Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности для 5 класса функциональная грамотность, учимся для жизни по новым ФГОС 3 поколения на 2022-2023 учебный год.
- Скачать рекомендации по читательской грамотности
- Скачать рекомендации по математической грамотности
- Скачать рекомендации по глобальной компетенции
Важность формирования читательских умений для успешного обучения бесспорна, поскольку уровень развития читательской грамотности во многом определяет как общую успешность обучения, так и формирования всех компонентов функциональной грамотности. Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.
Читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности предусмотрена работа с противоречивой, неоднозначной, непроверенной информацией, которая учит оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели, в том числе манипуляции, осмыслять сообщения информационного потока и вырабатывать свою точку зрения.
Работа в рамках модуля «Читательская грамотность» курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» поможет пятикласснику развить сформированные в начальной школе читательские умения и продвинуться в овладении новыми умениями в процессе решения более сложных читательских задач. Материал занятий позволяет включить пятиклассников в активную деятельность, связанную с чтением, пониманием, анализом текстов разных типов и стилей, оценкой, содержащейся в них явной и скрытой информации.
Обратим внимание, что во ФГОС ООО 2021 г. на уровне целеполагания, планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных) зафиксирована направленность образования на формирование у обучающихся умений и навыков функциональной читательской грамотности как интегративного умения, способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формирование функциональной грамотности является одной из задач обновленного стандарта основного общего образования. Деятельность учителя математики в этом направлении осуществляется и на уроках, и на внеурочных занятиях, совершенствующих математическую подготовку обучающихся. В 5 классе в рамках модуля «Математическая грамотность.
Особенностью внеурочных занятий является возможность учащихся обратиться к педагогу за помощью в выполнении любого задания как во время групповой, так и в ходе индивидуальной работы. Предлагаются 4 занятия, каждое из которых включает 3 комплексных задания, в каждом из которых по 3 задания/вопроса.
Задания каждого занятия связаны с определенной тематикой. Так, в занятии 1 ситуации, представленные в заданиях, связаны с путешествиями и отдыхом, в занятии 2 – с развлечениями и хобби, в занятии 3 – со здоровьем и занятием спортом, в занятии 4 – с домашним хозяйством.
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие.
В 5 классе работа по направлению «глобальные компетенции» строится на основе полученных школьниками знаний, в том числе, об окружающей среде и ее состоянии.
Пятиклассники оперируют базовыми понятиями общественнонаучных дисциплин, приводят характеристики социальных норм, активно привлекают личный социальный опыт для разбора комплексных ситуаций – кейсов.
Вам будет интересно:
Классные часы «Разговоры о важном» на 26 сентября 2022 для 1-11 классов