ЕГЭ. В своём сочинении по тексту В. Г. Короленко мы рассуждаем о том, почему человек может утрачивать способность сочувствовать и сострадать. Это задание 27 ЕГЭ по русскому языку 2025 года для 11 класса. 30 вариант из нового сборника Р. А. Дощинского.
Текст ЕГЭ В. Г. Короленка
((1)Любовь к животным была тоже выдающейся чертой этого странного человека Игнатовича. (2)Бывали целые периоды, когда наше скромное жильё положительно превращалось в лечебницу. (3)Целую неделю он возился с замёрзшей вороной, которую вернул к жизни, а больную лошадь водил в поводу на прогулку по два раза в день, не смущаясь насмешками. (4)И замечательно, что чем более он сердился на человека, тем более нежности отдавал животным.
(5)Он не только признавал в них ум, память, соображение, совесть, но даже считал эти стороны интеллекта исключительно их принадлежностью, совершенно чуждой человеку… (6)При этом он становился дьявольски, невыносимо остроумен и саркастичен, и порой мне некуда было скрыться в периоды его мизантропии, я совершенно изнемогал под градом его парадоксов и начинал, право же, чувствовать себя действительно ниже всякого скота, в то время как какая-нибудь собака со спиной, перешибленной поленом досужего бездельника, казалась мне чуть не сознательным страдальцем и философом. (7)Впрочем, когда эти припадки проходили, он опять оживал, опять парил под небесами и декламировал «мировые симфонии».
(8)В то время он тоже получил место на прииске, что-то вроде смотрителя материального склада… (9)В практических вопросах я всегда имел преимущество. (10)Я нашёл ему эту должность и уговорил принять её. (11)Он пассивно подчинился, и мы отправились в путь, как только получили аванс. (12)Обстоятельства наши были не особенно блестящи. (13)Ехали мы всё-таки несколько быстрее вашего и, несмотря на то что одежонка у нас была неважная, как-то ещё не успели озябнуть настоящим образом до самой Олекмы и даже дальше. (14)Морозы были порядочные, но озябнешь и отогреешься, а на следующий день выезжаешь как ни в чём не бывало. (15)3а Олекмой река уже остановилась, оставались только полыньи… (16)Однажды, проезжая мимо одной из них, мы увидели двух уток. (17)На них указал ямщик кнутовищем. (18)Трудно мне теперь передать вам это истинно жалостное зрелище. (19)Утки были отсталые. (20)Товарищи давно улетели, а эти птицы, застигнутые болезнью или недостатком сил для перелёта, остались умирать на холодной реке.
(21)Пока течение было ещё свободно хоть на середине, — утки плавали, спасаясь как-то от ледохода; потом пространство воды всё суживалось, потом остались только эти полыньи. (22)Когда и они замёрзнут, уткам предстояла гибель. (23)Теперь они вдвоём метались по узкой полынье, охваченные холодным паром, а кругом на них смотрели вот такие же сумрачные и безучастно холодные горы. (24)Я помню, что ямщик смеялся, скаля свои белые зубы… (25)Мне стало немного жутко и холодно, и я запахнулся дохой, как будто это подо мной была эта тёмная, холодная глубина. (26)Но мой товарищ сразу заволновался и вспыхнул. — (27)Стой! — закричал он ямщику. — (28)Неужели вы способны проехать мимо?.. — обратился он ко мне с горечью и, не ожидая, пока ямщик остановит лошадей, выскочил из кошевы1, затем, скользя и падая на торосах2, кинулся к полынье. (29)Ямщик смеялся, как сумасшедший, и я тоже не мог удержаться от улыбки при виде того, как мой товарищ, наклонившись над узкой, но длинной полыньёй, старался поймать уток. (30)Птицы, разумеется, кинулись от него.
(31)Тогда мой спутник перебежал на нижний конец полыньи, правильно рассчитав, что уток теперь понесёт течением к нему, особенно когда, заинтересованный этим эпизодом, я тоже вышел на лёд и погнал их книзу… (32)Нырять они боялись, так как течение несло под лёд. (33)Одна из этих птиц поднялась было на воздух, но другая, потерявшая силы, а может быть, когда-нибудь подстреленная, летать не могла, она только взмахнула крыльями и осталась. (34)Тогда и другая, сделав круг над холодными льдами реки, вернулась к своей подруге. (35)Я не могу вам описать, какое действие произвело это проявление великодушия на моего друга. (36)Он стоял на льду, следя за полётом птицы, мелькавшей на фоне угрюмых гор, опушённых снегами, и, когда она самоотверженно шлёпнулась в нескольких шагах на воду с очевидным намерением разделить общую опасность, — у него на глазах появились слёзы… (37)3атем он решительно заявил, что мы можем, если угодно, ехать дальше, а он останется здесь, пока не поймает обеих уток.
По В. Г. Короленко Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) — русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель.
Сочинение №1
В.Г. Короленко в своём произведении поднимает важный вопрос: почему человек теряет способность сочувствовать? По мнению автора, на это могут влиять различные факторы: чёрствость души, страх насмешек и издевательств, эгоизм, а также суровые жизненные условия.
Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, автор рассказывает о «странном» человеке, который обладал удивительной способностью любить животных. Игнатович не оставлял без внимания ни замёрзшую ворону, ни больную лошадь, стремясь помочь каждому, кто нуждался в помощи. Этот человек любил животных гораздо больше, чем людей: «Он не только признавал в них ум, память, соображение и совесть, но даже считал эти стороны интеллекта исключительно их принадлежностью, совершенно чуждой человеку».
На первый взгляд, Игнатович может показаться мизантропом, способным сочувствовать только животным. Однако сложно представить более доброго и чуткого человека, который бы так сильно любил «братьев наших меньших». Автор подчёркивает, что за «невыносимым» остроумием и насмешливостью Игнатовича скрывалось доброе и чистое сердце.
В отличие от Игнатовича, ямщик, проезжая мимо двух умирающих уток, не смог проявить сочувствие. Эти птицы были измучены «болезнью» и «недостатком сил для перелёта», но «ямщик смеялся, скаля свои белые зубы…» Суровые жизненные условия и страх насмешек отучили его от привычки помогать животным.
Эти примеры противопоставлены друг другу. С одной стороны, В.Г. Короленко акцентирует внимание на способности сочувствовать животным, которой обладает Игнатович, а с другой — создаёт образ человека, проявляющего равнодушие к «жалостному зрелищу» с утками.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, в некоторых случаях люди могут лишаться способности к состраданию. Обычно это происходит, когда их больше занимают бытовые заботы и им не хватает времени на помощь другим. Так, Лёля, героиня рассказа Л.Н. Андреева «Кусака», приручила бродячую собаку, а потом без всяких угрызений совести бросила её на произвол судьбы. Эта девочка была слишком занята собой и предстоящей жизнью в городе, и из-за своего эгоизма она даже не подумала о чувствах оставшегося в одиночестве питомца.
Таким образом, важно искоренять в себе равнодушие и учиться сострадать другим — как людям, так и животным.
Сочинение №2
В данном отрывке В.Г. Короленко затрагивает тему утраты способности человека к сочувствию и состраданию. Писатель показывает, как суровые жизненные обстоятельства могут лишить нас способности сопереживать и видеть боль других.
Позиция автора ярко проявляется в контрасте между двумя героями: рассказчиком и его товарищем Игнатовичем. Когда они видят двух уток, которые из-за болезни или слабости не могут улететь и замерзают на реке, Игнатович сразу проникается глубоким состраданием. В то же время рассказчик и ямщик остаются равнодушными и даже смеются над ситуацией. Игнатович, движимый состраданием, решает помочь птицам, несмотря на опасность и насмешки (предложения 27-31). Эта сцена демонстрирует, что милосердие к живым существам для него не просто слово, в то время как рассказчик, возможно, из-за суровых жизненных обстоятельств, утратил способность к сочувствию и воспринимает происходящее с иронией.
Я полностью разделяю точку зрения автора. В условиях, когда вокруг столько жестокости, бед и равнодушия, человек нередко привыкает к страданиям и становится черствым. Но только милосердие делает нас людьми, позволяя ощущать себя живыми, полноценными и нужными.
Ярким примером подобного осмысления милосердия служит образ князя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Разочаровавшись в жизни, он после ранения осознает, насколько важны простые чувства сострадания и любви. Встреча с Наташей пробуждает в нем эту способность и возвращает к жизни, делая его вновь сострадательным и внимательным к чужим страданиям.
Еще один пример — повесть В. Распутина «Живи и помни». Герой, вернувшийся с войны и прячущийся в тайге, становится бесчувственным к проблемам близких. Однако в конце концов он осознает, что сострадание и помощь другим составляют смысл жизни. В этом осознании он находит себя, хотя понимание приходит к нему слишком поздно.
Таким образом, потеря способности к состраданию лишает человека его подлинной сущности. Искреннее участие в судьбе других позволяет обрести духовное богатство и полноту жизни, а безразличие и черствость, напротив, лишают его истинного счастья.
Вам будет интересно:
Сочинение ЕГЭ из сборника Р.А. Дощинского по тексту «Пришёл царь к отшельнику» Л.Н. Толстого