ЕГЭ. Сочинение по тексту Куприна А.И. Что помогает человеку достичь успеха в изучении сложных предметов?. 10-й вариант нового сборника Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку для 11 класса. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой в исходном тексте, с опорой на аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы.
Текст ЕГЭ Куприна
(1)Однажды вечером, подготовляясь к завтрашнему уроку по проклятой фортификации, Александров громко и злобно чертыхнулся: — Нет, когда же я, чёрт побери, освоюсь с этой фортификационной путаницей, да будут прокляты и она, и полковник Колосов. (2)Сосед его по койке, скромный, тихий, благовоспитанный Прибиль, сказал сочувственно: — Послушайте-ка, друг Александров, не сердитесь на то, что я ввязываюсь не в своё дело.
(3)Я уже давно замечаю, что у вас постоянные недоразумения с фортификацией. (4)Мне кажется, что я могу вам немножко помочь, если вы, конечно, позволите. (5)Всё дело в сущем пустяке, который можно в одну минуту удалить. (6)Вот, например, мой портсигар. (7)Предположим, что он вам очень понравился и вам хочется заказать мастеру совершенно точно такой же. (8)Что вы для этого делаете? (9)Вы приходите к мастеру и говорите: «Любезный мастер, сделайте мне хороший портсигар из карельской берёзы, шести дюймов в длину, четырёх в ширину и двух в толщину». (10)Не так ли? (11)Для того чтобы заказ лучше удержался в его памяти, вы можете взять листик бумаги, карандаш и линейку и начертить все размеры.
(12)Ведь не придёт же вам в голову написать этот портсигар для мастера на полотне масляными красками, хотя вы и отличный художник? (13)Вы смотрите на фортификационные чертежи как на стереометрию, а они только планиметрия. (14)На другой же день, во время очередной репетиции, Александров дал своим сокурсникам небольшое представление. — (15)Александров! — вызвал его своим бесцветным голосом полковник, у которого и глаза, и перо, казалось, уже готовились поставить привычную единицу, — потрудитесь начертить двойной траверс и указать все его размеры. (16)Александров подошёл к доске, вынул из кармана тщательно очищенный по колосовской манере мелок, завёрнутый аккуратно в чистую белую бумагу, и совершенно колосовским, стеклянным голосом громко объявил: — Двойной траверс. (17)Он чертил замечательно скоро и уверенно.
(18)Окончив чертёж и подписав все цифры, Александров со спокойной отчётливостью назвал все линии и все размеры, не произнеся ни одного лишнего слова, не сделав ни одного ненужного движения, спрятал мелок в карман и по-строевому вытянулся, глядя в холодные глаза полковника. (19)Колосов помолчал. (20)Впервые юнкера увидели на его каменном лице что-то похожее на удивление. — (21)Гм. (22)Теперь вы меня поставили в очень неудобное положение. (23)Поставить вам двенадцать я не могу, ибо это знак абсолютного совершенства, какого в мире не существует. (24)Одиннадцать — это самый высший балл, на который знаю фортификацию только я. (25)Поэтому не обижайтесь, что на этот раз я поставлю вам только десять. (26)Можете сесть. (27)Это была большая победа, окрылившая Александрова. (28)После неё он сделался лучшим фортификатором во всём училище и всегда говорил, что фортификация — простейшая из военных наук.
По А. И. Куприну Александр Иванович Куприн (1870–1938) — русский писатель, переводчик.
Сочинение №1
Что же способствует достижению успеха в изучении сложных предметов? Этот вопрос занимает центральное место в творчестве русского писателя Александра Ивановича Куприна.
Автор считает, что важное значение имеет стремление человека самостоятельно разобраться в запутанной теме, а также своевременная помощь и поддержка со стороны товарищей и учителей. Все эти факторы помогают преодолеть трудности в учебе и достичь высоких результатов. Позвольте привести несколько примеров из прочитанного текста, которые подтверждают эту точку зрения.
У главного героя фрагмента, Александрова, возникают постоянные проблемы с фортификацией. Его сосед по койке, Прибиль, предлагает свою помощь, чтобы вдохновить и мотивировать сокурсника. Прибиль, «тихий и благовоспитанный», замечает, что у Александрова опускаются руки и он не находит в себе сил и желания что-либо делать. Однако простое объяснение помогает герою, потому что в глубине души он искренне хочет понять этот предмет. Этот пример подчеркивает, что иногда достаточно одной точной подсказки, чтобы раскрыть тайны сложной науки.
На следующем занятии Александров демонстрирует удивительное мастерство в некогда ненавистной фортификации. Это свидетельствует о том, что он приложил много усилий для освоения этой сложной темы. Он поверил в свои силы и «чертил замечательно скоро и уверенно». Полковник Колосов, преподаватель фортификации, не ожидал такого от своего ученика, который никогда не блистал на его уроках. Он поставил юнкеру почти высший балл, и это стало «победой, окрылившей Александрова». Таким образом, автор подчеркивает, что «проклятый» учебный предмет становится «простейшим», когда достижения человека получают достойную оценку. Похвала также может стать важным стимулом для ученика, желающего добиться успеха в освоении сложного предмета.
Между этими аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Мы понимаем, почему Александров впоследствии стал одним из лучших фортификаторов: благодаря подсказке товарища и оценке преподавателя, он поверил в свои силы. Это доказывает, что помощь и поддержка других людей очень важны для человека, осваивающего непростую науку.
Нельзя не согласиться с мнением писателя. Каждому из нас хочется стремиться к чему-то большему. Однако мы не всегда готовы двигаться вперёд, потому что не получаем одобрение со стороны. Вспомним другой рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». Главная героиня поддержала своего мужа в трудную минуту, найдя способ остаться в университете после досадной ошибки. Без Верочки герой не смог бы собраться с мыслями и начать борьбу за свою мечту.
Таким образом, человек может преодолеть любые трудности на пути к успеху, но для этого ему необходимо поверить в свои силы и знать, что рядом есть тот, кто всегда оценит его усилия и протянет руку помощи, если потребуется.
Сочинение №2
В тексте А.И. Куприна поднимается тема, которая волнует многих: как добиться успеха в изучении сложных предметов. Автор показывает, что ключ к освоению трудных тем — это правильный подход и умение изменить своё восприятие изучаемого материала.
Главный герой, Александров, по совету друга перестал воспринимать фортификацию как нечто непостижимое и увидел в ней простую планиметрию. Это позволило ему успешно справляться с заданиями.
Позиция автора заключается в том, что для достижения успеха в обучении важны не только усилия и упорство, но и готовность взглянуть на задачу с новой стороны. Куприн иллюстрирует это на примере Александрова, которому помог совет друга: «Вы смотрите на фортификационные чертежи как на стереометрию, а они только планиметрия» (предложение 13).
Когда Александров изменил свой подход, он смог не только справиться с заданием, но и удивить полковника Колосова своими знаниями (предложения 16–18). Это показывает, что изменение восприятия позволяет человеку достичь успеха даже в тех областях, которые раньше казались ему сложными и непостижимыми.
Я полностью согласен с позицией автора: подход к изучению сложного материала играет ключевую роль в достижении успеха. Когда человек открывает для себя новый взгляд на проблему, ему становится проще освоить материал и достичь высоких результатов. Умение перестраиваться и находить новые подходы делает обучение более эффективным и позволяет глубже понять изучаемое.
Примером этого может служить образ Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер долгое время искал смысл жизни, но не мог найти покоя. Лишь когда он пересмотрел свои взгляды и понял важность простых, человеческих отношений, ему стало легче понимать людей и находить радость в малых вещах. Подобный переменчивый подход к жизни помог ему достичь духовного покоя и найти своё место в мире, чего он не мог сделать ранее из-за неправильного восприятия и слишком сложных идей.
Другим примером является персонаж Дориана Грея из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Дориан, изменив свои взгляды на жизнь и искусство под влиянием лорда Генри, начинает видеть мир как место для эстетического наслаждения и гедонизма. Хотя его выбор, в отличие от героя Куприна, не приводит к успеху, это показывает, как изменение взгляда может кардинально повлиять на жизнь и решения человека, открыв перед ним новые возможности — пусть и не всегда благоприятные.
Таким образом, я согласен с Куприным, что успех в изучении сложного материала во многом зависит от способности изменить восприятие задачи и подойти к ней с нового угла. Это открывает перед человеком новые возможности, позволяя достигать успеха там, где раньше казалось невозможным.
Сочинение №3
Какие качества помогают человеку достичь успеха в изучении сложных предметов и тем? Нужна ли нам помощь окружающих, их советы или подсказки, чтобы справиться с поставленной задачей? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя А. И. Куприна.
В своём произведении автор знакомит нас с героями, которые стремятся освоить «трудный» учебный предмет. Александров, возмущаясь, не может освоить «проклятую фортификацию». Его сосед по койке, «скромный, тихий, благовоспитанный Прибиль», сочувствует товарищу и даёт ему дружеский совет: посмотреть на фортификационные чертежи как на планиметрию, а не как на стереометрию.
На следующий день Александров уверенно создаёт на доске чертёж, который удивляет преподавателя Колосова. Из этого следует, что подсказка Прибиля помогла герою преодолеть трудности с ненавистным предметом, и он получает высокую оценку.
Вскоре мы узнаём, что Александров становится лучшим фортификатором в училище и убеждён, что фортификация — это простейшая из военных наук. Этот пример показывает, что помощь товарища и первый успех окрылили героя, вселили в него уверенность и помогли освоить науку, которая раньше не давалась.
Оба примера находятся в причинно-следственной связи. Совет друга привёл Александрова к первому успеху, который, в свою очередь, стал причиной любви к науке и увлечения фортификационными чертежами и изысканиями.
Авторская позиция заключается в следующем: чтобы найти ключ к пониманию сложной учебной задачи или разобраться в сложной научной теме, важно прислушаться к мнению сведущего человека.
Я согласна с позицией автора. Действительно, иногда человек не может самостоятельно разобраться в сложной научной теме. В таких случаях помощь и совет других людей могут быть очень полезны.
В качестве доказательства приведу пример из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Главный герой, от лица которого ведётся повествование, учился в пятом классе районной школы. Ему не давался французский язык, особенно произношение. Учительница Лидия Михайловна предложила дополнительные занятия. Конечно, она преследовала тайную цель — накормить голодного ребёнка. Но в то же время дополнительные занятия не прошли даром для мальчика: трудное произношение стало поддаваться, и он полюбил французский язык.
В заключение хочу подчеркнуть, что иногда достаточно совета, поддержки и помощи, чтобы преодолеть трудности в учёбе.