ЕГЭ 2024. Все известные вопросы второй части ЕГЭ-2023, упорядоченные по номерам и по разделам курса.
Скачать вторую часть ЕГЭ: Скачать
Интересные задания:
Задания 17
1 (17) Текст про социальное познание
17. Какая характеристика научного знания приведена в тексте? Что, по мнению автора, представляет из себя практика? В чём, по мнению автора, состоит конечная (настоящая, истинная) цель познания? (Ответ на все три вопроса дается только на основе положений текста.)
2 (17) Перемены, происшедшие в последние десятилетия в экономической, технической и социально-политической сферах, обусловили серьезные сдвиги в культурных основах современного индустриального общества. Изменилось все: стимулы, побуждающие человека к работе, противоречия, становящиеся причинами политических конфликтов, религиозные убеждения людей, их отношение к разводам… абортам, гомосексуализму, значение, которое человек придает обзаведению семьей и детьми. Можно пойти еще дальше и позволить себе утверждение, что за время существования современного индустриального общества изменилось даже то, чего люди хотят от жизни. Все эти перемены происходят постепенно, в свою очередь, отражая изменения в процессе формирования человека, определяющие лицо различных поколений. Так, среди старших членов общества по-прежнему широко распространены традиционные ценности и нормы, тогда как группы молодежи все больше становятся привержены новым ориентациям. По мере того, как более молодое поколение взрослеет и постепенно вытесняет старшее, происходит и трансформация мировоззрения, превалирующего в обществе.
У граждан западных стран стали меняться ценностные ориентации — преобладающее внимание к материальному благосостоянию и физической безопасности уступило место заботе о качестве жизни.
причины и последствия такого культурного сдвига носят сложный характер, однако его основной принцип можно изложить весьма доходчиво: людям свойственно высказывать обеспокоенность в связи с непосредственными нуждами или грозящими опасностями, а не в отношении вещей, которые кажутся далекими или не имеющими к ним непосредственного отношения. Например, стремление к красоте носит более или менее универсальный характер, однако голодный человек будет занят поиском скорее пищи, нежели эстетического удовлетворения. Между тем беспрецедентно большая часть населения западных стран выросла в условиях исключительной экономической безопасности; в результате таковая по-прежнему рассматривается как ценность позитивного характера, однако ее относительное значение сегодня не столь велико, как в прошлом.
Культура представляет собой систему воззрений, ценностей и знаний, широко распространенных в обществе и передающихся из поколения в поколение. Если многие черты человека имеют врожденный и неизменный характер, то культура является предметом усвоения и в разных обществах может оказываться различной. Наиболее ключевые, рано усвоенные ее аспекты мало подвержены переменам: во-первых, в силу того, что для изменения центральных элементов когнитивной организации взрослого человека необходимо массированное воздействие, и, во-вторых, потому, что самые сокровенные ценности становятся для человека самоцелью и отречение от них порождает неосознанные страхи и
утрату уверенности в себе. Конечно, в условиях серьезных и постоянных сдвигов социетарного характера преобразованиям могут подвергнуться даже ключевые элементы культуры, однако их изменение, скорее, будет происходить с вытеснением одного поколения другим, чем путем перестройки сознания взрослых людей, чья социализация уже состоялась.
(Р. Инглхарт)
17. Какое изменение в мировоззрении разных поколений приводит автор? Как автор характеризует изменение ценностных ориентаций граждан западных стран? Почему, по мнению автора, ключевые, ранее усвоенные аспекты культуры мало подвержены переменам? (Приведите две причины.) (Ответ на все три вопроса дается только на основе положений текста.)
3 (17) Текст А. Разина про мораль. 4 (17) Приблизительные границы фрагментов текста
В современном мире роль образования как социального института приобретает все большую значимость. Развитие науки и технологий, усложнение трудовой деятельности даже в самых простых сферах экономики способствуют повышению спроса на образование и, соответственно, актуализируют потребность в совершенствовании самой системы образования. В социокультурном срезе образование, в первую очередь, может рассматриваться как процесс трансляции социокультурного опыта, накопленного в течение всей продолжительности исторического
развития человечества. Если обращаться к основным функциям образования в социокультурном смысле, то мы можем отметить, во-первых, направленность образования на освоение человеком материальной и духовной культуры окружающего его общества, что подразумевает трансляцию социокультурных кодов, позволяющих человеку воспринять выработанные предшествующими поколениями культурные навыки и впоследствии совершенствовать их, опираясь на уже накопленный опыт. Во-вторых, посредством образования осуществляется социализация личности, человек включается в
систему социальных отношений и связей, совершенствуя свои коммуникативные навыки. В-третьих, образование представляет собой инструмент распространения и усвоения определенных духовно-нравственных ориентиров, ценностно-поведенческих установок. Таким образом, образование выполняет важнейшую функцию воспроизводства социокультурного опыта, способствуя трансляции знаний между поколениями и обеспечивая социокультурную преемственность. Выделяется две плоскости образования — формальная и неформальная. Говоря о неформальном образовании, мы имеем в виду все те виды образовательной деятельности, которые не институционализируются, не регулируются какими-либо формальными нормами — к примеру, самообразование индивидов. В социальный институт образование превращает как раз его институционализация, то есть организационное оформление, предполагающее создание относительно централизованной системы трансляции знаний, социокультурного опыта, в соответствии с определенными формальными нормами и исходя из идеологических установок, господствующих в конкретном обществе в конкретный исторический период. Функционирование образования в качестве социального института в первую очередь выгодно обществу, поскольку позволяет централизовать процесс трансляции социокультурного опыта и управлять им, исходя из общественных нужд. В современном мире значимость социального института образования повышается, но, в то же время, он претерпевает существенные изменения. Изменяется сама суть взаимоотношений обучающего и обучаемого, что также связано с глубокими социальными и социокультурными трансформациями в современном обществе. Теперь учитель и ученик — это скорее партнеры, взаимосовершенствующиеся в процессе совместной креативной инновационной деятельности и взаимообучающие друг друга. Одновременно повышается значение самообразования, возможности которого существенно возрастают в контексте информатизации социума, распространения информационно-коммуникационных технологий.
(По А.М. Старыгиной)
Вам будет интересно:
ЕГЭ по обществознанию 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант №4 (задания и ответы)