ЕГЭ. Сочинение по тексту Гоголя Н.В. «Чем опасна скупость?» Для 27 задания ЕГЭ по русскому языку 2025 года в 11 классе подготовьте сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста, опираясь на 29 вариант нового сборника Дощинского Р.А. Аргументируйте свою позицию, используя примеры из русской и зарубежной литературы.
Текст ЕГЭ Н.В. Гоголя
(1)А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! (2)Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. (3)Веё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни. (4)Везде во всё входил зоркий взгляд хозяина. (5)Слишком сильные чувства не отражались в чертах его лица, но в глазах был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь, и гостю было приятно его слушать. (6)Приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка.
(7)В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза. (8)На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. (9)Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. (10)Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. (11)Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. (12)На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром и обвенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров.
(13)Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. (14)В доме стало ещё пустее. (15)Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость; сверкнувшая в жёстких волосах его седина, верная подруга её, помогла ей ещё более развиться. (16)Учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны. (17)Сын определился в полк и написал отцу уже по своём определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. (18)Наконец, последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. (19)Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее. (20)Человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.
(21)С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и пёрышкам, которые он собирал в своей комнате. (22)Неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек. (23)Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались, в пыль. (24)Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил, да где лежало пёрышко или сургучик. (25)А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принести мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха.
(26)Всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве. (27) Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком, пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить. (28)Плюшкин, однако же, её простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу, лежавшую на столе, но денег никаких не дал. (29)В другой раз Александра Степановна приехала с двумя малютками и привезла ему кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но и даже стыдно. (30)Плюшкин приласкал обоих внуков и, посадивши их к себе одного на правое колено, а другого на левое, покачал их совершенно таким образом, как будто они ехали на лошадях, кулич и халат взял, но дочери решительно ничего не дал; с тем и уехала Александра Степановна.
По Н. В. Гоголю Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — русский прозаик, драматург, критик, публицист.
Сочинение №1
В своих произведениях известный русский писатель Н.В. Гоголь часто обращается к теме скупости, рассматривая её как один из главных человеческих пороков.
Автор считает, что скупость ведёт к оскудению и полной деградации личности. Она способна изменить систему ценностей, привычный уклад жизни и разрушить родственные связи, представляя опасность как для самого человека, так и для окружающих.
Одним из ярких примеров, иллюстрирующих точку зрения писателя, является образ Плюшкина — помещика, который раньше был прилежным хозяином и заботливым семьянином. В его глазах светился ум, а речь была наполнена опытом и знанием жизни. В его доме всегда были рады гостям, и многие хотели поучиться у него «мудрой скупости». Этот пример подчёркивает, что бережливость — это положительное качество, которое помогает поддерживать хозяйство в порядке.
Однако после смерти жены всё изменилось. «Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее», — пишет Гоголь. Когда дети разъехались, он остался один, и это стало отправной точкой для будущего оскудения его личности. У него больше не было никаких привязанностей, желания следить за своим домом, и его неуступчивость в общении с людьми обострилась. Гоголь отмечает, что зародившаяся в Плюшкине скупость способствовала разрыву отношений с близкими и привела его к духовной деградации.
Приведённые примеры противопоставлены друг другу, что помогает Н.В. Гоголю подчеркнуть, как меняется личность под влиянием скупости. Рачительный хозяин и семьянин превратился в «прореху на человечестве», и всё это произошло из-за того, что его бережливость обернулась другой стороной.
Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, скупость негативно сказывается на жизни человека. Та же самая проблема поднимается и в святочном рассказе Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Главный герой Скрудж, отличающийся скупостью и угрюмостью, не понимает, почему люди веселятся и дарят друг другу подарки на Рождество. Герою предстоит долгий путь, прежде чем он сможет преодолеть свой порок и стать щедрым человеком. Если бы он этого не сделал, то, как сообщает явившийся ему дух Марли, был бы наказан даже после смерти.
Таким образом, скупость действительно «пожирает» человека, не давая ему жить обычной жизнью.
Сочинение №2
В данном фрагменте Н.В. Гоголь обращается к теме скупости, её влияния на личность и разрушительных последствий. Через образ главного героя, Плюшкина, автор показывает, как эта пагубная черта способна подорвать не только семейные узы, но и саму сущность человека.
Гоголь подчёркивает, что скупость, словно яд, постепенно отравляет душу человека, превращая его в подобие живой развалины. Автор описывает, как некогда трудолюбивый и рассудительный хозяин Плюшкин, после смерти жены и отдаления детей, всё глубже погружается в одиночество и бесконечную жадность. Он отказывает сыну в помощи и не поддерживает дочь, что отдаляет его от собственной семьи (предложения 16-17).
Даже когда Александра Степановна приезжает с внуками, Плюшкин не может преодолеть свою скупость: он ласкает детей, но не спешит оказать им помощь (предложения 27-30). С каждым годом его хозяйство превращается в груду гниющих вещей, которые он не хочет ни продавать, ни использовать, что в итоге приводит к разорению и, как метко замечает Гоголь, делает его «прорехой на человечестве».
Я согласен с позицией автора: чрезмерная скупость и стремление к накоплению ведут к нравственному разрушению личности. Человек, одержимый страхом потерять своё имущество, забывает о важных человеческих качествах, таких как милосердие, доброта и забота о близких. Такая жизнь лишает его радости и превращает в одиночку, неспособного на поддержку и любовь.
Подобная тема встречается и в мировой литературе. В произведении А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» главный герой, барон, из-за страха потерять богатство погружён в состояние постоянной тревоги и подозрительности. Страх расстаться с накопленным делает его рабом золота, он теряет сына, а жажда сохранения богатства постепенно разрушает его жизнь.
Ещё один пример — роман Ч. Диккенса «Рождественская песнь», где главный герой, скряга Эбенезер Скрудж, из-за своей жадности и безразличия к людям оказывается одиноким и замкнутым. Только когда Скрудж осознаёт, как его скупость лишила его счастья, он начинает ценить людей и тёплые человеческие отношения. Диккенс, как и Гоголь, показывает, что истинное счастье не в накоплении богатства, а в доброте и умении делиться с окружающими.
Таким образом, скупость опасна не только тем, что лишает человека радостей жизни, но и тем, что разрушает личность, превращая человека в равнодушного, замкнутого эгоиста.