Все материалы для проведения профориентационного урока в 10 и 11 классе внеурочной деятельности проекта «Россия — мои горизонты», сценарий занятия, видеоролик, интерактивное задание, презентация и плакат для проведения урока 26 декабря
Смотреть онлайн сценарий проведения
Видеоролик (10-11 класс)
Подготовка к занятию
Уважаемые педагоги! При подготовке к занятию обратите внимание на следующие рекомендации:
- Лучше говорить о родителях или других значимых взрослых в целом, так как не у всех есть родители или оба родителя.
- Заранее подготовьте видеоматериалы/слайды, которые помогут визуализировать ключевые моменты занятия.
- Попросите обучающихся принести тетради, карандаши и ручки для записи материалов и выполнения заданий.
- Перед занятием разделите класс на две команды для выполнения заданий в группах.
- Создайте доверительную атмосферу, чтобы обучающиеся не стеснялись задавать вопросы и делились своими мыслями.
Желаем успехов вам и ребятам!
Слово педагога: Добрый день, ребята! Заканчивается Год семьи, поэтому на последнем занятии года я предлагаю вам задуматься о роли семьи и близких в профориентации. А ещё сегодня на занятии мы поговорим о том, за что же человеку платят зарплату. Вы наверняка скажете, что это очевидно — взрослые работают и получают за это деньги. Но на самом деле эта тема — сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд. Давайте определимся, что на занятии зарплатой мы будем называть деньги, которые мы получаем за труд. Конечно, существуют и другие выплаты, например, компенсационные и социальные пакеты — это то вознаграждение, которое работник получает помимо зарплаты. К примеру, работодатель может оплачивать жильё или занятия спортом. Понятие «зарплата» известно всем, кто находится в оговорённых законом отношениях с работодателем. И вашим родителям, особенно бабушкам и дедушкам, это слово хорошо знакомо. Но сегодня есть и много тех, кто работает по-другому — например, предприниматели, самозанятые. Их доход не предполагает выплаты «зарплаты» как таковой. При этом некоторые из них сами выплачивают «зарплату» своим подчинённым или деловым партнёрам и часто сами решают, кому сколько и за что платить. Но только ли зарплата важна для человека в виде вознаграждения за свой труд? Как вы считаете?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Безусловно, «оплата» за труд измеряется не только денежными знаками — человеку важно, чтобы его труд не был напрасным, а работа приносила удовлетворение.
Слово педагога: Ребята, а задумывались ли вы о том, что каждый из вас приходит во взрослый мир своего рода собственником? Все мы владеем своей уникальной жизнью, которая для нас — самая большая ценность. Часть этого «богатства», часть времени своей жизни мы тратим на работу. Только представьте, для наёмных тружеников официальный рабочий день — это примерно треть суток! Но время — не единственный наш ресурс. Попробуете назвать другие?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Верно. Не только деньги и время, но и здоровье, энергия, общение и многое другое — наше богатство. Как вы считаете, что из этого — самое важное? Давайте попробуем составить ваш личный рейтинг ресурсов. Как бы вы их распределили? Поднимите руки, кто считает, что самое важное — это время?
Обучающиеся поднимают руки.
Слово педагога: А кто думает, что это — здоровье? (обучающиеся поднимают руки).
Слово педагога: Кто считает, что ничего не получится без денег? (обучающиеся поднимают руки).
Слово педагога: А для кого на первом месте — энергия? (обучающиеся поднимают руки).
Слово педагога: Отлично. Судя по всему, больше всего вы оценили… (Подвести итог по результатам большинства поднятых рук). Но важно понимать, что на самом деле — все эти ресурсы очень важны. И если мы начнём уделять слишком много внимания какому-то одному ресурсу, велика вероятность, что остальные из них — пострадают. Представьте, что будет, если человек слишком увлечётся собственным здоровьем? Или зарабатыванием денег?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Да, если он сделает здоровье — самым главным своим ресурсом, у него просто не останется времени ни на что другое. Если его вниманием слишком завладеют деньги и все свои силы он бросит на их зарабатывание — есть риск того, что у него «просядет» здоровье. Поэтому так важен баланс наших ресурсов. В этом случае наши усилия будут распределены равномерно, а значит, наша жизнь будет полноценнее и лучше.
Педагог демонстрирует слайд со списком профессий или называет профессии сам.
Слово педагога: А сейчас предлагаю вам в качестве разминки рассказать, какие главные из своих ресурсов «обменивают» на деньги перечисленные на слайде/те или иные специалисты. На слайде перечислены возможные ресурсы, но вы можете называть и другие. Зачитывайте название профессии и отвечайте по цепочке/Я буду называть профессию, а ваша задача — отвечать по цепочке.
Подсказка для педагога:
Профессии с примерными ответами:
- Врач-терапевт (время, знания);
- Пожарный (здоровье, энергия);
- Психолог (знания, общение);
- Следователь (время, знания);
- Организатор мероприятий (общение, время);
- Авиаконструктор (время, знания);
- Актёр (энергия, эмоции);
- Шахтёр (здоровье, энергия);
- Спортсмен (здоровье, энергия);
- Агроном (знания, время);
- Учитель (знания, энергия).
Слово педагога: Спасибо за ваши ответы! Действительно, ценность собственной жизни, физических и душевных сил, здоровье, мы обмениваем на деньги. Уже на них мы приобретаем различные блага, также создаваемые нами или другими людьми в их продуктивной трудовой деятельности. Первым напрашивается, разумеется, самый простой ответ: чем меньше человек работает, тем меньше он получает денег, а чем больше работает, тем больше получает. Как вы считаете, так ли это?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Вы правы, нет полной зависимости между полученной зарплатой и затраченным на работу временем. Так за что же люди получают зарплату, если время — не единственный критерий? Давайте разберёмся. И для начала предлагаю вам посмотреть ролик об основаниях для заработной платы. Для удобства предлагаю вам сразу записывать основания, которые вы услышите, в вашей тетради.
Вам будет интересно:
Готовые рабочие листы для классных часов Разговоры о важном 2024-2025 ко всем датам и темам