Диагностическая работа МЦКО по биологии проводится 12 мая 2022 г. с целью определения уровня освоения обучающимися 10-х классов общеобразовательных организаций города Москвы, изученных на момент диагностики разделов курса биологии и готовности к сдаче ЕГЭ.
Купить официальные варианты МЦКО 2021-2022 учебного года: Купить
1. Структура и содержание диагностической работы
Каждый вариант диагностической работы содержит 20 заданий:
8 – с множественным выбором ответов из предложенного списка;
4 – на установление соответствия элементов двух множеств;
3 – на установление последовательности процессов и явлений;
4 – с ответом в виде числа или слова (словосочетания);
1 – с развёрнутым ответом.
Задания диагностической работы группируются по основным содержательным блокам курса биологии средней школы, освоенного учащимися к моменту проведения диагностики, включая основополагающее содержание прошлых лет обучения.
2. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 65 минут.
3. Условия проведения диагностической работы
При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Работа проводится в форме компьютерного тестирования.
Официальная демоверсия МЦКО: Скачать в PDF
Смотреть работу МЦКО онлайн на сайте:
Сложные задания:
2. В Подмосковье провели опыт. На клеверном поле установили несколько каркасов, обтянутых светопроницаемой тканью, но не допускающих насекомых к цветкам. Через несколько дней цветение клевера на открытых пространствах завершилось, а клевер под каркасом продолжал цвести. Методом смывания сравнили массу нектара в цветках клевера. Как изменилась концентрация нектара в опылённых и неопылённых цветках? Для каждой группы цветков определите соответствующий характер изменения концентрации нектара.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
3. В области биологии Раймондом Линдеманом установлено правило, согласно которому «…не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов второго порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 80 000 кДж.
4. По каким принципам организованы биологические системы? Выберите два верных ответа.
1) закрытость
2) низкая упорядоченность
3) высокая энтропия
4) оптимальность конструкции
5) иерархичность – взаимная соподчинённость элементов и частей
5. Под какими цифрами на схеме биогеохимического цикла азота, расположенной выше, обозначены процессы разложения органических веществ животных и растений, осуществляемые редуцентами ?
7. Все перечисленные ниже примеры, кроме трёх, используются для описания генетического критерия вида.
Определите три признака, выпадающих из общего списка.
1) у различных представителей семейства бобовых лепестки окрашены по-разному
2) у человека 46 хромосом, у шимпанзе – 48
3) гибрид лошади и осла стерилен
4) лошадь и осёл имеют различный рост и длину ушей
5) гибрид капусты и редьки удалось размножить, только применив полиплоидизацию
6) виды – двойники малярийного комара морфологически неразличимые
8. Установите последовательность формирования популяции тёмноокрашенной бабочки берёзовой пяденицы в загрязнённых промышленных районах.
1) потемнение стволов берёз
2) увеличение численности бабочек с более тёмной окраской
3) появление популяции, состоящей из тёмноокрашенных бабочек
4) сохранение в результате естественного отбора бабочек с тёмной окраской и гибель со светлой
5) появление в потомстве разноокрашенных бабочек
Запишите в ответ цифры в нужной последовательности, не разделяя их запятыми или пробелами.
9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Самый многочисленный надкласс позвоночных животных – Рыбы.
2. Первые челюстные рыбы появились в конце ордовика и получили большое распространение в девоне, который окрестили «эпохой рыб».
3. Появление челюстей у древних рыб существенно повысило уровень их организации.
4. В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения уровня организации организма
5. У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособления к обитанию в условиях высокого давления.
6. Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбала и палтусы, имеют плоскую форму тела.
11. Установите хронологическую последовательность перечисленных этапов развития растительного мира на Земле от наиболее древних к современным.
1) господство покрытосеменных
2) появление семенных папоротников
3) сильное развитие голосеменных
4) распространение на суше высших споровых
5) появление водорослей
Запишите в ответ цифры в нужной последовательности, не разделяя их запятыми или пробелами.
12. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что из перечисленного характерно для агроценоза?
1) несбалансированный круговорот веществ
2) наличие искусственного отбора
3) разнообразие видового состава
4) влияние антропогенного фактора
5) разветвлённые сети питания
6) саморегуляция