Основной тур олимпиады «Готов к жизни в умном городе» 6-8 классы с 15 по 28 мая

Основной тур олимпиады Готов к жизни в умном городе 6-8 классы с 15 по 28 маяОсновной тур олимпиады «Готов к жизни в умном городе» 6-8 классы . Он длится с 15 мая 28 мая. Время на выполнение — 120 минут. Начало в 12:00.

Задания 6-8 класса основного тура олимпиады «Готов к жизни в умном городе:

№ 1
В умном городе много автомобилей. Горожанину-автолюбителю стоит разбираться в устройстве этого средства передвижения, знать некоторые характеристики.
При составлении таблицы с характеристиками автомобиля, столбцы случайно неправильно отсортировали.
В этой таблице характеристики легкового автомобиля перепутаны. Соедините каждую характеристику из левого столбца с величиной и ее значением из правого столбца:
№ 2
Арсений и Роман проводили проектную работу по статистическим данным с 2010 по 2018 годы в сфере образования в городе Москве и сделали следующие выводы:
В Москве наблюдается постоянный рост числа учащихся школ. С 2010 г. по 2018 г. рост составил почти 1,3 раза.
Увеличивается доля учителей в общей численности работников, занятых в сфере образования.
Уменьшается доля административного персонала в общей численности работников, занятых в сфере образования.
Помоги Арсению и Роману правильно подобрать график и диаграммы к этим трём выводам.
Подберите график для первого вывода:
В Москве наблюдается постоянный рост числа учащихся школ. С 2010 г. по 2018 г. рост составил почти 1,3 раза.

— 1
— 2
Подберите график для второго вывода:
Увеличивается доля учителей в общей численности работников, занятых в сфере образования.

— 1
— 2
Подберите график для третьего вывода:
Уменьшается доля административного персонала в общей численности работников, занятых в сфере образования.

— 1
— 2

№ 3
Как тебе известно, в Москве активно развивается общественный транспорт. За последнее время даже появились новые виды транспорта. Сопоставь следующие схемы с видами общественного транспорта.

Для удобства пассажиров, снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и повышения экономической эффективности на наземном общественном транспорте вводят «умные» технологии. Выбери те технологии, которые удовлетворяют вышеперечисленным показателям.
— Использование транспортных средств с электродвигателями (электробусы)
— Удобный способ оплаты проезда
— Снижение уровня шума от транспортных средств в городе
— Наличие специального оборудования для маломобильных пассажиров
— Покраска всех видов наземного транспорта в единый цвет
— Наличие Wi-Fi в каждом транспортном средстве
— Установка турникетов у каждой двери транспортного средства
— Наличие кондуктора в салоне
— Наличие стоп-крана в салоне автобуса
— Мобильные приложения для телефона с расписанием общественного транспорта
— Управление транспортными потоками

№ 4
Ученики получили этот фрагмент Яндекс-карты. Она разлинована на квадратики, каждый квадратик можно обозначить буквой и цифрой. Например, самая верхняя-левая клетка обозначается А1, следующая за ней справа – Б2, ниже А1 – квадратик А2 и так далее.

На этой карте каждый из учеников загадал один квадратик и нарисовал его топографический план. Поскольку эти планы рисовали не учёные-географы, а ученики, на них могут быть неточности, к тому же они не ориентированы по сторонам горизонта, как карта Яндекса. И всё же, найти фрагменты, которые загадали ученики, не очень сложно. Найди места, по которым ученики рисовали свои планы и укажи квадратики на карте, которым эти планы соответствуют. Квадратики в ответе называй буквой и цифрой; записывайте ответ слитно, заглавными русскими буквами и цифрами.

На этой карте мы задумали несколько зданий и описали их словами. Догадайтесь по нашим описаниям, какие квадратики мы загадали, и укажите их буквой и цифрой.
На этой карте есть велотрасса – извилистая дорожка для тренировок и соревнований велосипедистов, петляющая среди лугов и перелесков. Найти велотрассу не сложно, сложнее определить тот квадрат, в котором она длиннее всего, то есть в каком квадрате велосипедист проедет по велотрассе большее расстояние.
На этой карте два канала. В каком квадрате находится самая южная точка самого западного канала?
На этой карте есть озеро, которое заходит сразу в четыре квадрата. Найдите из этих четырёх квадратов юго-западный и перейдите от него три квадрата на восток. Это и будет загаданное место.
На этой карте есть места, где фотограф сделал фотографии. Посмотри на фотографии и догадайся, в каком квадратике они были сделаны.

№ 5
Петр в автошколе научился водить машину, сдал все экзамены в ГАИ и стал полноправным автомобилистом.

Петр получил 3 штрафа, два — месяц назад, один — за последнюю неделю. В сумме штрафов пришло на 6250 рублей.

Петр решил штрафы прямо сейчас не оплачивать, но и на машине пока тоже больше не ездить.
Какую сумму придется заплатить Петру через месяц, при условии, что больше он нарушать не будет? В ответ впишите только число.
Сколько придется заплатить Петру за первое превышение скорости на 52 км/ч, если он оплатит штраф через 4 дня после получения? В ответ впишите только число.
Петр получил штраф на 500 р (при оплате в течение 14 дней). Выберите нарушение, за которое Петр получил такой штраф.
— Превышение скорости на 43 км/ч
— Превышение скорости на 19 км/ч
— Неоплата парковки
— Превышение скорости на 37 км/ч

В ГИБДД предложили новый вариант правил. По этим правилам штрафы должны рассчитываться исходя из точной скорости транспортного средства.
Игорь получил первый в жизни штраф. Ему выписали этот штраф за превышение скорости на 43 км/ч. Игорь хочет оплатить штраф сразу, чтобы он не успел удвоиться. По каким правилам он больше заплатит и на сколько рублей?
Ответ запишите в виде одного числа, в котором первые цифры показывают на сколько рублей больше, а последняя цифра — по каким правилам. Например, если Игорь заплатит на 420 рублей больше по правилам 1, то ответ будет 4201.
Определите, по новым правилам превышение скорости на сколько км/час приведет к штрафу размером 480 рублей при оплате в течение 14 дней? В ответ впишите только число.

№ 6
Посмотрите видео:
С приходом войны радикально поменялись требования к работе метеорологов. Точные и своевременные прогнозы погоды были крайне важны для всех уровней командования действующей армии и флота. Для организации работы в самом начале войны создаётся Главное управление гидрометеослужбы (15 июля 1941 года). В ходе сбора данных с разнесённых по всей территории страны постов метеонаблюдения, а также рассылки метеосводок и долгосрочных прогнозов многочисленным адресатам через каналы связи проходил огромный объём информации. В отличие от мирного времени эту информацию уже нельзя было передавать в открытом виде. Исключения иногда делались только для штормовых предупреждений. Одной из ярких иллюстраций важности метеоданных для врага может служить история захвата в 1944 году одной из заполярных метеостанций немецким десантом, высадившимся с двух подводных лодок. Его целью было получить таблицы кода «Полюс», применявшегося для шифрования данных метеонаблюдений. С другой стороны, криптографы советского военно-морского флота обеспечили сбор метеоданных и прогнозов из сетей связи сопредельных стран, что значительно повышало эффективность боевого применения авиации и кораблей.

Рис 1. Фрагмент кода «Полюс», 1944 год
Шифрование метеоданных проводилось не только при передаче по радиоканалам, подслушивание которых противник мог вести даже на большом удалении, но и при использовании проводных телефонных и телеграфных линий связи. Первым, но не единственным эшелоном защиты были так называемые переговорные таблицы, широко использовавшиеся в тактическом звене для скрытого управления войсками. Бланк одной из таких таблиц — «Переговорная гидрометеорологическая таблица (ПГМТ)», — применявшейся с 1942 года, приведён на фотографии архивного документа (рис. 2). В её клетках записаны буквы, цифры, а также некоторые часто используемые в сводках слова и словосочетания.

Рис. 2. Таблица ПГМТ, 1943 год
Указать на нужную клетку, как и обычно, можно сообщив, в какой строке и каком столбце она расположена. Пустые клетки, являющиеся заголовками строк и столбцов, перед использованием заполнялись парами цифр. Эти пары, называемые ключом, рассылались всем абонентам сети заранее и потом регулярно изменялись. Пример расписания ключей приведен на следующей фотографии (рис.3).

Рис. 3. Расписание ключей ПГМТ, 1942 год.
В этой задаче олимпиады будем считать, что для заголовков использовались только по одной паре цифр (т. е. берём из ключа только по десять первых пар для заголовков горизонталей и вертикалей), хотя на самом деле способ заполнения был несколько сложнее.
Для зашифрования текста каждый его элемент (буква, слово) заменяется на четыре цифры, соответствующие заголовкам строки и столбца. Таким образом, длительной подготовки для использования ПГМТ от метеоролога не требовалось, а зашифрование/расшифрование сводки происходило достаточно быстро. Попробуйте расшифровать метеосводку, если известно что использовался один из ключей на рис. 3.
________________________________________
3803 0850 0337 9090 7537 4090 0885 2503 0358 0810
*Для иллюстраций использованы копии рассекреченных архивных документов Центрального архива МО РФ, размещённые на портале «Память народа». Задание составлено при участии НКО Фонд содействия развитию безопасных информационных технологий в рамках проекта «Криптографический фронт Великой Отечественной».

Какой ключ используется в этой шифровке?
— 1-10 октября
— 11-20 октября
— 21-30 октября

На какую дату этот прогноз погоды?
— 13 октября
— 17 октября
— 3 октября
— 18 октября
— 28 октября
— 27 октября

Какое направление ветра прогнозировалось днем?
— З
— Ю
— ЮЗ
— СЗ
— С
— СВ
— В
— ЮВ
Зашифруйте с помощью ключа №2 (11-20 октября) следующее послание:
ДНЕМ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР ДОРОГИ ПЛОХИЕ
Ответ вписывайте только цифрами, группами по 4 цифры, между группами ставьте пробелы. Пример: 1111 1100 1100 0011 и так далее.

№ 7
Посмотрите видео:
Почти вся информации в современном мире представлена в двоичной системе счисления. Это потому, что информация на электронных устройствах хранится в ячейках, которые могут принимать только два состояния активное и неактивное. Эти состояния обозначают цифрами 1 — активная ячейка и 0 — неактивная. Эта ячейка получила название бит. Один бит может хранить только 2 значения. 0 или 1. Два бита позволяют нам закодировать уже 4 значения: 00, 10, 01, 11. А три бита — целых 8 значений. Число значений растёт как степень двойки. Если три бита дают нам восемь значений, то восемь бит позволяют хранить до двухсот пятидесяти шести значений. Но как эти единички и нолики могут хранить значения? Для этого применяются кодировки — таблицы соответствия. Используя таблицу соответствия я могу присвоить этим значениям буквы. Если я создам текстовый файл и запишу туда сообщение “БАГ”, то в двоичном виде оно будет записано в память компьютера как “001000100”

Этот набор битов я могу отправить по сети, и если у получателя есть такая же таблица кодировки, он легко расшифрует это сообщение и оно будет передано. В эту таблицу не обязательно зашифровать именно буквы. Точно так же происходит кодировка изображений, видео и аудио. Например, в случае изображений, кодируется каждый пиксель, исходя из того, какого он цвета.
В нашей задаче будет рассматриваться упрощенная модель. Код будет передаваться последовательно, сначала первая строчка слева направо, затем вторая слева направо, и так далее. Например, эта картинка в виде кода будет выглядеть так: 011111111111111111111111111111110111010010010010
Запишите с помощью двоичного кода в строчку без пробелов:
Запишите с помощью двоичного кода в строчку без пробелов:
Запишите с помощью двоичного кода в строчку без пробелов:
Вы любите музыку? Мы — да. С помощью двоичного кода можно передавать даже аудиофайлы. В нашей (упрощенной) версии будет передаваться мелодия по нотам
Вот так записываются ноты в музыке:
Запишите с помощью двоичного кода следующую мелодию:


Ответ запишите числом без пробелов.
Текст: «Я готов к жизни в умном городе!» Какое минимальное количество бит нужно, чтобы записать это сообщение в память компьютера? Ответ нужно дать в битах, просто вписав число.

№ 8
Посмотрите видео:
Согласно мнению автора видео, почему сотовая связь так называется?
— ее изобрел человек по фамилии Сот
— в мире всего сто тысяч вышек
— схема покрытия территории похожа на соты

Выберите один пункт:
— Чем ниже частота, тем меньшее количество информации можно передать с помощью такого сигнала
— Оба утверждения не верные
— Оба утверждения верные
— Чем ниже частота, тем дальше идет звук

Одна компания, специализирующаяся на связи, пообещала передать 4 типа информации. Соедините частоты и тип информации, который может передавать эта компания на этой частоте:

1 МГц Сигнал SOS
100 МГц Фильм про Измайловский парк
900 МГц Программа на радио «в мире животных»
2400 МГц Телефонный разговор

Для сотовой связи в Умном Городе выделили полосу частот 935-960 МГц. При частотном разделении каналов, каждому абоненту выделяется небольшая полоса частот в этом диапазоне. Для разговора одному абоненту нужна полоса частот шириной 10кГц. Сколько абонентов Умного Города могут одновременно поддерживать разговор от этой вышки?
В ответ впишите только число:
Борис — начинающий программист. Он написал приложение, которое каждую минуту проверяет уровень сигнала сотовой связи и сохраняет его в таблицу.
Борис катался на велосипеде 4 раза за неделю: в среду, четверг, пятницу и в субботу. Каждый раз приложение записывало его движение в течение 20 минут и заносило данные в таблицу, но вот только при записи все поездки в таблице перепутались.

А вот 4 графика, которые нарисовало приложение:

Соедините графики с подходящими вариантами из таблицы: (Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4)

№ 8
Укажите на схеме все места, в которых сигнал преобразуется из одного вида в другой, пока доходит от человека А до человека Б

№ 10
Для того, чтобы олимпиада становилась лучше и интереснее с каждым разом, команда разработчиков внимательно изучает процесс прохождения олимпиады. За любой введенный ответ ты получишь балл, но просим отвечать максимально искренне, это поможет сделать олимпиаду лучше!

Оцени все пункты от 1 до 10, где 1 — нет, не согласен, а 10 — да, полностью согласен:
— Мне понравилось проходить эту олимпиаду (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Задания были сформулированы понятно, было ясно, чего от меня хотят (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Картинки и видео помогали выполнять задания (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Сайт олимпиады удобный, сразу понятно куда нажимать в заданиях (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Мне было сложно выполнять некоторые задания (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Я думаю, что все или почти все задания выполнены правильно, я получу много баллов за эту олимпиаду (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Мне было скучно выполнять эти задания (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Получилось узнать что-то новое и интересное в процессе прохождения олимпиады (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Я раньше никогда не принимал(а) участие в онлайн олимпиадах. (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)
— Я раньше никогда не принимал(а) участие в обычных олимпиадах (не за компьютером). (1 — нет, не согласен, 10 — да, полностью согласен)

Я посещаю дополнительные занятия по
— математике
— окружающему миру
— технологии
— программированию
— Не посещаю дополнительные занятия
— Посещаю другие занятия, ответ напишу в следующем пункте


* ВОШ (официальные материалы)
* Другие олимпиады и конкурсы

Поделиться:

4 записей: “Основной тур олимпиады «Готов к жизни в умном городе» 6-8 классы с 15 по 28 мая”

  1. Как можно детям давать настолько небрежно и неграмотно сформулированные вопросы? Я про олимпиаду «Готов к жизни в умном городе».
    В первом вопросе две последние строчки дублируются. В седьмом – непонятна размерность изображения с флагом.
    Что за размер штрафа «оплата штрафа с 50% скидкой?» в 5-м вопросе. Это как понимать?

    1. Вот так составили олимпиадную работу. Действительно сложная олимпиада, но все же многие дети с радостью приняли участие 🙂

      1. Т. е. в первом задании повторение двух последних строчек так и задумано? Для сложности? А не потому что кто-то делает тяп-ляп и не проверяет то, что наворотил? И вы хотите сказать, что у этого задания есть решение???

        1. Олимпиада проходит в режиме онлайн. Желающие могут принять участие и видеть задания в оригинале. В первом задании опечатку исправили, спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *