Сочинение из сборника Р.А. Дощинского ЕГЭ на 2025 год 8 вариант: Что помогает человеку сделать правильный выбор? Гарантированные работы с аргументацией и цитатами из литературы, включая вступление и заключение, пригодные для сдачи ЕГЭ.
Текст ЕГЭ Бальмонта К.Д
Взор мой приковался к двум предметам, которые скоро совсем поглотили моё внимание. (2)В дальнем углу, вправо, красовался огромный круг швейцарского сыра, а совсем близко от меня, так близко, что протяни через прилавок руку и достанешь, большой ларь, открытый, с крупными кусками колотого сахару, белого, обворожительно-белого, какого я, кажется, прямо с детства своего не видел.
(3)Меня тянуло неодолимо. (4)Пожирая взглядом белый сахар и следя уголком глаза за лицами молодцов и за всем окружающим, я решил, улучив минуту, быстро протянуть руку и схватить кусок или два. (5)Едва эта мысль возникла во мне с чёткостью, вся кровь прилила к моему сердцу и я почувствовал свежесть моих щёк. (6)Взять или не взять? (7)Кругом руки поднимались и опускались. (8)Приносили и выносили что-то. (9)Упаковывали, выдавали, брали, завязывали, смеялись, переговаривались. (10)Кто-то смотрел на меня пристально. (11)Нет, мне показалось.
(12)Мысль, что меня могут увидать, когда я схвачу два куска сахару, — нет, один, один легче, два могут зацепиться один за другой, — нестерпимая мысль эта пронизала меня унижением невыносимым. (13)Но и желание было невыносимым. (14)Несколько раз я мысленно прицелился и представил себе, как я это сделаю. (15)Сердце моё билось мучительно.
(16)Я благодарю сейчас подростка лет пятнадцати, того молодца, что прямо взглянул в мои глаза и прочёл в них всё, что происходило в моей душе. (17)Он уж загодя высматривал меня, длинноволосого. (18)Конечно же, глаза мои были воплощённою жадностью горячего желания. (19)Молодец вольготно подошёл к ларю, скосил глаза на сторону и захлопнул крышку.
(20)Я никогда не крал в жизни ничего. (21)Не крал даже и в детстве, когда мои братья и товарищи запросто лазили в сад к соседу за яблоками, которых и в нашем саду всегда бывало более чем довольно. (22)Украл бы я тогда кусок сахару или не украл бы, если бы мне не помешал тот подросток? (23)Не знаю. (24)Может быть, нет; может быть, да. (25)Не знаю, сколько бы я сейчас об этом ни размышлял. (26)Но я знаю, что этот скупец чужого добра заставил мою кровь отхлынуть от моего стеснённого сердца. (27)Оно стало биться ровно, и щёки перестали быть прохладно-свежими.
(28)С двумя тяжёлыми мешками мы вышли из тёмного помещения на светлую волю. (29)Солнце слепило и грело почти по-летнему. (30)Мне казалось, что я был в застенке или в аду, но что опять я живой и свободный. (31)Но нести съедобу было тяжело. (32)А неукраденный кусок сахару, должно быть, магически вошёл в моё сердце, расплавился там, как свинец, и сердце стеснилось опять так, что с полдороги я отдал почти всю тяжесть той, далеко не сильной, женщине, которая шла со мной рядом. (33)Сил больше не было, но кое-как мы дотащились домой, в виде невозможном. (34)Всё же волочить съедобу не было грустно. (35)Гораздо хуже было другое обстоятельство. (36)За те долгие часы, пока всё это длилось, солнце совершенно растеплило дорогу. (37)Я был уже не утренний весёлый кот в сапогах. (38)Зелёные мои валенки, безукоризненно мне служившие против снега и мороза, не оказались непроницаемою бронёй пред жидкой гадостью, которая была теперь везде по пути. (39)Желтоватая жижа хлюпала под ногами, и я шёл, желая как можно скорее переобуться.
(40)Много раз отдохнули, стоя около какого-нибудь забора и сложив тяжести на каменный выступ. (41)Но вот и Арбатские ворота. (42)Поскорей бы. (43)Вот и Большой Николопесковский переулок со своей уютной церковью. (44)В окно на нас смотрят. (45)Заждались. (46)И сегодня, и завтра, и много дней у нас будет настоящий обед и ужин. (47)Жаль только, что баранина несвежая. (48)Да съедим.
По К.Д. Бальмонту. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) — русский поэт-символист, переводчик, автор мемуаров и критических эссе.
Сочинение ЕГЭ №1
Что помогает человеку принять верное решение? Этот вопрос волнует автора текста, Константина Дмитриевича Бальмонта.
Писатель считает, что выбор, который стоит перед человеком, зачастую бывает мучительным. Однако всегда следует полагаться на свой внутренний голос и совесть. Принимая решение, важно не пойти на компромисс с совестью и сохранить честь и моральные принципы.
Чтобы лучше понять точку зрения автора, приведу примеры из прочитанного текста, которые иллюстрируют его мысли.
Однажды рассказчик был очень голоден и хотел украсть кусок сахара. В тот момент ему было трудно думать о чём-то другом: «Меня тянуло неодолимо». В этот миг базовой потребностью героя управлял голод, и неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не вовремя появившийся подросток. Случайность, словно знак свыше, помогла рассказчику сделать правильный выбор.
Спустя время, вспоминая об этом случае, герой испытывает чувство вины и угрызения совести, хотя в итоге ничего не украл. Даже в детстве, когда его товарищи воровали яблоки из соседского сада, рассказчик не принимал в этом участия. Если бы он тогда поддался слабости, то не смог бы потом с этим смириться, зато теперь он снова чувствует себя свободным. Этот пример подчеркивает, что для принятия верного решения нужно прислушиваться к себе, а не подчиняться инстинктам.
Между этими примерами прослеживается причинно-следственная связь. Почему рассказчик не может забыть о том случае? Это была своего рода проверка на прочность. Благодаря случившемуся он понял, как важно не забывать о нравственных ценностях, когда встаёт перед непростым выбором.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Выбор всегда мучителен, потому что он напрямую связан с нормами морали. Однажды мой друг оказался в сложной ситуации. Он шёл по улице и увидел дерущихся школьников. Перед ним стоял выбор: пройти мимо, сделав вид, что ничего не заметил, или всё-таки попытаться их разнять? Мой друг не умел драться и рисковал оказаться побитым, но совесть не позволила ему сбежать. В итоге он принял верное решение, и ему удалось примирить ребят.
Таким образом, делая выбор, нужно не бояться идти на риск, если здравый смысл подсказывает тебе, что ты поступаешь правильно.
Сочинение ЕГЭ №2
Тема правильного выбора всегда была актуальна, особенно когда человек сталкивается с внутренними моральными противоречиями. В тексте К.Д. Бальмонта перед нами разворачивается ситуация, в которой главный герой стоит перед выбором: украсть кусок сахара или удержаться от этого поступка. Преодолевая внутренний конфликт и напряжение, он приходит к важному для себя решению. Давайте рассмотрим, как автор раскрывает проблему выбора и что помогает человеку сделать правильный выбор.
Позиция автора по вопросу правильного выбора заключается в том, что внутренние моральные установки и взаимодействие с окружающими могут стать ключевыми факторами в принятии решений. Автор показывает, что в момент искушения на человека могут влиять внешние обстоятельства, но в итоге окончательное решение остаётся за его нравственным компасом.
Бальмонт раскрывает эту идею через внутренний монолог героя, который задаётся вопросом: «Взять или не взять?» (предложение 6). Мы видим, как желание взять сахар борется с сомнениями и стыдом: «Мысль, что меня могут увидеть… пронизала меня унижением невыносимым» (предложение 12). Этот внутренний конфликт обостряется, пока подросток, «прочитавший всё, что происходило в моей душе» (предложение 16), не вмешивается, закрывая ларь с сахаром. Внешнее действие этого подростка позволяет герою избежать кражи, но его собственная совесть начинает борьбу задолго до этого момента.
