ЕГЭ. В первом варианте нового сборника Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько для задания 27 ЕГЭ 2025 по русскому языку для 11 класса представлено сочинение по тексту В.Я. Брюсова. В сочинении нужно раскрыть цели творчества художника, опираясь на аргументы и примеры из русской и зарубежной литературы.
Текст ЕГЭ В.Я. Брюсова
(1)Каждый человек — отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты. (4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве.
(7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть. (10)Задача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества. (14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою.
(15)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я». (16)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству. (24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня.
(29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (30)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым. (31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (33)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании. (36)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше другими; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжет, тот подражает. (40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)В «искусстве для искусства» нет смысла.
(43)Повесть дорога́ не как рассказ о приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря или тела, — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой). (46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47)Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первое мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.
По В. Я. Брюсову Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик.
Сочинение №1
В.Я. Брюсов в своём тексте рассуждает о значении искусства и цели творчества художника. Он утверждает, что искусство — это способ сохранить мгновения души и настроения творца для будущих поколений. Автор подчеркивает уникальность каждого человека и считает, что художник должен стремиться к полной искренности и самопознанию, чтобы донести до людей правдивый образ своей души.
Позиция автора по этой проблеме заключается в следующем: истинная цель творчества художника — сохранить мгновения, настроения и чувства, которые уникальны и не повторяются, и тем самым сделать их вечными. Брюсов считает, что именно в этом и состоит задача художника: улавливать и передавать свои настроения и переживания, показывая собственный внутренний мир. Он также отмечает важность личной искренности для художника, утверждая, что ему необходимо не только освободиться от чужих влияний, но и найти своё уникальное «я» (предложение 14). Такой подход позволяет художнику создать настоящее произведение искусства, наполненное смыслом и подлинностью, которое остаётся в веках.
Позиция автора в тексте раскрывается через несколько примеров, которые иллюстрируют его отношение к художественному творчеству и цели искусства. Первый пример можно найти в предложении 10: «Задача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее». Этот фрагмент подчеркивает мысль Брюсова о важности сохранения уникальных моментов и настроений, которые человек испытывает лишь однажды. Ещё один пример содержится в предложении 31: «Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу». Здесь автор вновь обращает внимание на важность подлинности и глубины понимания самого себя для создания настоящего искусства.
Я согласен с позицией автора о том, что цель творчества заключается в том, чтобы искренне передавать свои уникальные настроения и чувства, делая их доступными для последующих поколений. Искусство, наполненное подлинными переживаниями и внутренним миром автора, действительно имеет больше шансов оставаться ценным и значимым.
Примером этой идеи в литературе является творчество Александра Пушкина, особенно в его поэме «Евгений Онегин». Через этот роман в стихах Пушкин передаёт настроение своего времени и описывает жизнь общества, не стараясь её идеализировать, но показывая её в своей истинной, часто противоречивой и сложной, форме. Именно это подлинное и искреннее изображение внутреннего мира героев и реалий общества сделало произведение бессмертным.
Ещё один пример — роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Достоевский не только передаёт свои философские идеи, но и глубоко исследует психологию героев. Он открывает перед читателем душу Раскольникова, его внутренние терзания и переживания, что делает произведение значимым и актуальным. Искренность автора и глубина самопознания позволяют ему создать произведение, которое вызывает глубокие чувства и размышления у читателей.
Таким образом, я разделяю мнение Брюсова о том, что цель искусства состоит в сохранении уникальных настроений и искреннем самовыражении. Искусство, пронизанное подлинными чувствами автора, сохраняет свою ценность и оказывает влияние на человечество на протяжении многих поколений.
Сочинение №2
В.Я. Брюсов ставит перед собой вопрос: «В чём состоят цели творчества художника?» На этот вопрос он предлагает свой ответ.
По мнению автора, главная задача художника — сохранить в искусстве каждое «мимоидущее настроение». Он также подчеркивает важность постоянного самопознания, искренности и творчества, а не подражательства.
В тексте Брюсов рассуждает о том, что настоящий художник должен стремиться раскрыть свою душу. Когда ему удается передать «свои настроения», его душа словно обретает бессмертие. Автор считает, что каждое мимолетное чувство возникает в человеке «лишь однажды для вечности». Задача творца — сохранить его и воплотить в художественных образах.
Также В.Я. Брюсов подчеркивает, что творческому человеку очень важно всегда оставаться самим собой: «Кто дерзает быть художником, должен быть искренним – всегда без предела». Если читатель или зритель почувствует фальшь, он поймет, что автор — лицемер, которому нельзя доверять. Таким образом, Брюсов подчеркивает, что задача творца — созидать, а не «подделывать».
С помощью этих примеров автор объясняет, каким должен быть настоящий художник. В.Я. Брюсов создает целостный образ творца: тот, кто раскрывает душу и всегда искренен перед самим собой и другими.
Нельзя не согласиться с точкой зрения русского писателя. Действительно, творческий человек должен оставаться правдивым, иначе плоды его труда не будут иметь никакой ценности. Например, Б.Л. Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» так определяет главную задачу художника: «Цель творчества — самоотдача, / А не шумиха, не успех». В первую очередь творец должен любить то, что делает, а это возможно только в том случае, если он остается искренним и не играет ненужные роли.
Таким образом, цели творчества художника заключаются в правдивости и умении передать чувства, идущие от сердца, в произведении без попытки быть похожим на других.
Сочинение №3
Русский поэт Владимир Яковлевич Брюсов задаётся вопросом: в чём же заключается цель творчества художника?
По мнению автора, творчество — это способ раскрыть душу, передать свои чувства и настроения, чтобы их поняли. В искусстве царит искренность, и чтобы стать настоящим художником, необходимо быть самим собой, не подражая другим.
В предложениях 27–28 автор говорит о том, что каждый художник стремится познать себя и воплотить свои идеи в жизнь. Также можно отметить, что художник «стремится воссоздать весь мир в своём истолковании».
Истинный художник уникален, он всегда создаёт что-то новое. Однако в предложениях 38–39 автор обращает внимание на то, что художник, который не может понять себя, начинает заимствовать идеи у других. «Он даёт пересказ, не творит, а подделывает». Художник, который не может воплотить свои идеи, является лицемером, который не достиг главной цели творца.
Эти примеры можно противопоставить. Они показывают, что истинный художник должен быть самостоятельным человеком, стремящимся познать себя, а не подражать другим, забывая о своих целях.
Я согласна с позицией автора. Художники отображают в своих работах внутренние переживания, чтобы легче перенести травмирующие события из жизни. Творчество художника должно быть наполнено эмоциями и переживаниями, которые от него требуют.
Чтобы доказать свою точку зрения, я могу привести в пример великого русского художника И. Е. Репина, который на протяжении всей своей жизни совершенствовал навыки в искусстве и достиг больших высот, став известным художником, которого знает каждый.
В заключение можно сказать, что цель творчества — это способность самовыражаться, быть самим собой и совершенствовать своё мастерство.
Сочинение №4
В чём заключаются цели творчества художника? Именно эта тема занимает русского поэта Валерия Яковлевича Брюсова.
Размышляя над этим вопросом, автор выделяет ключевой признак истинного искусства. По его мнению, каждый момент в жизни человека уникален и больше никогда не повторится. Задача художника заключается в «своеобразии» — в запечатлении и выражении истинного состояния души в этот мимолетный миг.
Таким образом, признаком истинного творчества является искренность художника в отражении своего уникального чувства. Далее автор определяет, чем характеризуется лжеискусство. Он считает, что «не понявший себя» принимает своё чувство за одно из тех, что уже были запечатлены другими. Такой человек лишь подражает, но не творит. Постоянный признак лжеискусства — его подражательность.
Противопоставляя эти две мысли, автор показывает, что настоящее творчество основано на своеобразии и искренности художника. Он всегда создаёт что-то новое, а тот, кто лжёт и подражает, занимается лжеискусством. Позиция В. Я. Брюсова такова: цели истинного творчества заключаются в откровенном выражении состояния души творца в мимолётном мгновении: «Тот велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу».
Я не могу не согласиться с мнением автора. Одним из самых известных направлений в искусстве ХХ века является экспрессионизм. Его приверженцы считали, что главная цель творчества — выражение собственного духовного мира, существующего только в человеческом сознании. Особое внимание они также уделяли эмоциональной выразительности внешней формы. В этом направлении творили такие известные художники, как Эдвард Мунк, Василий Кандинский и Винсент ван Гог. Выставки их картин и по сей день привлекают людей по всему миру.
Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть, что цель истинного творчества заключается в самовыражении художника, сохранении и отображении уникального мимолётного мгновения. Искусство — это всегда что-то новое, а тот, кто «пересказывает» других, способен лишь подражать, но не творить.
Сочинение №5
В чем же заключаются цели творчества художника? Какие задачи должен ставить перед собой настоящий творец? Эти вопросы волновали поэта Серебряного века Валерия Яковлевича Брюсова.
Размышляя о целях творчества, автор прежде всего обращается к концепции человека. Он убежден, что «каждый человек — отдельная, неповторимая личность, которой никогда больше не будет». Поэт подчеркивает, что люди различаются по самой сути своей души. Стать самим собой, глубже понять себя и раскрыть свои уникальные черты — вот главная задача личности.
Мгновения жизни не повторяются, но они могут остаться в памяти и отразиться в слове, в стихе. Из этого следует, что задача художника — воплотить в своих произведениях эти неуловимые мгновения жизни.
Признаками подлинного искусства являются своеобразие и способность создавать нечто новое. Подражательное искусство, напротив, лживо и лицемерно. Если писатель стремится подражать другим, то он становится лицемером, потому что вместо исповеди пересказывает чужие мысли. Такой творец не способен раскрыть свое истинное «я», надевая чужую личину.
Эти два примера противопоставлены друг другу. В одном случае раскрывается сущность подлинного художника, способного запечатлеть мгновение и придать ему вечность. В другом — изображен ложный творец, пересказывающий не свои, а чужие чувства и настроения.
Автор считает, что «задача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, мимоидущее», что уходит безвозвратно, если не отразить его в слове.
Невозможно не согласиться с этим мнением. Действительно, художник должен раскрыть читателям свою душу, передать свои мимолетные настроения.
Чтобы подтвердить эту мысль, приведу в пример стихотворение Бориса Пастернака «Ночь». Лирический герой обращается с призывом к творцу: «Не спи, не спи, художник, // Не предавайся сну». Сущность творческой личности раскрывается в диалектической формуле: подлинный художник — это и «вечности заложник», и одновременно он находится «у времени в плену».
В заключение хочу подчеркнуть, что душа, отраженная в художественном произведении, становится бессмертной, она живет вечно, а творчество художника бессмертно.
Сочинение №6
В.Я. Брюсов задаётся вопросом: в чём же заключаются цели творчества художника?
По мнению автора, основная задача творца — уметь запечатлеть в искусстве каждое «мимоидущее настроение». Это требует от художника глубокого самопознания и искренности, а также стремления к оригинальности, чтобы избежать подражательства. В.Я. Брюсов приводит несколько примеров, которые раскрывают его взгляд на искусство.
Писатель считает, что истинный художник должен стремиться раскрыть свою душу. Когда ему удаётся передать «свои настроения», он дарит бессмертие своей внутренней сущности. Брюсов подчёркивает, что каждое «мимоидущее» чувство возникает в человеке «лишь однажды для вечности». Задача творца — уловить этот момент и запечатлеть его в художественной форме, сохраняя навсегда.
Ещё одним важным качеством художника, по мнению Брюсова, является искренность. «Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела», — пишет он. Лицемерие и фальшь неизбежно отталкивают читателя или зрителя, подрывая доверие к творцу. Автор акцентирует внимание на том, что подлинное искусство основывается на созидании, а не на «подделке» или имитации.
Эти примеры, связанные по принципу аналогии, позволяют Брюсову создать образ настоящего художника — того, кто способен передать собственные чувства, оставаясь искренним перед собой и публикой. Он утверждает, что именно честность и умение открывать душу являются ключевыми чертами подлинного творца.
С данным мнением трудно не согласиться. Искренность действительно лежит в основе настоящего искусства, ведь только тогда произведения приобретают глубокую ценность. Эту мысль подтверждает пример из творческой биографии М. Горького. Этот автор вырос в неблагополучной семье и испытал бедность, унижения и насилие. Он поделился этим опытом с читателями, не приукрашивая своё положение. Поэтому его книги стали популярными и ознаменовали эпоху социальных перемен. Писатель был честен с аудиторией, поэтому смог состояться в своём призвании.
Таким образом, цели творчества художника заключаются в правдивости и способности выразить чувства, идущие от сердца, создавая уникальные произведения, свободные от подражательства.
Сочинение №7
В.Я. Брюсова волновал вопрос, который уже многие века занимает исследователей искусства: какова цель творчества, как рождаются произведения настоящих художников и какие чувства испытывают те, кто создает нетленные творения, отражающие мимолетные ощущения своих создателей?
Я думаю, что цель художественного образа, созданного автором и воплощенного им в творении, — запечатлеть мгновение, чтобы оно осталось в веках.
В искусстве самое важное — быть беспредельно искренним, ведь художнику дан великий пророческий дар, обладать которым может лишь тот, кто готов ежедневно трудиться, чтобы предугадать безупречное будущее. Цель творчества — передать мысли, дышащие силой и красотой, через чувства художника и его восприятие окружающего мира в художественные полотна, великолепные музыкальные шедевры и архитектурные творения, в которых мы угадываем душу творца.
Авторская позиция неоднократно подтверждается конкретными примерами в тексте. Художник в своих произведениях выражает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. Если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, его примут поклонники, и его чистая и правдивая душа раскроется перед потомками. Настоящий художник, определивший своё призвание, делает свою душу бессмертной — «душа его, всё та же, жива и для земли, и для человечества». Его творение потому и бессмертно, что душа бессмертна. А бессмертие — великий дар человечества художникам, писателям, композиторам и всем, кто подарил нам душу в своих произведениях.
В.Я. Брюсов убежден, что нам необходимо понять, насколько глубоко раскрывают смысл и цель произведения искусства. Не всегда у нас есть возможность осознать важность идеи художника. В любом произведении запечатлен миг, рожденный вдохновением, который становится мигом «более живого чувствования» самого творца. Уловив этот миг, мы не только открываем для себя новую Вселенную, но и начинаем осваивать бесконечную «возможность познавать себя… путь к совершенству».
Если первый аргумент раскрывает тайну искусства и художника, скрытую в звуках музыки, красках полотен, словах литературных произведений и в нетленной душе художника, то второй аргумент заостряет внимание на том, каков смысл и цель художника и его произведений. Оба доказательства погружают нас в мир творца и творчества. Первична душа — она рождает вечные произведения, раскрывая цель искусства, создающего всегда нечто новое, ни на что не похожее. Л.Н. Толстой утверждал, что искусство приобщает человека к человечеству, служит единению человеческих душ. Мы ощущаем чужую боль и чужую радость благодаря душе художника, создавшего свое полотно.
Величие искусства — величие души художника, подарившего нам возможность не только познать себя, но и указать бесконечный путь к собственному совершенству. Произведения искусства, раскрывая душу художника, дарят возможность заглянуть в свою душу, и это помогает нам «найти себя, стать самим собою». «Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа». Это самая важная цель искусства.
.
Вам будет интересно:
Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту «Подъезжая к родному гнезду» Д.В. Григоровича