных с разнесённых по всей территории страны постов метеонаблюдения, а также рассылки метеосводок и долгосрочных прогнозов многочисленным адресатам через каналы связи проходил огромный объём информации. В отличие от мирного времени эту информацию уже нельзя было передавать в открытом виде. Исключения иногда делались только для штормовых предупреждений. Одной из ярких иллюстраций важности метеоданных для врага может служить история захвата в 1944 году одной из заполярных метеостанций немецким десантом, высадившимся с двух подводных лодок. Его целью было получить таблицы кода «Полюс», применявшегося для шифрования данных метеонаблюдений. С другой стороны, криптографы советского военно-морского флота обеспечили сбор метеоданных и прогнозов из сетей связи сопредельных стран, что значительно повышало эффективность боевого применения авиации и кораблей.
Рис 1. Фрагмент кода «Полюс», 1944 год
Шифрование метеоданных проводилось не только при передаче по радиоканалам, подслушивание которых противник мог вести даже на большом удалении, но и при использовании проводных телефонных и телеграфных линий связи. Первым, но не единственным эшелоном защиты были так называемые переговорные таблицы, широко использовавшиеся в тактическом звене для скрытого управления войсками. Бланк одной из таких таблиц — «Переговорная гидрометеорологическая таблица (ПГМТ)», — применявшейся с 1942 года, приведён на фотографии архивного документа (рис. 2). В её клетках записаны буквы, цифры, а также некоторые часто используемые в сводках слова и словосочетания.
Рис. 2. Таблица ПГМТ, 1943 год
Указать на нужную клетку, как и обычно, можно сообщив, в какой строке и каком столбце она расположена. Пустые клетки, являющиеся заголовками строк и столбцов, перед использованием заполнялись парами цифр. Эти пары, называемые ключом, рассылались всем абонентам сети заранее и потом регулярно изменялись. Пример расписания ключей приведен на следующей фотографии (рис.3).
Рис. 3. Расписание ключей ПГМТ, 1942 год.
В этой задаче олимпиады будем считать, что для заголовков использовались только по одной паре цифр (т. е. берём из ключа только по десять первых пар для заголовков горизонталей и вертикалей), хотя на самом деле способ заполнения был несколько сложнее.
Для зашифрования текста каждый его элемент (буква, слово) заменяется на четыре цифры, соответствующие заголовкам строки и столбца. Таким образом, длительной подготовки для использования ПГМТ от метеоролога не требовалось, а зашифрование/расшифрование сводки происходило достаточно быстро. Попробуйте расшифровать метеосводку, если известно что использовался один из ключей на рис. 3.
________________________________________
3803 0850 0337 9090 7537 4090 0885 2503 0358 0810
*Для иллюстраций использованы копии рассекреченных архивных документов Центрального архива МО РФ, размещённые на портале «Память народа». Задание составлено при участии НКО Фонд содействия развитию безопасных информационных технологий в рамках проекта «Криптографический фронт Великой Отечественной».
Какой ключ используется в этой шифровке?
— 1-10 октября
— 11-20 октября
— 21-30 октября
На какую дату этот прогноз погоды?
— 13 октября
— 17 октября
— 3 октября
— 18 октября
— 28 октября
— 27 октября
Выберите все подходящие характеристики дорог в этот день:
— гололед
— снег
— удовлетворительные
— плохие
— хорошие
Зашифруйте с помощью этого же ключа следующее послание: днем сильный ветер метель дороги плохие
Ответ вписывайте только цифрами, группами по 4 цифры, между группами ставьте пробелы. Пример: 1111 1100 1100 0011 и так далее.
№ 5
Ученики получили этот фрагмент Яндекс-карты. Она разлинована на квадратики, каждый квадратик можно обозначить буквой и цифрой. Например, самая верхняя-левая клетка обозначается А1, следующая за ней справа – Б2, ниже А1 – квадратик А2 и так далее.
На этой карте каждый из учеников загадал один квадратик и нарисовал его топографический план. Поскольку эти планы рисовали не учёные-географы, а ученики, на них могут быть неточности, к тому же они не ориентированы по сторонам горизонта, как карта Яндекса. И всё же, найти фрагменты, которые загадали ученики, не очень сложно. Найди места, по которым ученики рисовали свои планы и укажи квадратики на карте, которым эти планы соответствуют. Квадратики в ответе называй буквой и цифрой; записывайте ответ слитно, заглавными русскими буквами и цифрами.
На этой карте мы задумали несколько зданий и описали их словами. Догадайтесь по нашим описаниям, какие квадратики мы загадали, и укажите их буквой и цифрой. В этом квадрате кроме домов есть самая большая автомобильная развязка при самой большой автомобильной дороге:
В этом квадрате у реки есть и самое широкое место и самое узкое. Впрочем, узкое место – это не совсем река, это рукотворный канал.
На этой карте есть озеро, которое заходит сразу в четыре квадрата. Найдите из этих четырёх квадратов юго-восточный и перейдите от него четыре квадрата на восток. Это и будет загаданное место.
На этой карте есть места, где фотограф сделал фотографии. Посмотри на фотографии и догадайся, в каком квадратике они были сделаны.
№ 6
Петр в автошколе научился водить машину, сдал все экзамены в ГАИ и стал полноправным автомобилистом.
Петр получил 3 штрафа, два — месяц назад, один — за последнюю неделю. В сумме штрафов пришло на 6250 рублей.
Петр решил штрафы прямо сейчас не оплачивать, но и на машине пока тоже больше не ездить.
Какую сумму придется заплатить Петру через месяц, при условии, что больше он нарушать не будет? В ответ впишите только число.
Сколько придется заплатить Петру за первое превышение скорости на 52 км/ч, если он оплатит штраф через 4 дня после получения? В ответ впишите только число.
Петр получил штраф на 500 р (при оплате в течение 14 дней). Выберите нарушение, за которое Петр получил такой штраф.
— Превышение скорости на 43 км/ч
— Превышение скорости на 19 км/ч
— Неоплата парковки
— Превышение скорости на 37 км/ч
В ГИБДД предложили новый вариант правил. По этим правилам штрафы должны рассчитываться исходя из точной скорости транспортного средства.
Игорь получил первый в жизни штраф. Ему выписали этот штраф за превышение скорости на 43 км/ч. Игорь хочет оплатить штраф сразу, чтобы он не успел удвоиться. По каким правилам он больше заплатит и на сколько рублей?
Ответ запишите в виде одного числа, в котором первые цифры показывают на сколько рублей больше, а последняя цифра — по каким правилам. Например, если Игорь заплатит на 420 рублей больше по правилам 1, то ответ будет 4201.
Определите, по новым правилам превышение скорости на сколько км/час приведет к штрафу размером 480 рублей при оплате в течение 14 дней? В ответ впишите только число.
№ 7
Посмотрите видео:
Почти вся информации в современном мире представлена в двоичной системе счисления. Это потому, что информация на электронных устройствах хранится в ячейках, которые могут принимать только два состояния активное и неактивное. Эти состояния обозначают цифрами 1 — активная ячейка и 0 — неактивная. Эта ячейка получила название бит. Один бит может хранить только 2 значения. 0 или 1. Два бита позволяют нам закодировать уже 4 значения: 00, 10, 01, 11. А три бита — целых 8 значений. Число значений растёт как степень двойки. Если три бита дают нам восемь значений, то восемь бит позволяют хранить до двухсот пятидесяти шести значений. Но как эти единички и нолики могут хранить значения? Для этого применяются кодировки — таблицы соответствия. Используя таблицу соответствия я могу присвоить этим значениям буквы. Если я создам текстовый файл и запишу туда сообщение “БАГ”, то в двоичном виде оно будет записано в память компьютера как “001000100”
Этот набор битов я могу отправить по сети, и если у получателя есть такая же таблица кодировки, он легко расшифрует это сообщение и оно будет передано. В эту таблицу не обязательно зашифровать именно буквы. Точно так же происходит кодировка изображений, видео и аудио. Например, в случае изображений, кодируется каждый пиксель, исходя из того, какого он цвета.
В нашей задаче будет рассматриваться упрощенная модель. Код будет передаваться последовательно, сначала первая строчка слева направо, затем вторая слева направо, и так далее. Например, эта картинка в виде кода будет выглядеть так: 011111111111111111111111111111110111010010010010
Запишите с помощью двоичного кода в строчку без пробелов:
Запишите с помощью двоичного кода в строчку без пробелов:
Запишите с помощью двоичного кода в строчку без пробелов:
Вы любите музыку? Мы — да. С помощью двоичного кода можно передавать даже аудиофайлы. В нашей (упрощенной) версии будет передаваться мелодия по нотам
Вот так записываются ноты в музыке:
Запишите с помощью двоичного кода следующую мелодию:
Борис переместился из точки А в точку Б. Влияние зданий мы не учитываем.
— Пока Борис перемещался, сигнал становился только слабее
— Пока Борис перемещался, сигнал сначала стал сильнее, а потом слабее, а потом снова сильнее
— Пока Борис перемещался, сигнал становился только сильнее
— Пока Борис перемещался, сигнал сначала стал слабее, а потом сильнее, а потом снова слабее
— Пока Борис перемещался, сигнал сначала стал сильнее, а потом слабее
— Пока Борис перемещался, сигнал сначала стал слабее, а потом сильнее
№ 9
Укажите на схеме все места, в которых сигнал преобразуется из одного вида в другой, пока доходит от человека А до человека Б
№ 10
Для того, чтобы олимпиада становилась лучше и интереснее с каждым разом, команда разработчиков внимательно изучает процесс прохождения олимпиады. За любой введенный ответ ты получишь балл, но просим отвечать максимально искренне, это поможет сделать олимпиаду лучше!
Оцени все пункты от 1 до 10, где 1 — нет, не согласен, а 10 — да, полностью согласен:
— Мне понравилось проходить эту олимпиаду (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Задания были сформулированы понятно, было ясно, чего от меня хотят (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Картинки и видео помогали выполнять задания (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Сайт олимпиады удобный, сразу понятно куда нажимать в заданиях (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Мне было сложно выполнять некоторые задания (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Я думаю, что все или почти все задания выполнены правильно, я получу много баллов за эту олимпиаду (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Мне было скучно выполнять эти задания (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Получилось узнать что-то новое и интересное в процессе прохождения олимпиады (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Я раньше никогда не принимал(а) участие в онлайн олимпиадах. (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Я раньше никогда не принимал(а) участие в обычных олимпиадах (не за компьютером). (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
Я посещаю дополнительные занятия по
— математике
— окружающему миру
— технологии
— программированию
— Не посещаю дополнительные занятия
— Посещаю другие занятия, ответ напишу в следующем пункте
* ВОШ (официальные материалы)
* Другие олимпиады и конкурсы