ВОШ — Всероссийская олимпиада школьников проходит по 24 предметам. На заключительный этап приглашаются ученики 9-11 классов, получившие на региональном этапе необходимое количество баллов, а также победители и призеры финала прошлого года
Скачать задания и ответы 9 класс
Скачать задания и ответы 10 класс
Скачать задания и ответы 11 класс
Интересные задания:
1. В первом задании олимпиады вам предлагается коротко ответить на несколько не связанных друг с другом вопросов.
а) (4 балла) Горячо обсуждается вопрос о том, есть ли на рынке бензина страны X сговор производителей. Известно, что спрос на бензин в стране описывается уравнением 𝑄 = 100 − 𝑃, а текущая цена составляет 𝑃 = 35. Функции общих издержек производителей бензина являются возрастающими. Может ли в стране X иметь место сговор производителей бензина? (Считайте, что при сговоре фирмы ведут себя как монополист.)
б) (4 балла) В отличие от соотечественников, некий гражданин страны Y потребляет только товары, произведенные в стране Y, причем только те из них, в производстве которых не используются иностранные компоненты, труд и капитал. Этот гражданин не участвует в финансовых рынках других стран. Поэтому этот гражданин заявляет, что удешевление национальной валюты страны Y ему не страшно, не приведет к удорожанию его потребительской корзины и вообще не повлияет на его благосостояние. Объясните, почему это может быть не так.
в) (4 балла) В стране А КПВ описывается уравнением 𝑦 = 40−𝑥, а в стране B является ломаной линией, соединяющей точки (0; 40), (15; 30), (30; 15), (40; 0). В обеих странах товары икс и игрек потребляются только пропорции 𝑎 ∶ 1. В отсутствие торговли страны максимизируют потребление товаров. При каких значениях параметра 𝑎 > 0 взаимовыгодная торговля между странами невозможна?
В учебниках экономики, как правило, перечисляется несколько видов «провалов рынка»: недостаток конкуренции, внешние эффекты (экстерналии), недостаток общественных благ, информационная асимметрия. То, как каждая из этих причин приводит к неэффективности, можно объяснить по-разному (и зачастую это даже делается в разных главах учебника), но в этой задаче мы обсудим, как эти явления связаны между собой. В пунктах задачи приведены мнения вымышленных экономистов. Согласны ли вы с ними? Объясните вашу точку зрения, опираясь на стандартные экономические модели и приводя графические иллюстрации там, где они помогают лучше понять ваш аргумент.
а) (3 балла) Экономист А. считает, что проблема недостатка общественных благ имеет те же корни, что и неэффективность, вызванная экстерналиями.
б) (3 балла) Экономист Б. считает, что если бы не было информационной асимметрии, то потерь благосостояния, вызванных монополизиацией рынка, можно было бы избежать.
в) (3 балла) Экономист В. считает, что монополия в стандартной модели не производит общественно оптимальный объем выпуска, потому что имеет место своего рода внешний эффект.
г) (3 балла) Экономист Г. считает, что фирмы на олигополистическом рынке могут недополучать максимально возможную прибыль, потому что накладывают внешние издержки друг на друга.
3. В региональном этапе олимпиады вы решали задачу, в которой вам предлагалось найти ставку субсидии, которая приведет к восстановлению изначального равновесия на рынке после шока предложения. Для нахождения этой ставки вам была дана эластичность предложения в точке равновесия, но в жизни такая информация не всегда доступна тем, кто проводит экономическую политику. Рассмотрите снова рынок товара X, спрос и предложение на котором в любой момент времени описываются линейными функциями. Изначально равновесная цена равна 40, а выпуск –– 20. Из-за пандемии нарушились цепочки поставок, и предложение товара упало. Цена повысилась до 50, а выпуск сократился до 10. Министерство экономики считает правильным ввести субсидию в процентах от цены потребителя, чтобы цена для потребителя опустилась обратно до 40. (Субсидия выплачивается производителю.) Вы –– сотрудник министерства, которому нужно рассчитать ставку этой субсидии. Вы знаете только то, что описано выше, а также из опроса экспертов знаете, что коэффициент эластичности предложения по цене в новой точке равновесия (𝑃 = 50, 𝑄 = 10) лежит на отрезке от 1 до 10.
а) (6 баллов) Определите минимальную ставку субсидии 𝑠 в процентах от цены потребителя, после введения которой цена для потребителя гарантированно опустится на уровень не выше 40.
б) (2 балла) Определите возможные значения равновесного выпуска, если будет введена субсидия по ставке 𝑠, найденной вами в пункте а). в) (4 балла) Определите возможные значения расходов на выплату субсидии, если будет введена субсидия по ставке 𝑠, найденной вами в пункте а).
Вам будет интересно:
Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по ФИЗИКЕ — 2022 (задания и ответы)