Для 11-ти классников (выпускников 2021 года) подготовлены готовые аргументы по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Ниже представлены 5 готовых аргументов к данному направлению.
Купить полный банк из 140 аргументов по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» поднимаются многие общественные проблемы.
В образах госпожи Простаковой, Скотинина, Митрофанушки и Простакова отобразились качества целого дворянского и помещичьего класса.
Проблема помещичьего произвола раскрывается при помощи образов госпожи Простаковой, Скотинина и Митрофанушки. Пользуясь своим дворянским положением, брат и сестра издеваются над крепостными крестьянами, думая, что им это позволено законом. Правдин оказывается в имении Простаковых, чтобы доказать факт притеснения крестьян, которых дворяне не уважают и деятельность которых те воспринимают как должное. Автор показывает, что крестьяне лишены свободы, помещики даже применяют по отношению к ним физическую силу. Скотинин уверен, что слуг можно «поколотить», когда ему только захочется, госпожа Простакова придерживается такого же мнения, пытаясь аргументировать его законом о вольности дворянства, который она понимает совершенно неправильно.
Д.И. Фонвизин показывает, что крепостное право приносит негативные результаты не только крестьянам, которые отдают хозяевам самое последнее, которые уже привыкли к физическим и словесным наказаниям, но и самим дворянам, которые не имеют возможности развиваться, из-за чего происходит процесс нравственной деградации. Жестокость, грубость, скупость, корысть, невежество, необразованность, лень являются следствием крепостного права для помещиков.
С проблемами крепостного права и помещичьего произвола находятся в тесной связи такие общественные проблемы, как проблемы воспитания, образования и невежества. Обличая общественные пороки, Д.И. Фонвизин показывает в финале комедии, к каким трагичным последствиях приводят данные пороки.
В комедии отмечается, что из-за таких, как госпожа Простакова, Скотинин, Митрофанушка, Простаков общество не просто останавливается в общественном развитии, а меняется к худшему, деградирует. Общество, в котором правят самодуры, не способно прийти к благоприятным результатам. Только такие положительные персонажи, как Стародум, Правдин, Софья и Милон, который живут согласно понятиям чести, достоинства, доброты, душевного богатства, правды и справедливости, могут, по мнению Д.И. Фонвизина, привести общество к лучшему. Через победу положительных персонажей над отрицательными в финале комедии автор выражает мысль о необходимости общественных преобразований.
Н.В. Гоголь «Шинель»
В повести Н.В. Гоголя «Шинель» поднимаются многие социальные проблемы.
С помощью образа «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина раскрывается проблема бедности. Шинель главного героя изнашивается, но он не может сразу же купить новую, поскольку у него нет на это средств. Башмачкин долгое время копит на новую шинель, на всем экономя, сокращая количество съеденной пищи, не отдавая белье в прачечную, не зажигая свечей. Автор заставляет задуматься над следующим вопросом: если Башмачкин, будучи чиновником, имел небольшой оклад, то какими денежными средствами обладали крестьяне?
В повести Н.В. Гоголем были обличены пороки чиновничье-бюрократического общества. Новую шинель Башмачкина, которая занимала в его жизни важное место, украли на улице Петербурга прямо рядом с местом, где служил будочник, который не видел, как совершается преступление. «Значительное лицо», которое должно служить на благо народа, совершенно равнодушно отнесся к несчастью Башмачкина, ничего не сделав для того, чтобы найти украденную шинель. Автор показывает, что безымянное «значительное лицо», которое было собирательным образом власти, не хотело раскрывать преступление, добиваться справедливости и наказывать виновных. Ему не было дела до того, как Башмачкин будет ходить по морозному Петербургу без верхней одежды, на которую он потратил все свои денежные средства. Поднимая проблему личности и власти, Н.В. Гоголь порицает представителей власти. Автор показал, что власть равнодушна к обычным гражданам, что представители власти думают лишь о собственных интересах, на что указывает то, что после того как призрак Башмачкина украл у «значительного лица» шинель, полиции было дано распоряжение поймать мертвеца и «жесточайшим» образом его наказать. Автор демонстрирует: заниматься поимкой реальных преступников, которые украли у Акакия Акакиевича шинель, никто не хотел, а на «мертвеца» была организована полицейская охота. То, что Башмачкин, который демонстрирует активную гражданскую позицию лишь после смерти, становится призраком и крадет верхнюю одежду у «значительного лица» и других высокопоставленных лиц, является своеобразным возмездием власть имущим за их равнодушие, отсутствие сочувствия и сострадания к представителям простого народа.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина поднимаются социальные проблемы. Через взаимоотношения генералов и мужика показано, что в обществе существует четкое разделение людей на рабов и на тех, кто ими управляет.
Автор демонстрирует роль крестьян в жизни генералов. Когда последние оказываются на необитаемом острове, они не могут ни найти себе пищи, ни приготовить себе ужин, хотя на острове было довольно много еды. Всю жизнь проведшие в регистратуре генералы не знают, что еда не появляется на обеденных столах сама, что ее нужно найти и приготовить. Для утоления собственного голода генералы начинают набрасываться друг на друга. Автор показывает беспомощность генералов, которые привыкли к тому, что за них все делают крестьяне, без деятельности которых они давно бы перестали существовать. Если бы не фантастичное появление мужика на необитаемом острове, на котором оказались генералы, они бы не смогли выжить. В «Повести» показано, что генералы, которые сами не знают, что такое труд, воспринимают крестьянский труд как должное, само собой разумеющееся. Они привыкли лишь приказывать, требовать, следить за выполнением поручений и наказывать крестьян. Генералы не благодарят мужика, который помогает им выжить на необитаемом острове и который сооружает корабль, с помощью которого генералам удается попасть домой, по приезде в Петербург генералы отправляют мужику всего лишь «рюмку водки да пятак серебра». Важно, что именно эти равнодушные и жестокие, ничего не знающие и ничего не умеющие делать генералы занимают высокое положение в обществе, пользуясь различными привилегиями.
