ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Вы можете создать свой вариант: Создать
Интересные задания
Прочитайте текст и выполните задания 1—3
Люди, верящие в астрологию, чаще менее умны и более нарциссичны, чем скептики. К таким довольно очевидным выводам пришла команда психологов из Лундского университета (Швеция). «<…> звёзды думают, что я крут: личность, интеллект и вера в астрологию» — так исследователи озаглавили свою работу. К каким выводам пришли учёные?
Во-первых, выяснили: люди, верящие в астрологию, чаще считают, что та поддерживается наукой. Во-вторых, чем выше уровень интеллекта человека, тем меньше он верит в то, что звёзды как-то влияют на его жизнь. В-третьих, в астрологию чаще верят люди, склонные к нарциссизму (нарциссизм учёные назвали главным предиктором веры в астрологию).
В-четвёртых, этой лженауке чаще доверяют женщины и люди старшего возраста. По словам шведских исследователей, астрология в последнее время приобретает всё большую популярность в обществе — несмотря на то, что уже очень давно признана лженаукой. Учёные напоминают, что, согласно проведённым ранее исследованиям, люди чаще верят в гороскопы и прочее подобное, когда находятся в стрессе, переживают кризис в личной жизни или чувствуют какую-то угрозу.
«Хотя астрология и может казаться невинным увлечением, на самом деле вера в неё способствует некритическому мышлению и появлению разных предубеждений. Кроме того, вера в астрологию коррелирует с верой в другие псевдонауки и теории заговора, что не так уж и безобидно», — резюмируют психологи. (по Е. Шутовой)
1. Самостоятельно подберите усилительную частницу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) КОМАНДА. Небольшая воинская часть, выделенная в особую единицу или же временно сформированная для определённой цели. Команда разведчиков. Команда новобранцев.
2) УРОВЕНЬ. Ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития. Уровень развития техники. Низкий уровень знаний.
3) ВЕРА. Твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в истинности чеголибо, обоснованная предшествующим опытом, интуицией. Вера в добро, в справедливость.
4) ДОВЕРЯТЬ. Испытывать доверие к кому-, чему-либо; полагаться на когото, что-либо. Больной доверяет врачу. Не следует доверять показаниям этого прибора.
5) ПРИОБРЕСТИ. Стать обладателем каких-либо свойств, особенностей, качеств. Приобрести знания.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В первом (1) абзаце автор приводит цитаты в качестве доказательства тезиса «Люди, верящие в астрологию, чаще менее умны и более нарциссичны, чем скептики».
2) Убедительность изложения обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых неполные предложения, однородные члены, деепричастные обороты.
3) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как задача автора — поделиться с читателями важной, социально значимой мыслью о влиянии на мышление человека увлечение астрологией.
4) В тексте сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях и событиях.
5) Точность речи достигается путём включения в текст общенаучной лексики и терминов — слов однозначных, строго определённых в своих значениях в пределах конкретной сферы употребления (личность, интеллект, мышление, нациссизм, предиктор, коррелирует).
4. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) отозвАлась
2) отключЁнный
3) пОдняв
4) Иксы
5) знАчимый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово Наиболее показательные примеры УДАЧНОГО припоминания дает нам гипноз. Рационализация — один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и ЛОГИЧНЫХ объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей ЦЕЛОСТНУЮ, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Одним из условий успешной работы коллектива и установления ДОВЕРЧИВЫХ взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе Социограмма — графический рисунок, с помощью которого условно ПРЕДСТАВЛЕНА система личных взаимоотношений, сложившихся между членами малой группы на данный момент времени.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. объединение племен западных МОНГОЛОВ ПЯТЕРО испытуемых штук пять ЗЕРКАЛЕЦ оторвав от серых БУДНЕВ более ДВУХСОТ научных работ.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) изг…рь, оз…рение, к…сание
2) вышк…ленный, дог…даться, инт…нация
3) м…зинец, прост…раться (вдаль), изб…рательный
4) зан…мательный, вы…мка, арт…ллерия
5) разг…рячиться, прекл…нение, сл…говой
10. Укажите варианты ответов в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) не…бывшийся, ра…фасовать, …битый (лётчик)
2) пост…нфарктный, транс…ранский, лит…нститут
3) пр…дательский, пр…дел (возможностей), пр…дать (бодрости)
4) меж…ядерный, суб…ект, архисер…ёзный
5) по…садит, на…сверлить, о…цвести
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) кокетл…вый, луков…чка
2) возглав…л, субтропич…ский
3) навед…ваться, недообслед…вать
4) стил…вой, ватруш…чный
5) веснушч…тый, кож…ный
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) гре…щий, почу…в (опасность)
2) расстро…вшись, вспомн…вший
3) обездвиж…нный, (кот) выскоч…т
4) (вы) устан…те, наде…шься
5) взъерош…нный, повад…шься
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Человек, обладающий высокопродуктивными познавательными процессами, вовсе (НЕ)ОБЯЗАТЕЛЬНО имеет повышенную работоспособность
2) Конформное поведение препятствует становлению самостоятельной, (НЕ)ЗАВИСИМОЙ личности, способной иметь и отстаивать свое мнение.
3) Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, (НЕ)ВЫХОДЯЩИМИ за пределы простейших ощущений.
4) Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, (НЕ)ПОНЯТНЫМИ и странными.
5) Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, (НЕ)СМОТРЯ на то, что его исследование ведётся уже много веков.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Нейроны внимания — (КЛЕТКИ)ДЕТЕКТОРЫ новизны — можно встретить практически (НА)ВСЕЙ поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.
2) ТАК(ЖЕ), как невозможно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, (В)ЧАСТНОСТИ истории.
3) Если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то (ЗА)ТЕМ он будет (ПО)РАЗНОМУ оценивать вес других, одинаковых шаров.
4) Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ТУ(ЖЕ) цель: добиться во ЧТО(БЫ) то ни стало расположения другого человека.
5) Человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь – ТО(ЖЕ) непроизвольно – воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не (В)ПОЛНЕ еще удовлетворенным потребностям.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Мотивация деятельности в ходе её развития не остается неизме(1)ой: например, у трудовой или творческой деятельности со време(2)ем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план; иногда действие, ра(3)ее включе(4)ое в состав деятельности, может выделиться из неё и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собстве(5)ым мотивом, и в этом случае мы отмечаем факт рожде(6)ия качестве(7)о новой деятельности.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Плёнка во время киносеансов постоянно рвалась и зрители бурно выражали возмущение.
2) Моя мысль внезапно обрывается и я перебираю слои памяти и опять возвращаюсь к воспоминаниям.
3) Световые лучи преломляются в восходящих потоках воздуха и тогда видимым становится далекий горизонт а колышущиеся волны океана пляшут перед глазами.
4) Они любили и ненавидели друг друга много раз сходились и расставались.
5) Толпа истинный талант сначала не понимает и такое непонимание раздражает и толпу и талант.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Любое новое впечатление (1) полученное человеком (2) не остается в его памяти изолированным; будучи запомнившимся (3) в одном виде (4) оно со временем может несколько измениться (5) вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями (6) оказав на них влияние (7) и (8) изменившись под их воздействием.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. На всех путях меня всегда сопровождал Природы сумрачной (1) торжественный хорал. Два мира (2) здесь со мной: внизу ― покой, забвенье, А там, над головой, ― тревога и движенье, Здесь ― тесный полумрак, а там ― простор и свет. Мой лес (3) душа моя (4) в чём (5) тайна, дай ответ! (Вс. А. Рождественский)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Если двум группам людей (1) предложить запомнить одинаковый список слов (2) которые можно сгруппировать по смыслу (3) и (4) если дополнительно обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами (5) с помощью (6) которых можно облегчить припоминание (7) то окажется (8) что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов (9) которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. То (1) что в структуре деятельности занимает место её цели (2) помнится лучше (3) чем то (4) что составляет средства осуществления данной деятельности (5) и (6) поэтому (7) для того (8) чтобы повысить продуктивность запоминания материала (9) нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.
22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В России, как и в большинстве стран мира, численность населения не растёт, а растёт продолжительность жизни.
2) Распределительная система пенсионного обеспечения находится в зависимости от демографической ситуации в стране.
3) Все социально-политические решения, призванные увеличить рождаемость, во многом связаны с тревожной демографической ситуацией в нашей стране.
4) Меняется структура общества, и число трудоспособного населения стремительно сокращается.
5) Пенсионное обеспечение пожилых людей зависит от взносов в Пенсионный фонд, которые осуществляют трудящиеся поколения их предшественников.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 3—6 подтверждают тезис, сформулированный в предложении 2. 2) Предложения 12—14 содержат пояснение мысли, представленной в предложении 11. 3) Предложение 15 противопоставлено по смыслу предложениям 18—19. 4) Предложение 22 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 21. 5) В предложениях 23—25 представлено повествование.
24. Из предложений 25—28 выпишите слово со значением: «внушающий полное доверие».
25. Среди предложений 11—19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер(а) этого
26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. В.В. Тимаков обращается к вопросу влияния проблем демографии на пенсионное обеспечение пожилых людей. Для создания обстановки непринуждённого общения с читателями автор использует лексические средства выразительности: (А) ________ (на склоне лет в предложении 8, на минуту в предложении 20) и (Б) ______ (погуляем в предложении 21, прогорят в предложении 24). Синтаксические средства: (В) ______ (предложения 6, 7, 12) и (Г) ________ (предложения 27—28) — позволяют автору выделить слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли.
Список терминов:
1) неполные предложения
2) разговорная лексика
3) фразеологизмы
4) парцелляция
5) инверсия
6) книжная лексика
7) восклицательные предложения
8) синтаксический параллелизм
9) риторические вопросы
Вам будет интересно:
ЕГЭ по русскому 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант (задания и ответы)