Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту «Я исходил по Парижу десятки вёрст» Г.И. Успенского

Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту Я исходил по Парижу десятки вёрст Г.И. Успенского ЕГЭ. Сочинение по тексту Г.И. Успенского на тему «Искусство: в чём его сила?» Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку в 11 классе подготовьте сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой в исходном тексте. В качестве аргументов и примеров используйте материалы из нового сборника Р.А. Дощинского.

Текст ЕГЭ Г.И. Успенского

(1)Я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (2)Без малейшей нравственной потребности вошёл я в музей. (3)Машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (4)И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, я остановился перед Венерой Милосской. (5)Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (6)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (7)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (8)Похожа ли она видом на руку человеческую?

(9)Нет, это просто какой-то кожаный комок. (10)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (11)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, измученного, искалеченного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом. (12)Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (13)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (14)Нет, нет! (15)Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, что я бережно нёс в себе.

(16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (17)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (20) И как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.

(21) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой. (22) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя в этом только человеческое. (23)Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе.

По Г. И. Успенскому Глеб Иванович Успенский (1843-1902) — русский писатель и публицист, один из ведущих писателей-разночинцев.

Сочинение №1

В чём же заключается сила искусства? Этот вопрос, волнующий многих, стал предметом размышлений русского писателя Г.И. Успенского.

По мнению автора, настоящее произведение искусства способно пробуждать в человеке неожиданные и положительные изменения, даря радость, свежесть и осознание собственного достоинства. В подтверждение своей точки зрения я приведу несколько примеров из предложенного текста.

Так, например, рассказчик, не увлекавшийся скульптурой, зашёл в Лувр, не испытывая ни малейшей потребности в духовном обогащении. Однако одна из статуй сразу же привлекла его внимание и поразила своей красотой. Увидев Венеру Милосскую, он почувствовал, как в нём зародилась большая радость. Он сравнивает себя со скомканной перчаткой, которая под воздействием искусства «стала похожа на человеческую руку». Этот пример подчёркивает, что под влиянием подлинного шедевра душа человека требует изменений.

Благодаря удивительной статуе, герой ощущает «необходимость, неизбежность самого безукоризненного поведения». Он начинает задумываться о каждом своём слове, боясь обидеть другого, критически оценивает каждую свою мысль и стремится стать настоящей достойной личностью, впустив в себя «животворную тайну». Рассказчик осознаёт, что счастлив лишь потому, что он человек, и эта идея рождается в нём под влиянием Венеры Милосской. Размышляя об этом, Г.И. Успенский акцентирует внимание на том, как меняется мировоззрение личности под воздействием настоящего искусства.

Между приведёнными аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Сначала рассказчик лишь чувствует потребность измениться, а затем автор подчёркивает, какие конкретные перемены происходят в человеке после знакомства с известной скульптурой.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Г.И. Успенского. Искусство действительно способно исцелять и изменять мировоззрение. Например, в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» упоминается знаменитая соната Л. Бетховена. Она становится символом безответной и самоотверженной любви главного героя. После его смерти Вера Николаевна слушает это музыкальное произведение и наконец-то понимает чувства Желткова, что становится переломным моментом для героини.

Таким образом, роль искусства в жизни человека очень велика. Когда произведение находит отклик в душе зрителя, ему открывается замысел художника. Это побуждает к переоценке ценностей и нравственному обновлению.

Сочинение №2

В своём тексте Г. И. Успенский говорит о невероятной силе искусства, способной изменить душу человека, сделать её более чувствительной и возвышенной. Он утверждает, что искусство способно вдохновить внутренний мир человека, подарив ему ощущение радости и счастья, которое не всегда можно испытать в повседневной жизни.

По мнению Успенского, искусство обладает огромной мощью, способной вдохновить даже самую «скомканную» душу. Оно пробуждает в ней свет и высокие стремления, вызывая желание стать лучше. Этот глубокий эмоциональный подъём Успенский испытал, когда увидел статую Венеры Милосской. Он пишет, что почувствовал, как что-то оживило его, пробудило «чувствительность» и заставило «хрустнуть» от роста (предложения 6-11). Эта перемена возрождает в нём стремление к честности, искренности и душевной чистоте, исключая из его жизни ложь и притворство (предложения 16-17).

Соглашаясь с позицией автора, можно утверждать, что искусство действительно обладает силой преображения и возвышения души человека. Оно пробуждает лучшие чувства и побуждает к самосовершенствованию.

В русской литературе пример подобного влияния искусства на человека можно найти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, пережив глубокие душевные страдания и личные перемены, обращается к музыке. Слушая Наташу Ростову, он понимает, что она способна передать невыразимые чувства и обрести душевное равновесие. Эта встреча с искусством в исполнении Наташи пробуждает в нём жизненную силу и смысл бытия. Он начинает видеть мир в новом свете, ощущая внутреннее счастье и гармонию.

Другой пример — в романе Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», где образ главного героя Джонатана символизирует стремление к совершенству и поиску высоких идеалов. Джонатан, восхищённый искусством полёта, использует его не только как способ перемещения, но и как путь к саморазвитию и постижению истины. Искусство для него — способ достижения духовного совершенства и открытия новых горизонтов, что пробуждает в нём чувство свободы и высшего смысла.

Таким образом, сила искусства заключается в том, что оно способно возвысить и очистить душу, наполнить её светом, который меняет отношение к миру и самому себе. Искусство влечёт человека к чему-то большему и делает его стремление к красоте и гармонии частью его сущности.

 

Вам будет интересно:

Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту «Подъезжая к родному гнезду» Д.В. Григоровича

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *