ЕГЭ. Сочинение по тексту Островского: как А.С. Пушкин повлиял на развитие русской литературы и на личность читателя? Это 39-й вариант из нового сборника Дощинского и Цыбулько, который предназначен для подготовки к 27 заданию ЕГЭ по русскому языку 2025 года для 11 класса.
Текст ЕГЭ Островского
(1)Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики. (2)Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (3)Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и сами формулы мыслей и чувств. (4) Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием. (5) Высшая творческая натура влечёт и подравнивает к себе всех. (6)Поэт ведёт за собой читателя в незнакомую ему страну, в тонкой и благоуханной атмосфере которой возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства. (7)Отчего с таким нетерпением ожидается каждое новое произведение великого поэта?
(8)Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим. (9)Вот отчего и любовь, и преклонение перед великим поэтом, вот отчего и великая скорбь при его утрате. (10)Без него образуется пустота, умственное сиротство: не с кем думать, не с кем чувствовать. (11)Легко ощутить удовольствие и восторг от изящного произведения, а подметить и проследить своё умственное обогащение от того же произведения довольно трудно. (12)Всякий говорит, что ему то или другое произведение нравится, но редкий осознает и признается, что он поумнел от этого произведения. (13)Многие полагают, что поэты и художники не дают ничего нового, что всё, ими созданное, было и прежде где-то, у кого-то, но оставалось под спудом, потому что не находило выражения. (14)Это неправда. (15)Ошибка происходит оттого, что все вообще великие научные, художественные и нравственные истины очень просты и легко усваиваются. (16)Но как они ни просты, всё-таки предлагаются только творческими умами, а обыкновенными умами только усваиваются, и то не вдруг и не во всей полноте, а по мере сил каждого. (17)Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. (18)Наша литература обязана ему своим умственным ростом. (19)И этот рост был так велик, так быстр, что историческая последовательность в развитии литературы и общественного вкуса была как будто разрушена и связь с прошедшим разорвана.
(20)Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие. (21)Пушкин застал русскую литературу в период её молодости, когда она ещё жила чужими образцами и по ним вырабатывала формы, лишённые живого, реального содержания, — и что же? (22)Он оставил сам образцы, равные образцам литератур зрелых, образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто народному содержанию. (23)До Пушкина у нас литература была подражательная, вместе с формами она принимала от Европы и разные исторически сложившиеся там направления, которые в нашей жизни корней не имели. (24)Отношение писателей к действительности не было непосредственным, искренним; писатели должны были избирать какой-нибудь условный угол зрения. (25)Высвобождение мысли из-под гнёта условных приёмов — дело нелегкое, оно требует громадных сил.
(26)Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным: он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и стал таким — стал самим собой. (27)Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. (28)Что это за школа, что он дал своим последователям? (29)Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, он дал смелость русскому писателю быть русским. (30)Ведь это только легко сказать! (31)Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. (32)Теперь нам остаётся только желать, чтобы Россия производила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора; а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим поэтом.
По А.Н. Островскому Александр Николаевич Островский (1823-1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
Сочинение №1
В своём тексте А.Н. Островский поднимает важный вопрос: «Какое влияние оказал А.С. Пушкин на развитие русской литературы и на формирование личности читателя?»
По мнению писателя, русская литература многим обязана А.С. Пушкину. Его поэзия не только обогащает читателя новыми знаниями и опытом, но и помогает глубже понять жизнь. Я хочу привести несколько примеров из текста, которые иллюстрируют авторскую позицию.
Автор размышляет о том, что до А.С. Пушкина литература была «подражательной». Это значит, что писатели во многом заимствовали идеи и образы из Европы, не создавая ничего оригинального. «Она ещё жила чужими образцами и по ним вырабатывала формы, лишённые живого, реального содержания», — пишет А.Н. Островский. Он подчёркивает, что именно А.С. Пушкин сделал отечественную литературу самобытной.
Кроме того, поэт оказал влияние и на личность читателя. А.Н. Островский отмечает, что «всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей». А.С. Пушкин завещал читателям «искренность, самобытность», а также «дал смелость русскому писателю быть русским». Автор текста делает акцент на том, что великий поэт сумел раскрыть душу благодарного читателя.
Второй пример дополняет первый, что позволяет А.Н. Островскому доказать влияние А.С. Пушкина как на всю русскую литературу в целом, так и на читательскую аудиторию. Такое масштабное воздействие — это и есть залог подлинного величия.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, невозможно представить нашу литературу без «светила русской поэзии». А.С. Пушкин создавал оригинальные сюжеты и ставил актуальные проблемы. Например, «Евгений Онегин» — это первый в отечественной литературе роман в стихах, который В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Поэт даже разработал особую онегинскую строфу, что, несомненно, можно считать новаторством. До сих пор по мотивам пушкинского произведения снимают фильмы и ставят спектакли, ведь «Евгений Онегин» — величайший роман, который любят и ценят как в России, так и за её пределами.
Таким образом, невозможно переоценить влияние А.С. Пушкина на развитие литературы и личность читателя, ведь творчество великого поэта действительно обогащает ум и душу.
Сочинение №2
В тексте Александра Островского поднимается тема влияния А.С. Пушкина на развитие русской литературы и формирование личности читателя. Автор подчеркивает, что Пушкин не только создал выдающиеся произведения, но и оказал огромное воздействие на умы и сердца своих читателей, способствуя их духовному и интеллектуальному росту.
Позиция автора заключается в том, что Пушкин является величайшим деятелем русской литературы, который открыл новые горизонты как для литературы, так и для личности читателя. В предложениях 2-3 Островский отмечает: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть… Поэт даёт и самые формулы мыслей и чувств». Это подчеркивает, что Пушкин не просто писал красивые стихи и прозу, а обогащал читателя новыми мыслями и чувствами, помогая ему развиваться интеллектуально и духовно. В предложении 17 говорится: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют». Это подчеркивает, что влияние Пушкина продолжается и сегодня: его произведения остаются источником мудрости и вдохновения для новых поколений.
Я полностью согласен с позицией автора. Пушкин действительно оказал огромное влияние на развитие русской литературы, став основоположником нового, самобытного направления. Его творчество помогло русским писателям обрести смелость быть оригинальными, писать о том, что близко их народу, а не следовать чужим образцам. Влияние Пушкина также сказывается на читателях, которые через его произведения учатся понимать и ценить родную культуру и язык, развивая своё мировоззрение.
Примером из русской литературы, подтверждающим эту мысль, может служить творчество Михаила Лермонтова. Вдохновляясь Пушкиным, Лермонтов создал произведения, которые продолжили развивать русскую литературу, сохраняя её национальную самобытность. В его поэзии и прозе прослеживается глубокое восхищение творческим наследием Пушкина, и он вносит свой вклад в развитие русской литературы.
В зарубежной литературе можно привести пример Уильяма Шекспира, который оказал такое же влияние на английскую литературу, как Пушкин на русскую. Шекспир не только оставил наследие гениальных произведений, но и глубоко повлиял на развитие английского языка и литературы. Его творчество, как и творчество Пушкина, стало эталоном, на который ориентируются последующие поколения писателей и читателей.
Таким образом, А.С. Пушкин, по мнению Островского, является не только символом русской литературы, но и духовным наставником для многих поколений читателей и писателей. Благодаря ему русская литература достигла новых высот, а личности читателей обогатились интеллектуально и духовно.
Сочинение №3
В тексте А. Н. Островского поднимается вопрос о влиянии А. С. Пушкина на русскую литературу. Автор рассказывает о том, как развивалась отечественная словесность до появления поэта: «Литература была подражательной, вместе с формами она принимала от Европы и разные исторически сложившиеся там направления, которые в нашей жизни корней не имели».
Этот пример показывает, что в русской литературе того времени преобладали устоявшиеся в западной литературе формы. Отечественная литература не была уникальной, не могла обособиться от европейской и заявить о себе.
Однако с появлением Пушкина началось «высвобождение мысли из-под гнёта условных приёмов». Поэт «сам оставил образцы, равные образцам литератур зрелых, образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто народному содержанию», не стремясь никому подражать. Это высказывание подчеркивает, что именно Пушкин направил русскую литературу на путь самобытности и уникальности.
Автор противопоставляет примеры, чтобы показать, какую важную роль сыграл Пушкин в русской литературе. Если до него русская литература «жила чужими образцами», то во времена Пушкина она обрела независимость в форме и содержании.
А. Н. Островский считает, что Пушкин «дал русскому писателю смелость быть русским», освободил русскую литературу «из-под гнёта условных приёмов» и указал писателям путь самобытности и уникальности.
Я согласна с мнением драматурга. Действительно, фигура Пушкина является центральной в отечественной литературе, поскольку многие великие русские писатели и поэты, такие как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. А. Блок, А. А. Ахматова, И. Бродский, сформировались под влиянием поэта.
Таким образом, вклад Пушкина в литературу невозможно переоценить. Именно он направил русских писателей, указал им самобытное направление развития, которое сделало русскую литературу великой и вечной.