Автор подчёркивает, что осознание моральных последствий может остановить человека от совершения неправильного поступка. В предложениях 16-19 подросток, закрывая ларь с сахаром, становится внешним препятствием, символизирующим общественный контроль и наблюдение со стороны. Однако настоящая причина, по которой герой не совершает кражу, кроется в его внутреннем осознании стыда и позора: «Эта мысль пронизала меня унижением невыносимым» (предложение 12). Этот момент важен, так как показывает, что моральный выбор происходит внутри человека.
Автор также подчёркивает, что окончательное решение остаётся за героем. В предложении 25 он признаёт: «Не знаю, сколько бы я сейчас об этом ни размышлял», показывая, что результат его выбора не был предрешён, но взаимодействие с окружающими и его внутренние моральные установки помогли ему принять правильное решение.
Я согласен с позицией автора в том, что моральные установки и поддержка извне могут помочь человеку сделать правильный выбор. Иногда окружающие, даже неосознанно, могут повлиять на наше поведение, как это сделал подросток в тексте Бальмонта. Однако важнейшим аспектом остаётся внутренний контроль и осознание последствий своих действий.
Пример из русской литературы можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, совершивший убийство, постоянно находится под давлением своей совести, которая в итоге приводит его к раскаянию и признанию вины. Как и герой Бальмонта, Раскольников сталкивается с внутренней моральной борьбой, где совесть играет ключевую роль. В обоих случаях внутренние нравственные ориентиры становятся основой для принятия правильного решения.
Таким образом, правильный выбор часто зависит от осознанности человека и его способности противостоять своим низменным желаниям. Как показано в тексте Бальмонта, поддержка извне и влияние окружающих могут помочь человеку, но решающее значение имеет его внутренняя моральная сила.
Сочинение ЕГЭ №3
Как сложно бывает сделать выбор в жизни? Что направляет нас на верный путь? Над этими вопросами размышляет Константин Дмитриевич Бальмонт в своём тексте.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к тексту автора. В нём рассказывается история о человеке, который оказался перед моральным выбором: украсть кусок сахара или нет. Он долго не мог решить, как поступить, и эта мысль поглотила его. Даже сейчас, будучи взрослым, он не уверен, совершил бы тот поступок (предложения 23–24). Этот пример показывает, насколько сложно даётся нравственный выбор: с одной стороны, непреодолимое желание, с другой — угрызения совести, которые сдерживают от неправильного шага.
Не менее важным для понимания проблемы является случай, который помог предотвратить кражу. Автор пишет: «Я благодарю сейчас подростка лет пятнадцати, того молодца, что прямо взглянул в мои глаза и прочёл в них всё, что происходило в моей душе». «Молодец вольготно подошёл к ларю, скосил глаза в сторону и захлопнул крышку». Этот поступок помог избежать воровства. На этом примере мы видим, что иногда сделать правильный выбор нам могут помочь другие люди.
Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, что выбор может быть очень трудным. Но направить нас на верный путь могут окружающие.
Автор приходит к выводу, что выбор даётся человеку нелегко и часто бывает мучительным. И хотя исход для рассказчика решил случай, все последующие события говорят нам о том, что нужно полагаться на свою совесть.
Я согласна с мнением автора. Действительно, сделать нравственный выбор непросто. Это доказывает пример из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». При захвате Белогорской крепости у Петра Гринёва было два пути: признать в Пугачёве государя или быть казнённым. Несмотря на страх, герой отказался присягнуть самозванцу, не смея предать родную страну. Следовательно, сделать нравственный выбор человеку также помогают его ценности и принципы.
Исходя из вышеизложенных рассуждений, мы можем прийти к выводу, что выбор даётся человеку непросто, но сделать его нам могут помочь окружающие люди и внутренние ориентиры.
Вам будет интересно: