Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2021-2022 ответы и задания

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по Русскому языку 2021-2022 ответы и задания ВОШ Региональный этап ответы и задания для 9, 10, 11 классов олимпиады по Русскому языку региональный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Олимпиада проходит во всех школах регионах России 14 января

задания: 9 кл. | 10 кл. | 11 кл.
решения: 9 кл. | 10 кл. | 11 кл.
Разбор (решения):
Посмотреть 9 классПосмотреть 10-11 класс

Смотреть Онлайн 9 класс

Смотреть Онлайн 10 класс

Смотреть Онлайн 11 класс

Интересные задания:

ВОПРОС №1
Однажды диалектолог К. привёз из экспедиции запись говора жителей одной российской деревни. В записи были представлены такие слова (словоформы): пабиле́л, няси́, динька́, внизу́, люту́ю, бягу́, ляжы́т, сипи́т, нясла́, пяти́, люби́ть, сямью́, типе́рь, пабялю́, распримя́т, стриля́ть, тяну́ть, вяза́ть, глиде́ть, дивятью́ (запись приводится в орфографии, отражающей произношение слов).
Они соответствуют следующим словам (словоформам) русского литературного языка: побелел, неси, денька, внизу, люту́ю, бегу́, лежит, сипит, несла, пяти, любить, семью, теперь, побелю, распрямят, стрелять, тянуть, вязать, глядеть, девятью.
Вопросы и задания:
В представленных ниже словах (словоформах) вставьте пропущенные буквы в соответствии с тем, какой звук будут произносить на месте пропусков жители деревни, которую посетил диалектолог К.:
1) с_мна́тцать, 2) з_тья́, 3) с_ле́нье, 4) ф п_чи́, 5) д_ньку́, 6) л_са́.
На основании сравнения с материалом записи говора и словами русского литературного языка объясните, от чего зависит выбор того или иного звука, который вы обозначили на месте пропуска соответствующей буквой. Свой ответ подтверждайте примерами произношения слов в говоре (к каждому слову с пропуском должно быть указано два примера, где это возможно).

ВОПРОС № 2
Вопросы и задания:
1. В русском языке есть два прилагательных – А и Б. В речи большинства носителей русского литературного языка эти прилагательные различаются только одним звуком. Эти два слова некоторые исследователи считают контекстными антонимами, например, в сочетании с существительным поведение. Прилагательное А пришло в русский язык в середине ΧΙΧ века, прилагательное Б – только в XX веке. Назовите прилагательные А и Б.
2. У прилагательного А есть пароним – прилагательное В. У прилагательного Б тоже есть пароним – прилагательное Г. У прилагательных В и Г один и тот же суффикс. Приведите прилагательные В и Г.
3. Есть существительное Д, родственное прилагательным Б и Г, но не являющееся их производящим. Оно пришло в русский язык в конце XIX – начале XX в., а возникло в европейских языках от той же основы (с выпадением двух последних звуков), что и прилагательные Б и Г, с прибавлением суффикса со значением принадлежности, подобия.
Если мы произнесём последний слог этого существительного, а за ним прилагательное Г, то вместе получится лингвистический термин Е со значением ‘относящийся к одному из разделов грамматики’. Приведите существительное Д и лингвистический термин Е.
4. В русском языке есть прилагательное Ж, которое является, во-первых, почти полным синонимом прилагательного Б в прямом значении, а во-вторых, имеет очень похожее переносное значение. Количество букв в суффиксе прилагательного Ж в два раза больше, чем в его корне, при этом количество звуков в суффиксе больше, чем в корне, на один. Приведите прилагательное Ж.
5А. Как считают учёные, с современной точки зрения, у прилагательных А и В разные производящие слова (З и И). Назовите слова З и И, а также словообразовательные средства, с помощью которых от них образованы прилагательные А и В.
5Б. Определите суффикс прилагательного Б. Укажите и охарактеризуйте (с точки зрения словообразования) основу прилагательных Б и Г.

ВОПРОС №5
Известно, что иноязычные слова, попадая в русский язык, начинают жить по его законам, особенно в профессиональной и разговорной речи. Один владелец компании, работающей в сфере компьютерных технологий, прислал некоторым своим сотрудникам письмо следующего содержания: «Вы получили это письмо, потому что моя команда (1)биг дата проанализировала ваши активности в (2)жире, (3)конфлюенс, (4)гугл почте, чате, документах, (5)дашбордах и пометила вас как невовлечные и малопродуктивные сотрудники. Иными словами вы не всегда присутствовали на рабочем месте тогда, когда работали удаленно» (орфография и пунктуация автора сохранены). Примечание.
(1) Обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия, программных инструментов для их обработки; в широком смысле – социально-экономический феномен, связанный с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных. (2) Инструмент для управления проектами. (3) База знаний для корпоративного пользования. (4) Бесплатная почтовая служба от компании Google. (5) Отчёт в реальном времени, с помощью которого менеджеры понимают, что происходит с определёнными показателями (буквально: приборная панель, доска). Вопросы и задания: Проанализируйте с позиции лингвиста данный текст и ответьте на вопросы.
1. Какая синтаксическая роль у сочетания биг дата? Аргументируйте свой ответ.
2. Предположите, основываясь на знании грамматики русского языка, какой могла бы быть начальная форма слова (2). Докажите свой ответ, подтверждая его реально существующими в русском литературном языке примерами. Дайте их грамматическую характеристику.
3. Выявите морфологическую особенность, характерную для слова (3), в отличие от слова (2). Объясните свой ответ.
4. Определите синтаксическую роль слова гугл в контексте (4).

Вам будет интересно:

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по ЛИТЕРАТУРЕ 2021-2022 ответы и задания

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *