Все материалы для проведения классного часа в 1 и 2 классе внеурочной деятельности проекта «Разговоры о важном», сценарий занятия, видеоролик, интерактивное задание, презентация и плакат для проведения занятия 18 сентября «К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской».
Смотреть онлайн сценарий занятия
Внеурочное занятие для обучающихся 1-2 классов по теме: «Зоя. к 100 летию со дня рождения Зои Космодемьянской»
Цель занятия: познакомить обучающихся с подвигами юных героев; способствовать осознанию младшими школьниками общечеловеческих нравственных и жизненных ценностей (любовь к родной стране, долг, ответственность, готовность к подвигу); развивать понимание необходимости помнить историю своей страны и подвиги народа.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою страну, историческая память и преемственность поколений.
Основные смыслы: любовь и беззаветное служение Отечеству лежат в основе героических поступков наших соотечественников на протяжении всей многовековой истории России. Многие юноши и девушки (в том числе и Зоя Космодемьянская) совершали военные и трудовые подвиги во имя любви к своему народу и Отечеству. Традиция защищать то, что ты любишь (Родину, родителей, свой дом, друзей…) и по сей день особо актуальна среди жителей нашей страны.
Планируемые результаты
Личностные: − эмоционально откликаться на знакомство с судьбами юных героев времён Великой Отечественной войны; обдумывать их поступки, ценить их подвиги; сопереживать всем людям, которые верили в победу и делали всё возможное для неё; − стремиться к расширению своих знаний, воспринимать информацию о роли молодого поколения в борьбе за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков как историческую правду, которую нельзя забывать; − проявлять желание изучать историю нашей Родины, хранить семейные реликвии, связанные со страницами героической защиты страны от чужеземных врагов.
Метапредметные: − проявлять интерес к изучению фактов о Великой Отечественной войне; − иметь общее представление об анализе текстовой, фото- и видеоинформации, сравнивать её; − активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение.
Основной посыл: Во время Великой Отечественной войны юные герои плечом к плечу с взрослыми встали на защиту нашей страны. Известные и неизвестные герои сражались на фронтах и оказывали сопротивление в оккупации, и до конца выполнили свой долг, защищая Родину. Имена Лёни Голикова, Валентина Котика, Зои Космодемьянской и многих других стали символом героизма, мужества и патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашизма.
Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями. Комплект материалов: – сценарий, – методические рекомендации, – видеофрагменты.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная. Работа с иллюстративным материалом: рассматривание и обсуждение фотографий на тему – участие детей и молодых людей в борьбе с фашистскими захватчиками. Просмотр видеоролика с выступлением федерального спикера.
Задача мотивационной части на этом занятии – рассказать младшим школьникам о событиях, связанных с Великой Отечественной войной. Это чрезвычайно трудный разговор для современного ребёнка. При работе с иллюстративным материалом учителю следует постараться пробудить у первоклассников и второклассников чувство сопереживания советским людям, внезапно оказавшимся перед лицом смертельной опасности, в одночасье поменявшаяся жизнь которых несла тяготы, лишения, страдания военного времени. Прочтение стихотворения Г. Ладонщикова подводит к разговору о фотоснимках и других реликвиях времён Великой Отечественной войны, которые могут храниться в семьях.
Так как обучающимся 1–2 классов пока сложно рассказывать о своём личном опыте, о реликвиях, которых хранятся в их семьях, то педагогу важно поделиться с ребятами своим заранее подготовленным материалом. Это поможет показать преемственность поколений в сохранении исторической памяти и создать необходимый эмоциональный настрой. При работе со стихотворением В. Шефнера учитель выбирает вариант в зависимости от уровня класса: или сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворения, или привлекает учеников к выразительному чтению стихотворения. Выбирая второй вариант, учитель готовит к занятию отрывки из стихотворений, распределяет их перед занятием или раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимися.
Продолжают сценарий просмотр и обсуждение с детьми фотографий на тему – участие детей и молодых людей в борьбе с фашистскими захватчиками. Учителю следует постараться получить эмоциональный отклик у своих учеников, побудить их высказаться, что они видят на представленных фотографиях, как по сравнению с современными детьми выглядят люди на снимках, какие предметы их окружают, по возможности понять, что они в этот момент делают или собираются сделать. Мотивационная часть завершается просмотром видеоролика с выступлением федерального спикера и обсуждением услышанного.
Часть 2. Основная. Подвиг во имя жизни на родной земле: история жизни и гибели Зои Космодемьянской. «Идём в музей»: рассматривание и обсуждение онлайн-материалов музейной экспозиции в селе Петрищево Московской области. Истоки духовной силы растущего человека: семейные традиции воспитания, любовь и уважение к родителям, любовь к малой Родине (на примере фактов биографии Зои и Шуры Космодемьянских, чтение писем, дневниковых записей).
Поскольку одной из целей этого внеурочного занятия является знакомство обучающихся с подвигами юных героев, строки З. Александровой о Зое Космодемьянской — юной партизанке, погибшей от рук фашистов, и начинают основную часть. На основании фрагментов дневниковых записей, воспоминаний матери девушки детям раскрывается подвиг во имя жизни на родной земле: история жизни и гибели партизанки. Цитаты из школьного сочинения Зои «Как я провела лето» позволяют подумать над чертами её характера, попробовать представить, какой она была, о чём размышляла. Затем ребята смотрят небольшой видеофрагмент о подвиге девушки.
Демонстрация видео (дикторский текст). Это музейный комплекс «Зоя», посвящённый жизни и подвигу Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Он находится в деревне Петрищево Московской области. В день, когда началась война, Зое не было ещё и 18 лет. Но юная девушка считала своим долгом сделать всё, что от неё зависит, чтобы помочь советским солдатам и Родине. Поэтому в октябре 1941 года она добровольно ушла на фронт. В это время враг подступал к Москве, и остановить его – даже ценой жизни – было самым важным.
Зоя и её товарищи получили задание отправиться во вражеский тыл, чтобы взрывать вражескую технику, дороги и мосты, обрывать связь и уничтожать склады с оружием. В конце ноября 41 года Зою схватили фашисты в деревне Петрищево. На допросе девушка проявила мужество и стойкость: не выдала товарищей и ничего не рассказала врагу. Тогда фашисты казнили Космодемьянскую. Память о подвиге разведчицы, о её мужестве и героизме до сих пор в сердцах людей. За героизм и стойкость Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. Дополнительно педагог может использовать материалы Музейного комплекса «Памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской», https://mk-zoya.ru/tour/.
В продолжение разговора учитель организует диалог об истоках духовной силы растущего человека: семейные традиции воспитания, любовь к Родине. Ученики обсуждают, что же помогает формированию важнейших качеств в молодом человеке – готовность поддерживать близких, защищать свою землю даже ценою собственной жизни, вера в победу над врагом. В результате этого обсуждения ученики размышляют над смыслом выражения «подвиг во имя Отечества», называют качества, которые необходимы, чтобы совершить такой подвиг, например: стойкость, мужество, любовь к Родине. Говорят о том, почему имя Зои Космодемьянской стало символом борьбы с врагом.
Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, формулирование вывода о важности сохранения исторической памяти, преемственности поколений, проявлении почтения и уважения к людям, вставшим на защиту нашей Родины. Чтение стихотворения С. Пивоварова «Старый снимок».
Подведение итогов занятия, формулирование выводов о важности сохранения исторической памяти, преемственности поколений, проявлении почтения и уважения к людям, вставшим на защиту нашей Родины. Учитель акцентирует внимание учеников на том факте, что в годы Великой Отечественной войны многие мальчики и девочки, юноши и девушки совершали военные и трудовые подвиги во имя жизни и свободы и становились героями, и предлагает просмотреть видео.
Демонстрация видео (дикторский текст). Никто не забыт! Ничто не забыто… Лёня Голиков. Летом 1942 года около деревни Варницы Лёня подорвал машину и добыл вражеские документы о наступлении. Атака немцев была сорвана. За этот подвиг мальчик был представлен к званию Героя Советского Союза. Валентин Котик. К 1943 году он стал настоящим партизаном, который наравне со взрослыми участвовал в боях с фашистами. В том же году Валя совершил свой первый громкий подвиг – нашёл и подорвал телефонный кабель, который напрямую соединял командование фашистов.
Подрыв кабеля существенно осложнил связь захватчиков. Витя Коробков. Разведчик-партизан, который поддерживал связь между партизанами и собирал сведения о враге. Был пойман фашистами, но на допросе проявил стойкость и мужество. Враги не добились от него никакой информации. Посмертно награждён медалью «За отвагу». Наша вечная память и слава всем, кто в страшные годы войны отдал за нас, ныне живущих, самое дорогое – жизнь. И мы вечно будем помнить о них. Ребята задумываются над вопросом, почему мы не имеем права забывать о тех, кто в страшные военные годы отдали за нас, сегодня живущих, самое дорогое – свою жизнь.
В конце занятия учитель предлагает прочитать стихотворение С. Пивоварова «Старый снимок» и подумать над вопросом: почему так важно уважать и хранить память о людях, юных и взрослых, защитивших и освободивших нашу страну от фашистских захватчиков. Цель занятия можно считать достигнутой, если первоклассники и второклассники смогут эмоционально откликнуться, почувствовать благодарность всем защитникам нашей страны за проявление героизма и сохранение мира и захотят продолжить начатый разговор. О Великой Отечественной войне и её героях можно говорить очень много и, конечно, такой разговор выходит за рамки одного внеурочного занятия и должен продолжаться на разных предметах.
В связи с этим мы предлагаем педагогам различные варианты последующей работы: конкурс рисунков, чтение и обсуждение поэтических и прозаических произведений, просмотр художественных фильмов (фрагментов), отражающих подвиги юных героев в Великой Отечественной войне; прослушивание и разучивание военных песен; посещение с учениками памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной и т. п.
ПОСТРАЗГОВОР
Конкурс рисунков, посвящённых юным героям, «Мир, который они защитили». Просмотр советских и современных художественных фильмов (фрагментов), отражающих подвиги юных героев в Великой Отечественной войне: «Улица младшего сына», «Смелые люди», «Сын полка», «Офицеры». Экскурсии в музеи, посещение памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над сочинением-описанием памятников, посвящённых юным героям – антифашистам. Литературное чтение: чтение и обсуждение поэтических и прозаических произведений, посвящённых жизни и подвигам детей и молодых людей в военные годы (Л.Т. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре», В.П. Катаев «Сын полка», рассказы о юных героях Великой Отечественной войны).
Окружающий мир: страницы истории Великой Отечественной войны. Технология: изготовление поделок, открыток в подарок пожилым родственникам, детям войны, ветеранам. Музыка: прослушивание и исполнение военных песен.
Вам будет интересно:
Готовые рабочие листы для классных часов Разговоры о важном 2023-2024 ко всем датам и темам