Сочинение ЕГЭ. Сочинение из сборника Н.С. Лескова «Как писатели понимают жизнь и изображают её в произведениях?»

Сочинение ЕГЭ. Сочинение из сборника Н.С. Лескова Как писатели понимают жизнь и изображают её в произведениях? Сочинение по тексту Гоголя Н.В. Как писатели понимают жизнь и изображают её в своих произведениях? Это вопрос, который поднимается в 27 задании ЕГЭ по русскому языку 2025 года для 11 класса. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста (вариант 25 из нового сборника Дощинского Р.А.) с аргументами и примерами из литературы.

Текст Гоголя Н.В.

(1)Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. (2)Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

(3)Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. (4)Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди них как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. (5)Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. (6)Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. (7)Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими. (8)При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах… (9)Нет равного ему в силе — он бог!

(10)Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! (11)Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ. (12)К нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем. (13)Ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков. (14)Ему не избежать, наконец, современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта.

(15)Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы — и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья. (16)Ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! (17)Не признаёт сего современный суд и всё обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. (18)Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество. (19)И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!

По Н. В. Гоголю Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — русский писатель, прозаик, драматург, критик, публицист.

Сочинение №1

Как писатели понимают и отражают жизнь в своих произведениях? Этот вопрос занимает известного русского писателя Н. В. Гоголя.

По мнению автора, писатели по-разному смотрят на мир. Одни создают поверхностные произведения, а другие берут на себя неблагодарный труд описывать то, что «ежеминутно пред очами». Чтобы доказать свою точку зрения, я обращусь к примерам из приведенного фрагмента, которые наглядно иллюстрируют авторскую позицию.

Н. В. Гоголь размышляет о писателе, который никогда не изменяет «возвышенному строю своей лиры». Такие люди не затрагивают серьёзные социальные проблемы и пишут только о том, что нравится обществу. В результате они получают признание и славу за то, что «окурили упоительным куревом людские очи». Но автор задаётся вопросом: в этом ли заключается задача истинного творца?

Другой писатель, напротив, никогда не идеализирует действительность. Он изображает реальность такой, какая она есть, не стремясь что-либо приукрасить или представить в ином свете. «Ему не собрать народных рукоплесканий», потому что такие произведения не всегда востребованы. По мнению Гоголя, такой творец исполняет свой долг, но при этом обречён на одиночество.

Эти аргументы противопоставлены друг другу. Каждый писатель сам выбирает, по какой дороге идти. Гоголь с помощью антитезы описывает два возможных пути.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. В. Гоголя. Вспомним рассказ В. М. Гаршина «Художники», который посвящён той же самой проблеме. Художник Дедов создаёт один пейзаж за другим, концентрируясь только на прекрасном. Рябинин же, напротив, выступает за жизнеподобное искусство и в своём творчестве «умножает безобразное».

Таким образом, у каждого творца может быть своё восприятие действительности. Но, служа искусству, нельзя забывать великую истину, сформулированную ещё А. С. Пушкиным в стихотворении «Пророк»: «И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Сочинение №2

В данном тексте Н.В. Гоголь размышляет о том, как писатели по-разному видят и отражают жизнь в своих произведениях. Он противопоставляет два подхода к изображению действительности: возвышенный, романтизированный и реалистичный, который показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле.

Автор считает, что у каждого писателя свой взгляд на мир, но он глубоко уважает тех, кто не боится показывать жизнь без прикрас. Гоголь утверждает, что писатели, идущие по пути реализма, обладают особой душевной глубиной и мужеством, так как их путь сложнее и часто вызывает непонимание. Он подчёркивает, что писатель, который «дерзнул вызвать наружу… всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь», рискует не получить признания (предложение 10). Этот писатель «не познает современного признания» и не избежит критики, но именно такой взгляд на жизнь позволяет увидеть правду, освещая её «высоким восторженным смехом», который заслуживает серьёзного отношения (предложения 15–16).

Я полностью согласен с позицией автора, который считает, что глубокий и правдивый взгляд на мир требует от писателя больших душевных сил и жертв. Задача такого писателя — раскрыть перед читателем глубину человеческой природы и показать жизнь без иллюзий, какой бы горькой она ни была.

Примером подобного писателя может служить сам Гоголь, чьи произведения, такие как «Шинель», изображают тяжёлую и горькую жизнь «маленького человека» — Акакия Акакиевича. Гоголь показывает беды и обиды, которые тот терпит от общества, и, несмотря на комический оттенок, история его подаётся с таким сочувствием, что затрагивает серьёзные социальные и нравственные проблемы. Писатель не боялся высмеивать и вскрывать социальные язвы своего времени, несмотря на то, что его произведения не всегда были поняты современниками.

Ещё одним примером является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский мастерски раскрывает душевные муки и противоречия, терзающие Родиона Раскольникова, который идёт на преступление, надеясь оправдать его высокими целями. Однако в процессе он осознаёт, что человеческая природа не терпит насилия над совестью. Достоевский правдиво изображает путь нравственных исканий героя, показывая его глубочайшую внутреннюю борьбу, что делает произведение актуальным и по сей день.

Таким образом, Гоголь в своём рассуждении подчёркивает, что писатель, правдиво изображающий жизнь, берёт на себя сложную, но благородную задачу. Такой подход позволяет читателю понять правду жизни и глубже осознать её многогранность.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *