Анализ итоговых сочинений прошлых годов позволяет выявить проблемы, возникшие у выпускников на экзамене в новом формате, и типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях. Поэтому в старшей школе для повышения качества экзаменационных работ нужно наметить пути предупреждения содержательно-структурных, логико-композиционных, фактических и речевых ошибок.
Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
- непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014–2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);
- неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;
- нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.
Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
- неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;
- неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;
- искажение литературных текстов и фактические ошибки.
Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
- непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
- отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:
- низкое качество речи и речевые ошибки;
- ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
- употребление слова в несвойственном ему значении;
- употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
- неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических
конструкций; - немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
- смешение лексики разных исторических эпох;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление лишнего слова (плеоназм);
- речевые повторы, т.е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов
или синонимов без оправданной необходимости (тавтология); - необоснованный пропуск слова;
- порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Ошибки по критерию № 5 «Грамотность» – подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:
- обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;
- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
По каждому виду ошибок приведено мнение эксперта, которое раскрывает суть ошибки и указывает на то, как их избежать. Рассматриваются все типы ошибок (в том числе и речевые)
Скачать в формате PDF: Скачать
Вам будет интересно:
Поделиться: