Для 11-ти классников (выпускников 2022 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Ниже представлены 10 готовых сочинений по данному направлению.
Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить
1. Какова зависимость цивилизации от технологий?
В наше время тяжело представить жизнь без современных технологий. Научно-технический прогресс распространился на все сферы деятельности человека. Казалось бы, что большинство технологий созданы помогать человеку, облегчать его жизнь и способствовать развитию, но так ли это на самом деле? Многие писатели обращались к данному вопросу, пытаясь разрешить его.
Одним из самых известных писателей-фантастов является Рей Брэдбери, который пытался показать губительное влияние современных технологий на жизнь и сознание человека. Величайшее произведение «451 градус по Фаренгейту» открывает читателю все аспекты научного прогресса. Главный герой романа работает пожарным, но не обычным, а «особого назначения». Он сжигает книги, то есть — уничтожает историю, которая стала не выгодна и не нужна в рамках современного прогресса. Все можно заменить телевизорами и компьютерами, а человеку не обязательно, да и не нужно знать, что было до этого. Жена главного героя является настоящим прототипом современного человека. Она полностью зависит от телевизора и ее не волнует ничего что происходит вокруг. Она перестает общаться с родными и близкими, полностью заменив общение разговорами с героями бесконечных телевизионных передач.
Брэдбери показывает читателю, что не всегда современные технологии способны действовать на благо человечества.
Стоит обратиться и к другому известному произведению – «1984» неподражаемого Джорджа Оруэлла, в котором поставлен такой важный вопрос как, сохранится ли радость к жизни в мире, где цивилизация превращает человека в робота? У героев этого романа нет даже имен – одни порядковые номера. Постоянный контроль и жестокость власти не дает людям времени на размышления, да, собственно, на жизнь тоже. Каждый день расписан по минутам – отдых, еда работа и сон. Человек здесь — это просто маленький винтик в огромной системе современных технологий, и он не имеет права на собственные мысли, чувства и переживания.
Не только классики пытались разобраться в том, как влияет технологический прогресс на человека, но и современные авторы. Наталья Вишнякова в своей повести «Не плачь» пытается показать, что прогресс и развитие технологий это лишь инструмент в руках цивилизации. Так главный герой – Костя, вынужденный провести остаток своей жизни в инвалидном кресле видит мир лишь через призму интернета и телефона. Как жить и чем заниматься решает только он сам, и он пытается раскопать тайну своей семьи. Еще один персонаж книги – Юля. Она постоянно сидит в телефоне и проводит в виртуальном мире все свободное время. Таким образом девушка оказывается втянута в непонятный челлендж, задачи которого становятся все труднее и опаснее с каждым разом.
Подводя итог всему вышесказанному, можно точно определить, что современные технологии в основном имеют пагубное влияние на человечество. Конечно, множество технологических достижений созданы, чтобы служить на благо цивилизации, но они не должны полностью заменить человека, его труд, его мысли и чувства.
2. Когда прогресс может привести к трагедии?
Технологический прогресс призван служить на благо обществу, но несмотря на это, он может принести непоправимый вред мирового масштаба. Появление новой техники привело человечество к глобальной проблеме – ухудшение окружающей среды. Новейшие технологии, позволяющие облегчить и улучшить качество жизни современного человека сильно повлияли на развитие цивилизации в целом. Люди уже не могут представить себе жизнь без современных технологий.
Научно-технический прогресс способствовал развитию медицины. Новые технологии продвинулись настолько далеко, что позволяют вылечить серьезные заболевания и спасать безнадежных больных.
Обратимся к рассказу Рея Брэдбери «Посещение». Главная героиня миссис Хэдли узнает, что после смерти сына, его органы были пересажены нескольким людям. Она решает навестить их, игнорируя все правила и нормы. И только познакомившись с человеком, в чьем теле бьется сердце ее покойного ребенка она успокаивается. Совсем недавно даже представить было сложно, что когда-то появятся такие сложны операции, способные спасти жизни многих людей.
Не будем забывать и то, что технологический прогресс «подарил» человечеству атомные реакторы и водородные бомбы, способные стереть с лица земли целые города. Техногенная катастрофа на Чернобыльской станции один из показателей того, как может прогресс привести к трагедии. Отголоски тех страшных событий преследуют человечество и по сей день.
Одним из важнейших открытий стало изучение и освоение космоса. Это способствовало возникновению современных систем связи, новых открытий в метеорологии и навигации. Но всегда ли такие открытия несут исключительно положительный характер?
В одном из рассказов Брэдбери, включенным в «марсианские хроники», писатель пытается объяснить нам что, прогресс не всегда действует на благо цивилизации. Главные герои узнают, что жизнь на Марсе существовала, но была уничтожена предыдущими исследователями. Сами того не зная, люди принесли на Красную планету вирус, который оказался губительным для ее обитателей.
Сюда же можно отнести и другой рассказ Брэдбери «И грянул гром», который явно дает понять, что современные технологии способны принести непоправимый вред всему человечеству. В нем описываются события, происходящие после изобретения машины времени. Писатель показывает, насколько опасны могут быть научные открытия в руках человека. Главный герой по имени Экельс отправляется в прошлое ради развлечения, но его поведение приводит к трансформации привычного ему мира.
Подводя итоги, можно сказать, что прогресс влияет на все сферы жизни человека. Он может принести как огромную пользу, так и не поправимый вред цивилизации. К любому новому изобретению стоит относиться с осторожностью и взвешивать все минусы и плюсы его использования, изучать его влияние на жизнь человечества. Несомненно, прогресс не остановить, но нельзя допустить, что бы научные открытия привели к трагедии.
3. Чем опасен технический прогресс?
Научно-технический прогресс влияет на все сферы человеческой жизни. Каждый день люди пользуются благами научных достижений и не задумываются о том, что технический прогресс может быть опасен.
Научно-технические достижения влияют на становление и развитие человека, начиная с раннего детства. Появление компьютеров и смартфонов в корне изменили восприятие мира. Из-за этого появились зависимости, болезни и даже психические отклонения. Вот несколько примеров неблагоприятного влияния технологий на человека.
Современные дети уже в три года могут пользоваться смартфонами, найти нужную игру или включить любимый мультфильм. Это мешает маленькому человеку по-настоящему узнавать окружающий его мир. Помимо этого, детская психика еще не устойчива, и, если ребенок увидит на экране что-то пугающее или опасное, это оставит непоправимый след на его восприятии мира.
Более старшее поколение становится зависимо от компьютерных игр и проводит почти все свое свободное время в виртуальном мире. Это серьезно влияет на психику человека. Также огромную опасность таят в себе внешне так безобидные социальные сети. Люди перестали выходить на улицу, предпочитая запереться в комнате и общаться в интернете.
Стоит обратить внимание на одно из самых популярных произведений «451 градус по Фаренгейту» удивительного писателя Рея Брэдбери. В нем он пытается показать, насколько технический прогресс может быть опасен для цивилизации. Главный герой романа работает пожарным «особого назначения». Власть приняла решения уничтожить историю, а именно – сжечь всю «не угодную» литературу. Зачем человеку знать прошлое, если у него прекрасное настоящее и лучезарное будущее? Технический прогресс поработил человечество. Люди здесь не задают вопросов, а слепо верят всему, что увидят на многочисленных телевизионных экранах. Они заперты в своих квартирах, словно в клетках и, променяв общение с родными и близкими, начинают разговаривать с героями телевизионных передач.
В погоне за новыми техническими изобретениями люди потеряли свое человеческое я. Когда общество опомниться и поймет, что бесконечная, жестокая жадность не приведет ни к чему хорошему? Всех денег не заработаешь и уж тем более не унесешь с собой после смерти.
Появление атомных электростанций принесло не только значимую пользу для развития цивилизации, но, с другой стороны, несет в себе и не меньшую угрозу. Авария на Чернобыльской АЭС до сих пор не забыта. Это событие принесло непоправимый вред не только человечеству, но и окружающей природе. Но как можно заметить, люди не учатся на своих ошибках. Мало кто знает, что под землей каждый день проводятся испытания ядерного оружия, но никто не задается вопросом о том, как это влияет на земную кору и на планету в целом.
Подводя итоги, стоит сказать одно – технический прогресс, несомненно, опасен для человечества и для планеты. Если люди будут продолжать бездумно пользоваться ресурсами новых изобретений, нашу цивилизацию ждет неминуемый крах.
4. Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
Мир совершенствуется каждый день, ежедневно происходят какие-то научные открытия. Мобильные телефоны, автомобили, поезда, самолеты, компьютеры, новейшая бытовая техника – все это уже давно вошло в нашу жизнь и стало привычным, обыденным.
История покорения космоса служит наиболее ярким примером торжества разума человека: с момента, как созданный впервые летающий объект смог преодолеть земное притяжение и до новейших разработок орбитальных аппаратов для полета на Марс прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет! За всю историю человечества ученым удалось победить огромное количество болезней: только за последние пять лет ими было осуществлено внедрение генной терапии, с помощью которой можно устранять врожденные отклонения.
Ученые со всего мира трудятся для того, чтобы упростить нашу жизнь, сделать ее ярче, удобнее, интереснее. Исследователи стремятся освоить и населить людьми новые планеты, вылечить абсолютно все болезни и, в идеале, добиться бессмертия. Однако, здесь неизбежно возникает вопрос: должен ли ученый нести ответственность за свое научное открытие? Что будет, если вдруг эксперимент выйдет из-под контроля? Об этом есть немало примеров в художественной литературе, которые заставляют задуматься над этой проблемой.
Так, например, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» говорится о том, что не все научные открытия бывают полезны. Профессор Преображенский, выдающийся исследователь в вопросах омоложения, отважился на весьма необычный эксперимент. Он решил превратить обычного дворового пса в человека, не задумываясь о том, какими могут быть последствия. Эксперимент удался на славу, но новый человек с фамилией Шариков не приобрел вместе с человеческим обликом душевные ценные качества. Он так и остался, по сути, дворовой собакой, наглой и дерзкой, и вел себя подобно животному. Такое поведение наносило непоправимый вред другим. Ученый вовремя осознал свою ошибку и тотчас же принял решение превратить этого человека обратно в дворового пса. Таким образом, Преображенский, не задумываясь о том, что его эксперимент был изначально лишен гуманности, чуть было не натворил непоправимое.
В произведении Евгения Велтисова «Приключения Электроника» профессор Гель Иванович Громов сумел создать кибернетического мальчика, похожего, как две капли воды, на настоящего пацана по фамилии Сыроежкин. Так получилось, что ученый отвлекся, и робот сбежал. В ходе развития событий реальный мальчик и кибернетический смогли подружиться: Электроник, пользуясь невероятной схожестью, с легкостью решал за него задачи у доски, успешно выступал с научными докладами. Его авторитет рос, а Сыроежкин остался в тени. В конце концов, настоящий Сережа почувствовал себя лишним и сумел найти в себе мужество, чтобы признаться, кто есть кто. Трудно себе представить, куда бы могло привести открытие профессора Громова, если б реальный человек не опомнился и не признался.
Таким образом, напрашивается вывод, что ученым необходимо нести ответственность за научные открытия. Им следует придерживаться определенных моральных норм, думать о возможных последствиях, ведь даже одним неосторожным шагом можно загубить все, что было нажито в течение всей истории человечества.
5. Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
Новые технологии сегодня стали реалиями нашей повседневной жизни. Сегодня уже невозможно представить жизнь без мобильных телефонов, компьютеров, автомобилей, современной бытовой техники. Все это постоянно усовершенствуется, появляются новые, усложненные модели, заставляющие человека все плотнее погружаться в процесс. Молодые люди с удовольствием пользуются этими возможностями, позволяющими сделать жизнь удобнее, динамичнее и ярче. Старое поколение, наоборот, не спешит разрушать то, что уже устарело. Они настороженно воспринимают технически усовершенствованные новинки и с трудом привыкают к новым технологиям. Кто-то, например, не доверяет социальным сетям и Интернету, другие испытывают трудности с тем, чтобы освоить модель нового смартфона или записаться онлайн к врачу.
Возникает вопрос: почему старшее поколение не принимает новые технологии? Неужели им не хочется обеспечить жизнь большим комфортом, освоить что-то более интересное?
Совершенно очевидно, что проблема абсолютно не нова, она стара, как мир. Тому есть несколько причин, две из которых, возможно, являются основными.
Первая причина – психологическая, заключается в том, что старое поколение не хочет отпускать то, что сопровождало их большую часть жизни. Им больно осознавать, что это время ушло, приходит что-то новое, чужое. Они отчаянно пытаются зацепиться за прежние установки, материальные привычные предметы, потому что это – их мир, с которым они не хотят расставаться. Признать это для них означает потерпеть поражение.
Так, например, в драме А.Н. Островского «Гроза» престарелая странница Феклуша, узнав о том, что в Москве появились поезда, заявляет, что все это не к добру. По ее словам, «огнедышащее чудище», то есть поезд, есть происки дьявола. Она привыкла странствовать пешком и не готова принять, что можно жить как-то по-другому. Интересно, что Кабаниха, представительница того же поколения, с удовольствием ее в этом поддерживает.
Вторая причина заключается в том, что людям старшего возраста физически труднее что-то освоить. Этот пример ярко продемонстрирован в романе И.А. Гончарова «Обломов». Несмотря на то, что главному герою, Илье Ильичу, нет еще и сорока лет (хотя, по меркам XIX века это был весьма солидный возраст), он не готов принять предложение Штольца, чтобы перестроить свою жизнь. У него нет на это сил, хотя, в глубине души, он соглашается с другом, утверждающим, что грядет научно-технический прогресс и скоро там, где стоит его имение, будут ходить поезда. Обломов предпочитает прожить остаток жизни по-старинке и медленно угасает, так и не познав благ научно-технического прогресса.
Таким образом, становится очевидно, почему старшее поколение не спешит принять новые технологии, довериться современным открытиям и перестроить собственную жизнь. Для них это сопряжено с лишком большими трудностями. Им привычнее и удобнее продолжать жить в своем ритме, не впуская в свой мир ничего странного, непривычного, чужого.
6. Почему обществу необходим прогресс?
С самых древнейших времен, еще когда человек впервые взял в руки палку и сделал ее своим трудовым орудием, человечество неуклонно шагало к прогрессу: училось добывать огонь, охотиться, осваивать земледелие. Люди научились строить жилища, начали осваивать новые территории, мастерить новые орудия труда.
Постоянно совершались все новые и новые открытия, от признания того, что земля вращается вокруг Солнца до полетов в космическое пространство. Во все времена прогресс охватывал все сферы человеческого существования: в политическом, экономическом, морально-этическом плане. Прогресс так же естественен, как само течение жизни, поскольку только с его помощью возможно расти, решать социальные, материальные и нравственные проблемы человечества.
Иногда приходится слышать мнение о вреде прогресса, однако, мало кто помнит, как жили люди до развития медицины, сколько ручного труда они вкладывали до существования промышленности, насколько тяжело было незащищенным слоям населения без развития социальной и законодательной сфер. Вспомнить об этом помогут примеры из художественной литературы.
Так, например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» дикой и неприглядной выглядит жизнь героев. Катерина Ивановна, потеряв мужа, осталась прозябать одна с тремя малыми детьми. Ни пособий, никаких социальных льгот не существовало и в помине, героине приходилось жестоко голодать, а падчерице – пойти на панель, чтобы хоть как-то прокормить семью. Возможностей для заработка у женщины в то время было немного: даже благородной образованной девушке, обедневшей дворянке пришлось бы в лучшем случае работать гувернанткой и терпеть оскорбления, а уж представительнице из социальных низов не приходилось даже мечтать и о такой работе.
Катерина Ивановна болела открытой формой туберкулеза, но пойти в больницу она не могла, поскольку бесплатного медицинского обслуживания попросту не существовало.
Сегодня же, с развитием прогресса в социальной, политической и законодательной сферах, государство оказывает поддержку малообеспеченным семьям, предоставляет бесплатное образование и медицинские услуги. Таким образом, говорить о необходимости прогресса, даже не приходится, ибо все очевидно.
В другом произведении, в поэме Н.А. Некрасова отражена нелегкая доля русской женщины до развития общественного прогресса. Матрена Тимофеевна поведала странникам о своей нелегкой судьбе: о том, сколько пришлось ей вынести в доме мужа, постоянных унижениях, тяжелом ручном труде, потери ребенка, оставшегося без присмотра. На сегодняшний день положение женщины в обществе кардинально изменилось: она не слывет больше существом «второго сорта», может устроиться на работу, вести самостоятельный образ жизни. Домашний труд облегчился в разы, есть возможность отдать ребенка в бесплатный детский сад или школу.
Таким образом, обществу прогресс жизненно необходим. Он является своего рода гарантией человеческого благополучия в материальной, социальной, нравственно-этической сферах.
7. Что значит разумное использование технологий?
С момента зарождения жизни на Земле общество стремительно двигалось к прогрессу. Если появление первичных, примитивных технологий было вызвано простой необходимостью выжить, выстоять перед суровым лицом природы, то затем, постепенно, с каждым веком происходили новые открытия, появлялись всевозможные изобретения, направленные для обеспечения полноценной жизни человека. Человек уже не был беспомощным природным придатком, он начинал чувствовать себя все увереннее и сильнее.
Стремительное развитие промышленности, развитие инфраструктуры ознаменовано с приходом XX века, и с этого периода технологии заполнили все жизненное пространство. Именно с этого момента можно говорить о влиянии человека на экологию как о глобальной проблеме, поскольку использование технологий в большинстве случаев происходит неразумно.
Что значит разумное использование технологий? Это значит, что человек должен контролировать свою деятельность, не причиняя ущерб окружающей среде. Сегодня об этом говорят не только философы, но и писатели, призывая человечество переосмыслить свое отношение к своей деятельности и сделать использование технологий более разумным.
Так, например, Евгений Носов в рассказе «Кукла» описывает локальную экологическую катастрофу в небольшом населенном пункте под Липино. Он вспоминает, как когда-то, в молодости, еще до войны, он ходил на глубокие, чистые водоемы и возвращался всегда с богатым уловом. Теперь же, всего через несколько десятков лет, он увидел ужасающую картину: самые глубокие места обмельчали, затянулись песком и болотной травой. Донная тина раздобрела от избытка удобрений, постоянно сюда сносимых дождями с полей. Вода загрязнена пестицидами, промышленными отходами, мусором. Рыба исчезла, вместо заливных лугов образовался пустырь. Описывая такую плачевную картину, автор подчеркивает, сколько вреда наносит человечеству неразумное использование технологий.
В другом произведении, рассказе «Людочка» В.П. Астафьев описывает типичный провинциальный городок, обезображенный экологической катастрофой. Не закопанная вследствие халатности рабочих производственная труба превратилась в токсичный, смрадный источник промышленных отходов. Ядовитые, радужные кольца мазута, мыльная слизь, распаренная глиняная жижа обволокли деревья, начисто выжгли всю траву. Рядом гуляли взрослые и дети, пасся домашний скот, однако, никто из руководства завода на происходящее внимания не обращал. Писатель с грустью замечает, что это — довольно обыденная картина, и вряд ли что-то изменится в ближайшем будущем.
Таким образом, писатели призывают людей к разумному использованию технологий. Человек, в погоне за материальными благами, лучшими результатами не должен забывать о том, куда может привести бесконтрольная деятельность. Только бережное отношение к природным ресурсам и их осмысленное использование позволят направить достижения прогресса на всеобщее благо и привести человечество к процветанию.
8. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Начало технического прогресса традиционно связывается с серединой XIX века, это, своего рода, тот переломный момент, когда процесс развития науки, промышленности, техники начал развиваться особенно стремительно. Усовершенствование рабочего труда, появление трудовых коллективов, постепенное внедрение автоматизации – все это неизбежно привело к тому, что сознание людей тоже стало меняться. Изменился сам ритм жизни: на смену патриархальному, размеренному, природному укладу пришло регламентированное, мобильное существование. Это отчетливо ощущается в произведениях классиков и писателей нового поколения, описывающих эпоху середины XIX века и до наших дней включительно.
В произведении Н.Г. Чернышевского «Что делать?» описываются люди новой формации, появившиеся в эпоху зарождения технического прогресса. Главные герои – студенты, которые занимаются естественными науками, все они твердо верят в силу образования и грядущего технического прогресса. Эти образованные, всесторонне развитые люди представляют собой полную противоположность предыдущим поколениям, пределом желаний которых было иметь возможность жить обеспеченной жизнью, ездить на охоту, балы и потихоньку стареть в окружении внуков. Герои Чернышевского хотят принять непосредственное участие в смене общественного режима, в улучшениях жизненных условий людей, каждый из них имеет конкретную цель и план к ее достижению.
Автор дает в романе и образ «новой» женщины: Вера Павловна, в отличие от женщин предыдущего поколения, намерена приносить пользу людям, она собирается стать известным врачом, лечить ранее неизвестные заболевания. Впоследствии она организовывает швейную мастерскую, с четким рабочим графиком и приемлемыми условиями труда. Таким образом, Чернышевский показывает, насколько изменились взгляды людей в условиях зарождения технического прогресса.
В другом произведении, романе Е.И. Замятина «Мы», показано, каким образом изменилось человеческое сознание с расцветом технического прогресса. Несмотря на то, что это произведение относится к началу XX века и, по сути, представляет собой модель сознания общества будущего, оно во многом повторяет образ человека наших дней. Человек здесь представлен неким винтиком в большом, отлаженном механизме, жизнь которого строго подчинена ежедневному распорядку. Люди одеты и накормлены, внешне благополучны, но лишены времени и душевных сил на любимые дела, на свободу самовыражения и личностное развитие. Невольно предстает образ современного человека, затравленного однообразным режимом «работа-дом». Создается впечатление, что это не люди, а роботы, машинально выполняющие рутинную работу. В суете будней люди теряют вдохновение и вкус к самой жизни, забывают о своей истинной природе.
Таким образом, совершенно очевидно, что каждая ступень технического прогресса неизбежно меняет мировоззрение человека, влияет на его сознание и жизненный уклад.
9. Какие люди способны стать двигателями прогресса?
С самых истоков своего существования человечество стремительно идет к прогрессу. Появляются новые открытия, изобретения, направленные на улучшение качества жизни, на большую производительность труда. Меняются взгляды, привычки, на смену старым, изжитым установкам приходят новые, прогрессивные идеи. Однако, кто формирует этот процесс? Разумеется, само общество. Но все ли люди способны на то, чтобы стать двигателями прогресса?
Совершенно очевидно, что нет, поскольку безынициативные, мало образованные, привыкшие довольствоваться тем, что есть, люди вряд ли смогут оставить после себя след в истории. Они никак не повлияют на общество, не выдвинут ни одной прогрессивной идеи и уж тем более не воплотят ее в жизнь.
Однако во все времена находились личности, способные повести за собой, дать неуловимое вдохновение. Как правило, это очень решительные, смелые люди, которые не боятся испытать что-то новое, посмотреть на привычное с другой стороны. Чтобы попробовать опровергнуть известное, нужно иметь определенную смелость, и неудивительно, что поначалу нередко такие смельчаки подвергались осуждению общества. Тем не менее, большинство таких открытий нашли применение в жизни и стали привычной реальностью человечества. Таким образом, на развитие прогресса способны решительные, смелые люди, умеющие смотреть на проблему всесторонне. Примеры такого явления часто можно встретить на страницах художественных произведений.
В рассказе А. Платонова «Песчаная учительница» повествуется о молодой выпускнице института, Марии Нарышкиной, получившей распределение в один из засушливых районов. По сути, это была самая настоящая пустыня с зыбучими песками, где люди не могли нормально жить. Ничего не было для создания быта: ни воды, ни дров, ни возможности для выращивания посевов. Героиня приехала преподавать, но людям было не до науки. Все их время посвящалось на откапывание жилищ от песка, поэтому школьникам некогда было посещать занятия. И тогда отважная учительница нарушила учебную программу: она стала читать лекции о том, как изменить климат, сделать его пригодным к существованию человека. В школу стали приходить и дети, и взрослые, всеобщими усилиями они превратили пустыню в прекрасный оазис. Вскоре эта учительница получила приглашение в другой район, более засушливый, поскольку в РОНО оценили ее неординарный подход и решили, что она может принести пользу другим, нуждающимся в помощи людям.
Вторым примером может послужить произведение Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Главная героиня, Вера Павловна, организовывает швейную мастерскую, куда набирает девушек, столкнувшихся с жизненными проблемами. Она постоянно им помогает: добивается улучшения жизненных условий, достойно оплачивает их труд, не обременяет лишними часами работы. Вера мыслит прогрессивно: постоянно вносит в свой цех какие-то улучшения, не боится пробовать что-то новое. В конце концов, она создает целую швейную фабрику и новые рабочие места.
Таким образом, стать двигателями прогресса могут решительные, смелые люди, не боящиеся идти нетривиальным путем, думающие о всеобщем жизненном благе.
10. Как Вы понимаете фразу Эдисона: «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса»?
Прогресс беспрерывно ведет человечество: развиваются новые технологии, открываются ранее неизвестные законы. Все известное и уже изобретенное бесконечно совершенствуется, чего бы это ни касалось, от одежды до промышленных станков. Появляются все новые модели бытовой техники, мобильных телефонов, предметов интерьера. В целом все это многообразие призвано внести большее удобство в жизнь человека, обеспечить его максимальным комфортом. Но что формирует такой прогресс? Что заставляет человека изобретать новую модель телевизора или ноутбука? Ответом на этот вопрос могло бы послужить высказывание известного изобретателя Эдисона: «Неудовлетворенность – первейшее условие прогресса». Ярко проиллюстрировать эти слова помогут аргументы из художественных произведений.
В произведении Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» рассказывается об известном летчике-истребителе, герое Советского союза, Алексее Мересьеве. Этот отважный, полный мужества человек, чуть было не погиб во время воздушного боя. Самолет упал, но герой выжил, сумев выбраться ползком из зимнего леса за восемнадцать дней. В госпитале ему пришлось ампутировать обе обмороженные ноги, а также заново учиться ходить, чтобы как-то себя обслуживать. О том, чтобы жить жизнью полноценного человека, не могло быть и речи. Однако, Мересьева совершенно не удовлетворял такой исход. Он пообещал, что не только встанет на протезы и научится в совершенстве ими владеть, но и будет совершать боевые полеты. Такие прогрессивные взгляды возмутили было врачей, однако, Алексей был непоколебим: постоянно тренировался всевозможными способами, научился идеально двигаться во время танца. Спустя немного времени он добился разрешения учиться летать на протезах и продолжал тренироваться в воздухе.
Алексей сдержал свое обещание: через несколько месяцев он уже активно участвовал в боевых сражениях. До настоящего момента это было что-то неслыханное, но Мересьев, неудовлетворенный участью инвалида, смог доказать всему миру, что даже потеряв обе ноги, можно продолжать летать и сражаться.
В другом произведении, рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», рассказывается о молодых учителях, супружеской паре, приехавшей из города в сибирскую глубинку по распределению. Послевоенная обстановка не давала для проведения полноценных занятий никаких шансов: не было парт, книг, письменных принадлежностей. Однако прогрессивные взгляды учителей толкнули их на активные действия, и уже через некоторое время в деревне Овсяновка была новая школа с настоящими партами, букварями и тетрадками. Учителя, конечно, могли бы оставить все, как есть, но их неудовлетворенность существующим порядком вещей послужила поводом для свершения прогресса. Теперь в деревне была своя школа, и это означало, что новое поколение будет образованным, в отличие от их родителей.
Таким образом, со словами Эдисона невозможно не согласиться: неудовлетворенность существующим порядком вещей действительно служит хорошей почвой для свершения прогресса