ЕГЭ 2025. Практикум по орфографии предназначен для студентов факультета начального образования. Данный курс предполагает повторение, обобщение и систематизацию школьных знаний по орфографии, необходимых для дальнейшего изучения современного русского языка
Скачать практику: Скачать
Интересные задания:
Упражнение 1. Проверьте сильной позицией (ударением) безударные гласные в корнях слов. Обозначьте корни.
Частота, чистота; поласкать, полоскать; умалять, умолять; долина, вдалеке; посветить, посвятить; спешите, спишите; примирять, примерять; запевать, запивать; свела, свила, обвевал, обвивал; развеваются, развиваются, скрепите, скрипите; обежать, обижать; озимь, оземь; приведение, привидение; поседел, посидел; проживать, прожевать; выточить, вытачать; развалить; разварить; перемешать; перемежать.
Упражнение 2. Объясните написание выделенных гласных в корнях слов.
Обозначьте корни.
Роскошный, удивительный, очаровательный, увлекательный, сокращать, поглощать, извиниться, наслаждаться, возрождаться, раздавать, преподавать, таинственный, почерк, каток, старожил, дощатый, мощѐный, набережная, обновить, трепетать, разъяснить, разъединить, коптить, нагромоздить, расселить, рассекать, расстегнуть, раскачать, роптать, навинтить, звенеть, греметь, сумрачный, уронить, задрожать, вылинять, облениться, поздравление, выздоровление, покаяние, нарядиться, народиться, одряхлеть, накренить, наградить, оплатить, различать, отмечать, упростить, убавление, трясина, чащоба.
Упражнение 3. Объясните различное написание слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Залезать – зализать, разрядить – разредить, увидать – увядать, скрепя – скрипя, грибной – гребной, пристяжной – пристежной, валы – волы, расколи – раскали, истощить – вытащить, старожил – сторожил, бачок – бочок, вытеснить – вытиснить.
Упражнение 4. Перепешите, подбирая проверочные слова и вставляя безударные гласные. (Возможный вариант – словарный диктант.)
Тр…пинка, тр…вяной, объ…снение, н…чной, ст…ринный, разл…таются, напр…жение, предст…вление, ок…заться, под…яние, съ…звить, ув…дание, уд…ш…влѐнный, удл…нѐнный, укр…щѐнный, х…лщовый, вым…щенный, пренебр…гать, укр…шать, поч…нить, зап…ять, п…ѐк, перег…нять, вы…вить, вык…тить, прив…зать, под…рить, д…вным-д вно, доб…влять, од…рѐнный, покр…шить, кр…щѐный, необъ…снимый, пл…менеющий, обв…нчать, обв…нить, обм…нять, отт…пель,
сч…стливить, потр…сение, просл…влять, благосл…вить.
Упражнение 5. Напишите под диктовку. Объясните правописание корней с безударными гласными, проверяемыми ударением. Объясните знаки препинания.
Корчагин подпрыгнул, захватил рукой край доски, забрался на забор и свалился в сад. Оглянувшись на чуть видневшийся за деревьями дом, он пошѐл к беседке. Она была открыта почти со всех сторон. Летом еѐ обвивал дикий виноград – сейчас всѐ было голо… От дома по засыпанной листьями дорожке, оглашая сад грозным рычаньем, на него мчалась огромная собака. (Н. Островский)
2. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ
П р а в и л о . Если безударные гласные в корнях слов нельзя проверить ударением, правописание таких слов необходимо запомнить:
вестибюль, магазин, витрина, тротуар.
Упражнение 6. Перепешите слова, вставляя пропущенные буквы. (В случае затруднений справьтесь в орфографическом словаре.) Расставьте ударения в словах. Об…яние, об…няние, раздр…жение, отр…жение, к…мпания, к…мпания, н…в…ждение, п…норама, п…литра, п…ликлиника, с…рень, …ранжевый, …пельсин, м…рковь, к…чан, к…лчан, б…тон, б…дон, ж…смин, к…лея, апл…дисменты, аттр…кцион, б..кл…жаны, п…м…доры, ур…ган, обл…ко, ф…ворит, ф…ртуна, л…б…ратория, с…мметричный, д ректор, к…медия, т…атр, п…ртер, ув…ртюра, г…рмония, г…л…рея, …ранжерея, н…речие, гл…гол, с…нонимы, …нтонимы, …монимы, с…норные, п…д…гогика, ун…в…рс…тет, инт…лл…генция, инт…ллект, тр…ф…рет, к…ллиграфия, обл…гация, …сина, пл…ст…лин, аппл…кация, ар…мат, п…рсона, …бсолютный, с…лют, к…н…нада, к…т…строфа, г…н…рал, м…йор, л…йт…нант, с…лдат, к…питан, с…ржант, сн…ряды, тр…ншея, б…т…рея, б…р…баны, в…ол…нчель, г…тара, п…анино, в…лторна, к…мп…зитор, п…л…нез, р…псодия, п…йзаж, к…р…ндаш, р…сунок, б…рельеф, ф…рель, п…скарь, ст…врида, ам…тист, стр…коза, т…бурет, к…мод, ст…ллаж, д…ван, кр…вать, к…нфорка, к…ноэ, к…р…нтин, к…ш…лот, к…мыш, к…ссета, к…р…к…тура, к…пюшон, п…льто, с…р…фан, к…мб…н…зон, ин…й, ул…й.
Упражнение 7. Напишите под диктовку. Подчеркните слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Объясните знаки препинания.
Хорошо бы сбегать с компанией сверстников на берег Волги, к речному вокзалу, или забраться в палисадник и почитать что-нибудь о кораблях, караванах, необыкновенных приключениях. Но я сажусь за стол и читаю о меридианах и параллелях, о кристаллах и элементах.
Саша тоже поглощѐн занятиями: что-то подчѐркивает карандашом в брошюрах, выписывает цитаты из сочинений классиков, иногда читает вполголоса об агрессиях, капитуляции, конгрессах, концессиях и ещѐ о чѐм-то совершенно непонятном. (По В.Ф. Мазиловой)
Вам будет интересно:
ЕГЭ по математике (база) 11 класс 2025. Новый тренировочный вариант №4 (задания и ответы)