Сочинение 13.1 ОГЭ «Какие эмоции передаёт в тексте восклицательный знак?»

Сочинение 13.1 ОГЭ Какие эмоции передаёт в тексте восклицательный знак?Сочинение-рассуждение по тексту Саши Чёрного на тему: «Какие эмоции передаёт восклицательный знак в тексте?». Это второй вариант нового сборника Дощинского Р.А. и Цыбулько для задания 13 ОГЭ 2025 по русскому языку для 9 класса. В своём сочинении приведите два примера из прочитанного текста, которые подтверждают ваши рассуждения.

Текст ОГЭ Саши Чёрного

(1)Отец уехал по делам. (2) Мама ушла за покупками. (3) Игоря не взяли. (4) Скучно. (5) Игорь вспомнил: у пристани на пруду лодка. (6) Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг голубой — носовой платок на пруте. (7) Мало ли что можно. (8) Одному кататься на лодке запрещено. (9)Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, разговора об этом не было… (10) Игорь побежал через парк, сквозь колючую ежевику, кусачую крапиву. (11) Продрался к пристани, влез в лодку. (12) Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил, сел и давай лодку раскачивать. (13) Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… (14) Стёклышко из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубу. (15) И докачался.

(16)Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. (17) Обернулся Игорь — пристань в пяти шагах качается, кланяется. (18) До свиданья, адмирал! (19) Лёгкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понёс лодку на середину прямо к тенистому островку. (20) Бросил Игорь весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. (21)А сердце на весь пруд колотится (22) Лодка вздрогнула и остановилась. (23) Остров! (24) Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? (25) Осматривает своё владение. (26) Игорь так и сделал. (27) Со всех сторон вода. (28) Посредине острова резная будка. (29) Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину пятнадцать. (30) Много места, очень много: чем — меньше мальчик, тем просторнее ему кажется клочок земли… (31)А вдруг там, под будкой, клад? (32) Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа?

(33)Ай!.. (34)Он побежал к лодке, но поздно. (35) Ведь он (35) Ведь он он же её не привязал вильнула носом и отплыла! (36) Что же делать? (37) Хныкать? (38)Ни за что! (39) Не могут же его здесь забыть надолго, пока у него не отрастёт, как у Робинзона, большая борода… (40) Сел Игорь на пень, задумался и незаметно задремал. (41) Сквозь сон он услышал лай. (42) Выбежал Игорь на берег — видия: на другом берегу пруда пудель, лохматый чёрный друг, смотрит на пустую лодку и взволнованно лает. (43) Увидал мальчика на острове да так и залился визгливой флейтой в собачьей истерике — И-и-и! (44) Ай-яй! (45)И! (46) Бултыхнулся пудель в воду й поплыл, фыркая, к острову. (47) Приплыл, встряхнулся и прямо к Игорю на грудь. (48) Водой всего обрызгал, в нос лизнул, в ухо лизнул радуется. (49)А Игорь и вдвое рад: Цезарь! (50) Умница… (51) Ну теперь я не один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь. (52) Смотрит собака на лодку, на мальчика, зовёт с собой домой. (53) Да как доберёшься?

(54) На спину к Цезарю сесть? (55) Нельзя: мальчик ведь тяжелее собаки. (56) И придумал Игорь: беда всему научит. (57)Вырвал из записной книжки страничку и написал крупными буквами письмо садовнику: «Дорогой Жибер! (58) Спасите меня, пожалуйста. (59) Я здесь, на острове!» (60) Показал собаке записку, показал ей на берег и привязал записку над головой пуделя к ошейнику. (61) Ступай, ступай в воду! (62) Беги к Жиберу и отдай ему записку… (63) Пудель понял, взвизгнул — и в воду, только брызги веером полетели. (64) Старый бельгиец-садовник сначала не понял, в чём дело. (65) Прибежала его собака мокрая, головой в ноги тычется. (66) Увидал он записку, развернул… (67) Буквы корявые, почерк детский… (68) Подписи нет. (69) Какой остров? (70) Кого спасти? (71) Пожал плечами и бросил записку в смородину. (72) Но пудель не успокоился: тянет Жибера за фартук к пруду… (73) Испугался садовник: не случилось ли с Игорем беды, Цезарь ведь мокрый…

(74) Побежал к пруду за собакой. (75) Ах, как Игорь обрадовался… — (76) Monsieur Жибер, перевезите меня домой, пожалуйста! — (77) Да как ты на остров попал? — (78) Да не знаю, сел в лодку. (79) Лодка меня и привезла… а потом уплыла… (80) Садовник достал из-за кустов вертушку с бечёвкой, привязал к верёвке камень, бросил в лодку как раз под скамейку угодил и притянул лодку — осторожно к берегу. (81) Потом уж дело пустое: сел в лодку с пуделем, в три взмаха догрёб до острова и доставил Игоря-Робинзона на берег, прямо к калитке парка. (82) Побежал Игорь в дом. (83) Хорошо, что никто ещё не вернулся. (84) Сел за стол и стал из картона большую золотую медаль для пуделя мастерить. (85) Надпись придумал такую: «Пуделю Цезарю за спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове. (86) Детский Спасательный Комитет».

По Саше Чёрному Саша Чёрный (настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932) — русский писатель Серебряного века русской литературы.

Сочинение №1

Когда человек оказывается в сложной ситуации, он часто вынужден искать выход, проявляя находчивость и терпение. Именно так произошло с мальчиком Игорем из рассказа Саши Чёрного.

Нарушив некоторые запреты и оказавшись на острове посреди пруда, Игорь столкнулся с неожиданной проблемой, которую ему предстояло решить самостоятельно. Этот опыт заставил его понять, что порой именно трудности и опасности становятся стимулом для развития, помогают делать открытия и учат ценить помощь окружающих.

Ключевой фразой, отражающей суть этого опыта, является восклицание Игоря: «И придумал Игорь: беда всему научит!» (предложение 56).

Прежде всего, стоит задуматься о том, почему беда становится учителем для человека. В обычной жизни мы редко выходим за рамки привычного уклада. Дети, как и взрослые, живут в своём мире, где есть родители, забота и устоявшиеся правила. Игорь, вероятно, знал, что без взрослых отцеплять лодку нельзя и что «одному кататься на лодке запрещено» (предложение 8). Однако он не воспринял эти наставления всерьёз и позволил себе вольность: сел в лодку и стал её раскачивать, не задумываясь о возможных последствиях. В благополучных условиях мы часто не осознаём смысл запретов, пока не окажемся в трудной ситуации.

Именно это и произошло с Игорем, когда лодка неожиданно оторвалась и уплыла от пристани (предложения 15-16), оставив мальчика в роли «мореплавателя-робинзона» на крошечном острове. С одной стороны, это пугающее событие: Игорь не знает, как выбраться. С другой стороны, именно эта беда заставляет его думать, искать выход и придумывать необычные решения. Страх остаться надолго в изоляции и осознание своей беспомощности перед лицом обстоятельств толкают мальчика на активные действия. Так он начинает мыслить нестандартно, используя те ресурсы, что есть под рукой.

В тексте подчёркивается, что «беда всему научит» — эта мысль (предложение 56) становится своеобразным итогом внутренней работы героя над собой.

Рассмотрим конкретные примеры.

Во-первых, в предложениях 33-34 мы видим, как Игорь осознал, что лодка уплыла: «Ай!.. Он побежал к лодке, но поздно». Этот момент стал точкой перелома. Если до этого герой играл в адмирала, воображая себя мореплавателем, то теперь он стал заложником ситуации. Первая реакция — испуг и растерянность. Но постепенно к мальчику приходит осознание: просто жаловаться на свою беду бессмысленно. Нужно искать решение. Здесь беда выступает в роли строгого, но эффективного учителя. Проблема, в которую попал Игорь, становится для него стимулом к рассуждению и действию.

Во-вторых, в предложениях 56-58 мы видим конкретный результат «обучения бедой»: «И придумал Игорь: беда всему научит. Вырвал из записной книжки страничку и написал крупными буквами письмо садовнику…». Прежде Игорь не задумывался над тем, как будет выбираться из затруднительного положения. Но теперь, оказавшись в ловушке, он начинает действовать целенаправленно. Он пишет записку о помощи, прикрепляет её к ошейнику пуделя и отсылает собаку к садовнику, надеясь, что тот поймёт сигнал и спасёт его. Этот поступок демонстрирует способность мальчика анализировать ситуацию, использовать имеющиеся средства и общаться с окружающим миром через посредника — пса. Таким образом, трудная ситуация побудила его к рациональному и творческому решению.

Кроме того, беда учит Игоря не только практическим навыкам, но и более глубоким вещам. Он начинает понимать значение помощи, взаимовыручки и вовлекается в таинственный мир отношений человека и животного. Пудель Цезарь становится для мальчика настоящим «Пятницей» (предложение 51), то есть близким другом, помощником и союзником. Благодаря беде Игорь осознаёт, что важна не только личная смекалка, но и умение пользоваться помощью других живых существ. Он, сам того не замечая, проходит важный урок благодарности, внимания к окружающим и осознаёт, что не стоит недооценивать друзей, пусть даже четвероногих.

Когда садовник наконец-то спасает мальчика, тот, вернувшись домой, решает сделать картонную медаль для пуделя (предложения 84-86). Этот жест выражает признательность к тому, кто помог ему в трудную минуту. Совершенно очевидно, что без беды, в которую угодил Игорь, мальчик не обратил бы внимания на цену дружеского участия. Он научился не только решать проблемы, но и ценить бескорыстную помощь, уважать тех, кто пришёл на выручку. В этом смысле беда выступает не просто поводом для изобретательности, но и нравственным уроком.

Таким образом, фраза «беда всему научит» в контексте данного текста означает, что трудности, в которые попадает герой, помогают ему развиваться, мыслить творчески, уважать чужую помощь и становиться ответственнее. Игорь проходит путь от беззаботного ребёнка, наслаждающегося мгновенной шалостью, до человека, осознающего смысл запретов, ценность дружбы и силу изобретательности. В конечном счёте, именно беда делает Игоря мудрее, зрелее и внимательнее к окружающим, доказывая, что любой сложный опыт — это возможность научиться чему-то новому.

Сочинение №2

Восклицательный знак не только завершает предложение и определяет границы высказывания, но и служит средством выражения самых разнообразных эмоций: радости, восторга, недоумения, удивления, страха, ужаса. Чтобы подтвердить это утверждение, давайте обратимся к тексту Саши Чёрного.

В этом тексте автор описывает сложную ситуацию, в которой мальчик оказывается на необитаемом острове посреди реки из-за своей легкомысленности и неосторожности.

Давайте рассмотрим первый пример: «До свиданья, адмирал!» (предложение 18). Какие чувства героя передаёт эта фраза? Вопреки запрету родителей, Игорь залез в лодку на пристани и стал её раскачивать, изображая адмирала. Цепочка вырвалась из трухлявого столба, и лодка стала отплывать от пристани. На мой взгляд, в предложении звучит ирония, словно мальчику словно бы внутренний голос с насмешкой говорит, что он «доигрался» и попал в сложную ситуацию.

Теперь обратимся к предложению № 23: «Остров!» Сначала Игорь испытывал страх, отчаяние и безнадёжность, его сердце сильно колотилось. Но вот лодку стало прибивать к острову, и мальчик почувствовал радость: в его сердце появилась надежда на спасение.

Таким образом, рассмотрев два этих предложения, мы убедились, что восклицательный знак может выражать самые разнообразные эмоции: страх, отчаяние, радость, надежду.

Сочинение №3

Восклицательный знак — это особый символ, который завершает предложение и передаёт множество эмоций. В тексте Саши Чёрного этот знак используется для выражения самых разных чувств — от отчаяния до радости.

Чтобы подтвердить эту мысль, обратимся к самому тексту. В предложениях 18 и 35 восклицательный знак помогает передать отчаяние и огорчение мальчика, который потерял лодку и оказался в сложной ситуации.

Также восклицание встречается в предложении 23: «Остров!». Страх мальчика сменяется любопытством и желанием исследовать «своё владение». Он надеется найти на необитаемом острове клад или вход в подземные катакомбы (предложения 25–32). Таким образом, восклицательный знак выражает восторг и удивление, которые испытывает герой.

Из этого можно сделать вывод, что восклицательный знак в письменной речи способен выразить любое сильное чувство.

 

Вам будет интересно:

Сочинение ОГЭ. Сочинение из сборника Р.А. Дощинского. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Ещё год прошёл. Подоспела гимназия.»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *