Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту «Да, один раз я была счастлива.» Н. А. Тэффи

Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту Да, один раз я была счастлива. Н. А. ТэффиЕГЭ. Сочинение по тексту Тэффи Н.А. «Как оставаться счастливым в любых обстоятельствах?» Для выполнения задания 27 ЕГЭ 2025 по русскому языку в 11 классе, подготовьте сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой в исходном тексте (вариант 35 из нового сборника Р.А. Дощинского).

Текст ЕГЭ Н. А. Тэффи

(1)Да, один раз я была счастлива. (2)Я давно определила, что такое счастье, очень давно — в шесть лет. (3)А когда оно пришло ко мне, я его не сразу узнала. (4)Но вспомнила, какое оно должно быть, и поняла теперь, что я счастлива. (5)Я помню: мне тогда было шесть лет, моей сестре — четыре. (6)Мы долго бегали после обеда вдоль длинного зала. (7)Потом мы устали и притихли. (8)Стоим рядом, смотрим в окно на мутно-весеннюю сумеречную улицу. (9)Сумерки весенние всегда тревожны и всегда печальны.

(10)И мы молчим. (11)Слушаем, как дрожат хрусталики канделябров от проезжающих по улице телег. (12)Если бы мы были большие, мы бы думали о людской злобе, об обидах, о нашей любви, которую оскорбили, и о той любви, которую мы оскорбили сами, и о счастье, которого нет. (13)Но мы — дети, и мы ничего не знаем. (14)Мы только. молчим. (15)Нам жутко обернуться. (16)Нам кажется, что зал уже совсем потемнел и потемнел весь этот большой, гулкий дом, в котором мы живём. (17)Отчего он такой тихий сейчас? (18)Может быть, все ушли из него и забыли нас, маленьких девочек, прижавшихся к окну в тёмной огромной комнате?

(19)Около своего плеча вижу испуганный, круглый глаз сестры. (20)Она смотрит на меня — заплакать ей или нет? (21)И тут я вспоминаю моё сегодняшнее дневное впечатление, такое яркое, такое красивое, что забываю сразу и тёмный дом, и тускло-тоскливую улицу. — (22)Лена! — говорю я громко и весело. — (23)Я сегодня видела конку! (24)Я не могу рассказать ей всё о том безмерно радостном впечатлении, какое произвела на меня конка. (25)Лошади были белые и бежали скоро-скоро; сам вагон был красный или жёлтый, красивый, народа в нём сидело много, все чужие, так что могли друг с другом познакомиться и даже поиграть в какую-нибудь тихую игру. (26)А сзади на подножке стоял кондуктор, весь в золоте, — а может быть, и не весь, а только немножко, на пуговицах, — и трубил в золотую трубу: — Ррам-рра-ра! (27)Само солнце звенело в этой трубе и вылетало из неё златозвонкими брызгами. (28)Как расскажешь это всё! (29)Можно сказать только: — Лена! (30)Я видела конку! (31)Да и не надо ничего больше. (32)По моему голосу, по моему лицу она поняла всю беспредельную красоту этого видения. (33)И неужели каждый может вскочить в эту колесницу радости и понестись под звоны солнечной трубы? — (34)Ррам-рра-ра! (35)Нет, не всякий. (36)Фрейлейн говорит, что нужно за это платить.

(37)Оттого нас там и не возят. (38)Нас запирают в скучную, затхлую карету с дребезжащим окном, пахнущую сафьяном и пачулями!, и не позволяют даже прижимать нос к стеклу. (39)Но когда мы будем большими, мы будем ездить только на конке. (40)Мы будем, будем, будем счастливыми! (41)Я зашла далеко, на окраину города. (42)И дело, по которому я пришла, не выгорело, и жара истомила меня. (43)Кругом глухо, ни одного извозчика. (44)Но вот, дребезжа всем своим существом, подкатила одноклячная конка. (45)Лошадь, белая, тощая, гремела костями и щёлкала болтающимися постромками о свою сухую кожу. (46)Зловеще моталась длинная белая морда. (47)«Измывайтесь, измывайтесь, а вот как остановлюсь на повороте — всё равно вылезете на улицу». (48)Безнадёжно унылый кондуктор подождал, пока я влезу, и безнадёжно протрубил в медный рожок: — Ррам-рра-ра! (49)И больно было в голове от этого резкого медного крика и от палящего солнца, ударявшего злым лучом по завитку трубы. (50)Внутри вагона было душно, пахло раскалённым утюгом.

(51)Я встала и вышла на площадку. (52)Конка остановилась, подождала встречного вагона и снова задребезжала. (53)А на тротуаре стояла маленькая девочка и смотрела нам вслед круглыми голубыми глазами удивлённо и восторженно. (54)И вдруг я вспомнила. (55)«Мы будем ездить на конке. (56)Мы будем, будем, будем счастливыми!» (57)Ведь я, значит, счастливая! (58)Я еду на конке и могу познакомиться со всеми пассажирами, и кондуктор трубит, и горит солнце на его рожке. (59)Я счастлива! (60)Я счастлива! (61)Но где она, та маленькая девочка в большом тёмном зале, придумавшая для меня это счастье? (62)Если бы я могла найти её и рассказать ей, она бы обрадовалась. (63)Как страшно, что никогда не найду её, что нет её больше и никогда не будет её, самой мне родной и близкой, — меня самой. (64)А я живу…

По Н. А. Тэффи Надежда Александровна Тэффи (1872-1952) — русская писательница, поэтесса, мемуаристка, переводчица.

Сочинение №1

Как сохранять оптимизм и находить радость в любой ситуации? Этот вопрос занимает умы многих людей, в том числе и русскую писательницу Н. А. Тэффи.

Автор считает, что быть счастливым возможно, если помнить о самых ярких и восторженных моментах детства. Мир детства неповторим, и наша память бережно хранит счастливые мгновения, даря надежду в любом возрасте и в любой жизненной ситуации.

Рассказчица вспоминает, что уже в шесть лет она осознала, что такое счастье. По её мнению, секрет детской радости заключается в невинности мыслей: «Если бы мы были большими, мы бы думали о людской злобе, об обидах, о нашей любви, которую оскорбили, и о той любви, которую мы оскорбили сами, и о счастье, которого нет. Но мы — дети, и мы ничего не знаем».

Даже в те моменты, когда ребёнку страшно и кажется, что про него все забыли, он всё ещё может быть счастливым. Автор подчеркивает, что дети не ведают страданий и не знают о человеческом равнодушии, и этого достаточно для того, чтобы быть радостными.

Когда рассказчица и её сестра остаются одни, они заводят разговор о конке — предмете их грёз и мечтаний: «И неужели каждый может вскочить в эту колесницу радости и понестись под звоны солнечной трубы?» Мысли о конке наполняют их мир надеждой на подлинное счастье и позволяют забыть о страхе одиночества. Писательница акцентирует внимание на изменившихся чувствах рассказчицы, богатое воображение которой сделало её счастливой.

Между этими примерами прослеживается причинно-следственная связь. По мнению Н. А. Тэффи, счастье напрямую связано с мышлением человека. Если вы думаете о чём-то прекрасном и желанном, то в эту минуту не можете быть несчастным.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, самое приятное детское воспоминание может сделать человека счастливым. Например, Обломов, главный герой одноимённого романа И. А. Гончарова, тоже испытывал счастье, когда вспоминал родную деревню, милый сердцу дом и дорогих людей. Детские годы, проведённые в Обломовке, были наполнены волшебством, и, даже будучи зрелым человеком, герой время от времени погружается в мир самых светлых воспоминаний.

Таким образом, память о безмятежных детских годах чаще всего помогает человеку оставаться счастливым в любую минуту своей жизни.

Сочинение №2

В своём произведении Надежда Тэффи затрагивает важную тему счастья и размышляет о том, как сохранить его в любых обстоятельствах. Автор описывает, как стать по-настоящему счастливым человеком помогает умение смотреть на мир глазами ребёнка и находить радость даже в самых простых и обыденных вещах. Осознанная радость жизни и способность видеть счастье в мелочах делают человека поистине счастливым, независимо от внешних перемен и обстоятельств.

Позиция автора заключается в том, что счастье зависит от внутреннего восприятия мира и способности сохранять радость, даже когда реальность кажется удручающей. Например, героиня, вспоминая свои детские ощущения от проезжающей конки (предложения 22–26), воссоздаёт их в памяти и ощущает себя по-настоящему счастливой. В другом эпизоде, уже во взрослой жизни, несмотря на изношенный и угрюмый вид конки, героиня находит радость в возможности прокатиться в этом вагончике, исполнив свою детскую мечту (предложения 57–60). В этом и заключается главный источник её счастья: способность пережить момент в духе детских надежд.

Можно согласиться с позицией автора, так как ощущение счастья и способность воспринимать мир с теплотой действительно зависят от внутреннего настроя человека и его отношения к событиям. Эта идея встречается и в литературе. Так, в рассказе Антона Чехова «Ванька» герой пишет письмо дедушке, в котором наивно описывает все свои беды, видя их в розовом свете детской надежды на лучшее. Ванька верит, что дедушка приедет и заберёт его домой, что в какой-то мере поддерживает его и дарит ощущение радости, даже в сложной для него ситуации.

Также в романе Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» герой Дуглас находит счастье и радость в простых вещах — прогулках, летнем тепле и запахе одуванчиков. Он ощущает полноту жизни и делает это благодаря умению ценить моменты и воспринимать их с детским восторгом.

Таким образом, умение оставаться счастливым в любых обстоятельствах зависит от способности человека находить и ценить радость в простых вещах, как это удаётся героине текста Тэффи, увидевшей своё детское счастье в давно привычной для взрослого человека картине.

 

Вам будет интересно:

Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту «Подъезжая к родному гнезду» Д.В. Григоровича

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *