Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту Н.Г. Чернышевского «Неоспоримо, что род человеческий совершенствуется»

Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту Н.Г. Чернышевского Неоспоримо, что род человеческий совершенствуетсяЕГЭ. Сочинение по тексту Чернышевского Н.Г. «Кто и как влияет на образованность человечества?» — 11 вариант нового сборника Дощинского Р.А. и Цыбулько для 27 задания ЕГЭ по русскому языку 2025 года для 11 класса. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста, используя аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы.

Текст ЕГЭ Чернышевского

(1)Неоспоримо, что род человеческий совершенствуется; усовершенствование его простирается на все отрасли жизни его, духовной и телесной, умственной и физической. (2)Подтверждения и доказательства этого так очевидны, что не нужно и представлять их. (3)Самые упорные хвалители старины не могут отрицать, что настоящее поколение образованнее прошедшего, а мы, в свою очередь, должны сознаться, что потомки наши будут образованнее нас. (4)Как всякое развитие, так и ход человеческого образования может быть ускорен и замедлен, остановлен на время, даже на некоторое время возвращён назад: так телесные силы не только остаются без приращения во время жестоких болезней, но и после того как болезнь пройдёт, человеку надобно долгое время, чтобы совершенно оправиться и войти в прежние силы.

(5)Бывают также и такие благоприятные обстоятельства, что силы нашего тела развиваются, как говорят, не по дням, а по часам. (6)То же случается и с развитием умственных сил каждого человека, то же — и с ходом образования целого человечества. (7)Как ускорение, так и замедление образования и вообще весь ход его зависят от молодого поколения; и власть его в этом случае простирается не только на настоящее, но. и далеко в будущее. (8)О настоящем нечего и говорить: молодое поколение одно в нём действует, от него зависит, чтобы время, в которое оно жило, принесло плоды для наук или осталось совершенно бесполезным; никто не может с ним ни спорить об этом, ни препятствовать. ему в этом. (9)Но власть его простирается и на будущее: это видно, уже из того, что своею недеятельностью оно замедлит на всё время своего действования дальнейший ход образованности человечества.

(10)Более того, предшествовавшие поколения ему во власть предоставляют познания, ими накопленные: от него зависит, сумеет воспользоваться ими или не воспользоваться, увеличить сумму их или уменьшить, передать их последующему человечеству умноженными или расточёнными. (11)Но можно ли расточить познания? (12)Что же я делаю, как не расточаю их, когда забываю? (13)Тем более проматывают их, когда истребляют памятники образованности предшествовавших поколений. (14)Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и так же, как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить. (15)Знание — это неисчерпаемый рудник, который доставляет владетелям своим тем большие сокровища, чем глубже будет разработан. (16)Конечно, владелец его не в силах уничтожить богатства, находящиеся в его недрах, но может продолжить или прекратить его разработку и самою этою остановкою затруднить дальнейшую разработку его своим наследникам: оставленный без попечения, рудник заваливается землёю, обрушивается, заливается водою.

(17)И вот он оставляет своим наследникам рудник в таком положении, что долго и много надобно трудиться, чтобы снова докопаться хотя до того места, до которого он был прежде разработан. (18)Всё это было бы легче для наследников, если бы они были богаты; но мог ли владелец, так небрегший о своём благосостоянии, уберечь сокровища, наследованные им? (19)Нет, он оставил им в наследство только жалкие остатки. (20)Итак, этот нерадивый владелец не только замедлил разработку рудника на всё время, в которое владел им, но и задержал надолго дальнейшую его разработку и для будущих поколений. (21)А когда настоящее поколение умножит массу знаний, им наследованных, тогда, без сомнения, благодетельное влияние его деятельности распространится на всю будущность образования человечества. (22)Таким образом, молодое поколение имеет величайшее влияние и на будущие успехи человечества на пути образования. (23)Это совершенно подтверждается историей. (24)На сколько веков замедлила успехи образования необразованность молодых поколений во время и после разрушения Западной Римской империи? (25)Начиная с конца I века до н. э. по Рождество Христово мы видим, как их недеятельность расточала богатства знаний, полученных от предков, но особенно заметно это становится с V века.

(26)Потом почти до ХIV века дремал ум человеческий, но наконец проснулся и ревностно устремился к просвещению. (27)Но что же? (28)Дремота его то ли только имела следствие, что двенадцать или тринадцать веков прошло бесполезно для образования человечества? (29)Нет; уже более пяти веков с того времени род человеческий снова всеми силами стремится к образованию и всё ещё во многих отраслях его не достиг той степени, на которой стояли древние, несмотря на изобретение книгопечатания, которое придало, кажется, орлиные крылья образованию и успехам его. (30)Вот как важно влияние молодого поколения на образование человечества. (З1)И это одно уже должно побуждать нас всеми силами стремиться к просвещению, быть самим ревностными и неутомимыми деятелями на поле знания. (32)Подумаем только: ход образования целого человечества зависит от нашей деятельности.

По Н. Г. Чернышевскому Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский писатель, публицист, литературный критик, философ-материалист, теоретик утопического социализма, революционер-демократ.

Сочинение №1

В тексте Н.Г. Чернышевского поднимается важный вопрос о том, кто и как влияет на образование и накопление знаний в обществе. Автор подчеркивает, что молодое поколение играет ключевую роль в этом процессе. Оно наследует культурное и научное наследие своих предшественников, и от его усилий зависит, будет ли прогресс в развитии знаний или же наступит стагнация.

Чернышевский убежден, что образованность человечества — это результат многолетнего труда предков и современных поколений. Молодое поколение должно осознавать свою ответственность перед будущими поколениями и бережно хранить и приумножать это наследие.

Автор подчеркивает, что молодое поколение может как умножить, так и растратить накопленные знания. «Молодое поколение — это полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и так же, как наследник какого-нибудь материального имения, может по своему произволу умножить его или расточить» (предложение 14). Таким образом, автор утверждает, что молодежь отвечает не только за передачу знаний, но и за их сохранение и приумножение.

Чернышевский приводит исторический пример: необразованность молодых поколений во время разрушения Западной Римской империи привела к замедлению развития на века (предложение 24). Эти примеры иллюстрируют мысль автора о том, что осознанное отношение молодежи к знаниям — залог непрерывного прогресса общества.

Я полностью согласен с позицией автора. Молодое поколение действительно играет ключевую роль в сохранении и развитии знаний. От него зависит, будет ли накопленный опыт обогащаться новыми открытиями или же утратит свою ценность. Молодое поколение несет ответственность не только за свою образованность, но и за наследие, которое оно оставит потомкам. Осознание этой ответственности должно побуждать молодежь к активному саморазвитию и стремлению к знаниям.

Примером того, как значимо ответственное отношение к образованию, может служить произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В романе Мастер создает литературное произведение, представляющее собой новый взгляд на библейские события. Хотя его работа изначально не оценена, она становится ценным вкладом в искусство и культуру, а сохранение этого наследия важно для будущих поколений. Этот пример показывает, что знания и творчество, накопленные современниками, становятся ценным достоянием общества.

Другим примером является роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где герои сохраняют книги, несмотря на запреты общества. Молодежь, представители нового поколения, стремятся сохранить знания, записанные в книгах, чтобы передать их потомкам. Их поступки демонстрируют, как осознание значимости культурного наследия и стремление к знаниям помогают сохранить и развивать общество, даже в условиях запретов и тоталитарного контроля.

Таким образом, я согласен с Чернышевским, что ответственность за развитие и сохранение образованности человечества лежит на каждом новом поколении. Молодежь должна стремиться к самообразованию, осознавая, что от ее усилий зависит прогресс и сохранение культурного и научного наследия для будущих поколений.

Сочинение №2

В своём произведении «Что делать?» русский публицист Н.Г. Чернышевский задаётся вопросом: «Кто и как влияет на уровень образованности человечества?»

По мнению автора, успех человечества в области образования зависит от молодого поколения, его стремления к просвещению и желанию получать новые знания. Однако важно учитывать, что молодые люди перенимают опыт у своих предшественников.

Писатель сравнивает знания с неисчерпаемым рудником. Если его владелец оставит после себя лишь «жалкие остатки», его потомкам придётся приложить немало усилий, чтобы восстановить утраченные богатства. Но возможно ли это, если никто не показал молодым людям пример?

Размышляя о преемственности поколений, автор подчёркивает, что необразованность предков замедляет развитие потомков. Н.Г. Чернышевский также приводит исторические примеры, подтверждающие его точку зрения. Во времена и после разрушения Западной Римской империи «недеятельность» молодых людей «расточала богатства знаний, полученных от предков». Если будущие поколения отказываются от ценного опыта своих родителей, то они не смогут передать его другим.

Второй пример дополняет первый и убеждает читателя в том, что между старшим и младшим поколением существует тесная взаимосвязь. Молодые люди смогут развиваться и становиться образованнее, если будут опираться на опыт предков.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Н.Г. Чернышевского. Действительно, уровень образованности человечества зависит от общих усилий двух поколений, потому что без преемственности невозможно никакое развитие.

В моей жизни, например, была замечательная наставница на курсах журналистики. Она поддерживала меня во всём, указывала на недочёты в статьях и подталкивала писать лучше. Впоследствии я передала накопленный опыт двоюродному брату, который тоже делал первые шаги в журналистике, и это помогло ему в дальнейшем добиться успехов.

Таким образом, именно ответственность молодых людей влияет на уровень образованности всего человечества, но и им необходимо на что-то опираться, перенимать знания у старших.

Сочинение №3

Кто и как определяет уровень образованности в обществе? Можно ли с уверенностью сказать, что на достижения в области образования в первую очередь влияет молодое поколение, если оно стремится к просвещению и опирается на открытия, сделанные предыдущими поколениями? Эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя Н. Г. Чернышевского.

Отвечая на эти вопросы, автор подчеркивает, что на уровень образованности общества напрямую влияет молодое поколение. Оно опирается на багаж знаний, накопленный старшими поколениями, и стремится активно использовать их в своей просветительской деятельности.

Создатель романа «Что делать?» подчеркивает, что человечество постоянно развивается, но при этом утверждает, что процесс образования может как ускоряться, так и замедляться. Эти процессы, по мнению Н. Г. Чернышевского, полностью зависят от молодого поколения, которое не только работает в настоящем, но и создает будущее. Бездействие молодежи приведет к замедлению процесса просвещения и образования. Этот пример подчеркивает, что на плечи молодежи ложится огромная ответственность за развитие и процветание общества.

Продолжая развивать свою мысль, автор отмечает, что молодое поколение является наследником «того богатства, которое собрано предыдущими поколениями». Знания сравниваются с «неисчерпаемым рудником», их невозможно уничтожить, но необходимо продолжать их разработку. Таким образом, используя развернутую метафору, писатель подчеркивает, что молодое поколение должно продолжать приобретать и развивать знания, опираясь на интеллектуальное наследие старших.

Оба примера, дополняя друг друга, расширяют наше представление о том, как молодое поколение должно развивать и приумножать накопленные веками знания.

Мне близка позиция автора. Действительно, связь поколений играет ключевую роль в формировании образованности человечества. Молодое поколение должно усвоить знания, накопленные старшими, и ускорить процесс образования в обществе, продолжая заниматься научной деятельностью, интеллектуальным развитием и пропагандой новых знаний.

В качестве подтверждения этой мысли можно привести пример из истории. Михаил Васильевич Ломоносов был сыном простого архангельского рыбака, которого грамоте обучил местный дьячок. Страсть к знаниям привела юношу в Москву, где он учился в славяно-греко-латинской академии. Усваивая знания, Ломоносов жаждал научных открытий и совершил их, всю жизнь служа России. Его знания и открытия в различных научных областях поражают воображение.

В заключение хочу подчеркнуть, что долг каждого молодого человека — хорошо учиться, приобретать знания, выработанные старшими поколениями, и ускорять процесс образования в обществе.

 

Вам будет интересно:

Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту Л.Н Толстого «Погода после мокрого снега»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *