Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2021 год по русскому языку.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать первый вариант: Скачать
Скачать второй вариант: Скачать
Решать первый вариант: Онлайн
Решать второй вариант: Онлайн
Интересные задания
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1) Знакомое всем с детства слово «тетрадь» очень древнее, и пришло оно к нам из Древней Греции. (2) Начиная с VII века до н. э. люди использовали различные приспособления и носители для фиксирования информации. (3) Это были и костяные пластинки, и свинцовые листы, и деревянные дощечки, покрытые воском. (4) На таких дощечках писали острой палочкой — стилусом, а тупым концом затирали ненужное. (5) Четыре дощечки скрепляли вместе, образуя тетру («tetra» — по-гречески означает четыре), отсюда и пошло слово «тетрадь».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) В предложении 2 грамматическая основа – люди использовали.
3) В предложении 3 есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
4) В предложении 4 грамматическая основа – писали, затирали ненужное.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Трамвай скользнул по рельсам и (1) оставив позади городские окраины (2) покатился вниз (3) в долину. Он то вылетал на душистые (4) залитые солнцем (5) лужайки (6) то нырял под тенистые деревья (7) где пахло грибами. Там и сям колею пересекали ручейки (8) солнце просвечивало сквозь листву деревьев (9) точно сквозь зеленое стекло.
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «позиция автора», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЫМОКНУТЬ (под дождём) – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2) КЛЕИТ (бумажного змея) – в безударных личных окончаниях глаголов I спряжения пишется буква И.
3) (сочинение) ПРОВЕРЕНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько в полной форме этого прилагательного.
4) БЕСЦВЕТНАЯ (жидкость) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) НИКОГО (не встретил) – в безударном положении в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ-.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Марина Тимофеевна, бабушка Насти, всю жизнь проработала в музее.
2) Настя считала себя свободным человеком, так как могла делать то, что считала нужным.
3) По мнению Марины Тимофеевны, в современном кино или Инстаграме всё придумано, ни слова правды.
4) «Игра престолов» — любимый фильм Настиной бабушки.
5) Джессика считала, что школьная форма – это символ рабства.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) – Мы любим настоящее кино! – закричала она.
2) – Ну, разумеется, – не моргнув глазом, согласилась бабка.
3) Даже в сталинских лагерях была самодеятельность!
4) Вы ходили по струнке и в школьной форме!
5) Кошке тоже нравятся диван и лоток, к которым ее определили хозяева.
8. Лексический анализ.
Найдите в тексте антоним к слову ПОВЕЛИТЕЛИ (предложение 47).
Выпишите этот антоним.