Однако причиной существования общественной несправедливости, как показывает М.Е. Салтыков-Щедрин, является не только жестокое отношение генералов к крестьянам, но и рабская покорность последних. Мужик мог ничего не делать для генералов, а выполнять только ту деятельность, которая помогла бы выжить ему одному, однако мужик выполняет все генеральские прихоти. Крестьянин даже самостоятельно изготавливает веревку, с помощью которой его привязывают к дереву, чтобы он не сбежал. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянство привыкло находиться в рабском положении, поэтому господа привыкают в своей вседозволенности и безнаказанности. В «Повести» поднимается проблема покорности крестьянства, которое привыкло трудиться на благо тех, кто притесняет их права.
А.С. Пушкин «Медный всадник»
В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» образы Евгения и Петра I раскрываются при помощи приема противопоставления. Показывая, как меняется жизнь обычного человека Евгения из-за деятельности царя Петра I, автор демонстрирует конфликт между личностью и властью.
Евгений относится к такому литературному типу, как «маленький человек», на что указывает то, что он «где-то» служит мелким чиновником, что в жизни у него самые обыденные цели и стремления, которые ограничены его социальным положением: Евгений хочет получить «местечко», жениться на бедной, живущей в ветхом доме девушке Параше, обрести с ней семейное счастье, несмотря на бедность. Цели же Петра I по-настоящему масштабны: улучшить государство, вознести его на новый уровень, поставить наравне с европейскими государствами. Петр I стремился «на зло надменному соседу» заложить новый город, положение которого смогло бы «грозить шведу», он хотел «ногою твердой стать при море» и «в Европу прорубить окно». В поэме показано, что царю Петру I действительно удается достичь всех поставленных перед собой целей, в то время как Евгений не смог обрести то, о чем он мечтал.
А.С. Пушкин, используя прием антитезы, показывает, насколько отличается положение царя, по воле которого был построен Санкт-Петербург, и положение бедного человека, ничем не отличающегося от других людей.
Наивысшей точкой развития конфликта между отдельным человеком и властью является то, что из-за наводнения погибает Параша, возлюбленная Евгения, который, лишившись смысла жизни, был вынужден существовать, но не жить, постоянно мучаясь внутренними терзаниями. А.С. Пушкин показывает, что результатом конфликта между человеком и властью является то, что Евгений теряет рассудок, а после вовсе умирает.
В поэме показана неспособность обычного, ничем не примечательного человека поднять бунт против несправедливости власти. Евгений обвиняет статую Петра I, но сразу же отступает от бунта, поскольку ему показалось, что статуя направила на него грозный взгляд. Бунт героя длится всего несколько минут, после чего он извиняется перед статуей царя. А.С. Пушкин показывает, что Евгений не может пойти против власти, поскольку он не имеет внутренних сил противостоять ей. В поэме выражается мысль о беспомощности представителей простого народа бороться против несправедливости власти.
С.А. Есенин «Анна Снегина»
В поэме С.А. Есенина «Анна Снегина» через изображение Гражданской войны продемонстрированы общественные пороки.
С помощью демонстрации желания Прона Оглоблина отобрать угодья у Снегиных автор раскрывает причины революции и Гражданской войны: противоречия между крестьянством и дворянством. Сословия одного и того же народа не могут прийти к компромиссу, что является действительно серьезной социальной проблемой. Лирический герой слышит о том, что «дерутся селом на село»: «то радовцев бьют криушане, то радовцы бьют криушан». Говоря о «сплошных мужицких войнах», автор подчеркивает, что представители одного и того же народа вступили в борьбу против друг друга. По мнению поэта, Гражданская война показала все худшие стороны народа, подчеркнув порочность обеих сторон. С.А. Есенин не принимает Гражданскую войну, он осуждает кровопролитный и братоубийственный конфликт между представителями одного народа. Лирический герой выказывает недовольство тем, что ему пришлось «грудью на брата лезть» и стрелять в «близкое тело». Он признается, что ему надоело быть «игрушкой», которой управляют и забавляются другие люди, которым на руку Гражданская война. Осознанное дезертирство лирического героя – это яркий протест против жестокой Гражданской войны, которая, как отмечает лирический герой, была «за чей-то чужой интерес». Негативное отношение к Гражданской войне выражено через слова старухи, которая считает, что после того, как «прогнали царя» и наступило «безвластье», «посыпались все напасти». Жена мельника выражает уверенность в том, что Гражданская война приведет к тому, что «пропадет Расея». По сюжету поэмы так и происходит: народ сталкивается с «суровыми, грозными годами». В повествовании отмечается, что жизнь крестьянства не изменилась к лучшему. Примечательно, что Прон Оглоблин, который мечтал о революции еще до ее начала, в итоге оказался убитым самой революцией: в 1920 году он был расстрелян отрядом Деникина. С.А. Есенин показывает, что представителями новой власти становятся подобные «хвальбишке и дьявольскому трусу», лгуну и пьянице Лабуте, который причисляет себе чужие заслуги, живя «не мозоля рук». Именно Лабутя, который «в солому залез и вылез», как только отряд Деникина скрылся, вошел в состав Советов. Автор заставляет читателя задуматься над тем, что будет со страной, если представителями власти являются подобные Лабуте.
Вам будет интересно:
Официальные темы итогового сочинения 2021-2022 учебного года 11 класс