Диагностическая работа проводится 22 апреля 2021 г. с целью определения уровня освоения обучающимися 10-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы курса истории России в рамках проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе»
1. Структура и содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы охватывает учебный материал по истории России, изученный к моменту проведения диагностики. Каждый вариант работы состоит из 26 заданий: 22 заданий с кратким ответом, 3 заданий с выбором единственного ответа и 1 задания с развёрнутым ответом. В диагностическую работу включены три задания для проверки функциональной грамотности обучающихся (9, 15 и 22).
2. Время выполнения работы
На выполнение диагностической работы отводится 90 минут, в которые включены два пятиминутных перерыва для гимнастики глаз (на рабочем месте) через каждые 30 минут работы.
3. Условия проведения диагностической работы
Задания 1–25 выполняются в форме компьютерного тестирования, задание 26 выполняется на бланках специальной формы. При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.
Официальная демоверсия МЦКО: Скачать в PDF
Решать работу МЦКО онлайн на сайте:
Некоторые задания из данной работы:
1. Выберите из перечня три черты (признака), характеризующие развитие Российской империи в начале XX в.
1) В связи с ростом влияния промышленного пролетариата легализованы профсоюзы.
2) Наряду с национальным капиталом в развитие промышленности и железнодорожного транспорта страны размещается и иностранный капитал.
3) Успешно преодолены все противоречия по национальному вопросу, национальным окраинам предоставлена экономическая самостоятельность.
4) Происходит сращивание банковского капитала с промышленным, формируются крупные финансово-промышленные группы.
5) Дворяне монопольно удерживают свои позиции у власти, представителей остальных сословий не допускают к принятию политических решений.
2. Установите соответствие между фактами (событиями, явлениями) и историческими процессами, происходившими в России во второй половине XIX – начале XX в.: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
ФАКТЫ ПРОЦЕССЫ
А) разрешение свободного выхода крестьянина из общины
1) реформы С.Ю. Витте
Б) введение единого тарифа на железных дорогах
2) реформы П.А. Столыпина
В) реорганизация Крестьянского поземельного банка
Г) введение государственной винной монополии
6. Укажите три события (факта), характеризующие процессы формирования и развития российского парламентаризма.
1) Выборы в I Государственную думу состоялись в апреле 1906 г., на этих выборах большинство голосов получила партия кадетов.
2) Наиболее активное участие в первых думских выборах приняла партия большевиков и её лидер В.И. Ульянов, который и был избран в Государственную думу.
3) I Государственная дума выступила против внесённых правительством законопроектов по аграрной реформе и была распущена указом императора Николая II в июле 1906 г.
4) Выборы в III Государственную думу проходили по избирательному закону от 3 июня 1907 г., расширившему представительство помещиков (землевладельцев), фабрикантов и банкиров в парламенте.
5) На выборах во II Государственную думу большинство получила партия октябристов, представлявшая интересы крупной буржуазии.
7. Какие из утверждений верны?
А. Россия вступила в Первую мировую войну на стороне Четверного союза, её союзниками были Германская, Австро-Венгерская и Османская империи, а также Болгарское царство. Б. Одной из причин вступления Российской империи в Первую мировую войну было стремление укрепить своё влияние на Балканском полуострове.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
8. Укажите три факта (события), характеризующие участие Российской империи в Первой мировой войне 1914–1918 гг.
1) Российской армией в ходе военной кампании 1915 г. были достигнуты успехи на Юго-Западном фронте.
2) В ходе Восточно-Прусской операции 1914 г. 1-я и 2-я русские армии потерпели поражение от германских войск близ г. Гумбиннена.
3) После химической атаки Германии под крепостью Осовец русские войска пошли в контратаку, которая вошла в историю войны под названием «Атака мертвецов».
4) С самого начала Первой мировой войны большинство земских собраний и городских дум выразили недоверие политике царского правительства.
5) В ходе кампании 1915 г. русская армия на Кавказском фронте оказала помощь армянскому народу, открыв границы и предоставив убежище.
11. Какие утверждения о расстановке социально-политических сил в Гражданской войне 1917–1922 гг. верны?
А. Белое движение поддержали различные слои русского общества, прежде всего утратившие свои позиции и собственность после большевистского переворота (дворянство, духовенство, предпринимательский класс, казачество).
Б. Красные, хотя изначально представляли себя выразителями интересов всего трудящегося народа, делали ставку на пролетариат и беднейшее крестьянство.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
12. Укажите три события периода Гражданской войны и иностранной военной интервенции против Советской России, которые относятся к 1919 г.
1) создание Революционного военного совета, органа руководства вооружёнными силами Советской России
2) мятеж чехословацкого корпуса во время его следования на восток по Транссибирской магистрали
3) занятие Добровольческой армией генерала И.И. Деникина Юга России, Украины и Киева
4) наступление Сибирской и Западной армий адмирала А.В. Колчака на Урал и к Волге
5) принятие ЦК РКП(б) тезисов «Все на борьбу с Юденичем», написанных В.И. Лениным в связи с наступлением белогвардейцев на Петроград
13. Ниже приведён список терминов (понятий). Все они, за исключением двух, относятся к истории Советской России (СССР) периода 1922–1928 гг. Укажите два термина, выпадающих из перечня и относящихся к другим историческим периодам.
1) советские буржуи
2) комбеды
3) концессии
4) продовольственный налог
5) советский червонец
6) антоновщина