ФГОС. С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования. Обновлённые стандарты детализировали требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ. В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. Завершение перехода всех школ на обновлённые ФГОС планируется в 2025 г.
Скачать презентацию ФГОС: Скачать
Роль дополнительного образования в реализации ФГОС нового поколения.
С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования. Обновлённые стандарты детализировали требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ.
В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. Завершение перехода всех школ на обновлённые ФГОС планируется в 2025 г. Для российских школ актуальны следующие документы:
•ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
•ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
•ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
•Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания». Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили. Второе поколение ФГОС ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим
изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года (приказ Министерства просвещения от 21 мая 2021г) : основные изменения Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
•Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?» К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности. Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы. Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
ФГОС включает требования к:
1) структуре программ общего образования (в том числе соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации программ общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;
3) результатам освоения программ общего образования.
Структура программы общего образования включает обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (20%) за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией.
Программы общего образования реализуются Организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. В целях обеспечения реализации программы общего образования в Организации для участников
образовательных отношений должны создаваться условия:
— каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационнообразовательной среде
Организации;
— Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы общего образования в соответствии с учебным планом
— учебно-методические условия реализации программы общего образования.
— психолого-педагогические условия реализации программы общего образования
— кадровые условия. Реализация программы общего обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми к ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
— финансовые условия реализации программы.
Требования к результатам освоения программы общего образования ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования:
1 ) личностным, включающим:
формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности;
2)метапредметным, включающим:
универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация); регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль);
3) предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению
Вам будет интересно:
Как работать по обновлённому ФГОС в 1 классе начальной школы