Методические рекомендации предназначены для обучающихся 9 классов, планирующих сдавать ОГЭ 2025 г. по русскому языку. Методические рекомендации содержат советы разработчиков контрольных измерительных материалов ОГЭ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ОГЭ.
Подготовка по темам:
- Фонетика: Скачать
- Лексика и фразеология: Скачать
- Морфемика и словообразование: Скачать
- Грамматика. Морфология: Скачать
- Грамматика. Синтаксис: Скачать
- Орфография: Скачать
- Пунктуация: Скачать
- Речь: Скачать
- Языковые нормы: Скачать
- Выразительность русской речи: Скачать
- Информационная обработка текстов различных стилей и жанров: Скачать
- Тренировочные задания: Скачать
ФОНЕТИКА
Что нужно знать/уметь по теме
Какие позиции кодификатора элементов содержания проверяет
4.1.1 Система гласных звуков
4.1.2 Система согласных звуков
4.1.3 Изменение звуков в речевом потоке
4.1.4 Элементы фонетической транскрипции
4.1.5 Слог
4.1.6 Ударение
4.1.7 Фонетический анализ слова
Что нужно знать/уметь по теме
ЗНАТЬ: основные понятия: гласные звуки, согласные звуки, твёрдые – мягкие согласные звуки, звонкие – глухие согласные звуки, ударный слог, безударный слог; форма слова, оглушение и озвончение
УМЕТЬ:
— определять звуковой состав слова, правильно делить слово на слоги, давать характеристику звуков слова;
— проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
— применять знание по фонетике при орфографическом анализе слова
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Какие позиции кодификатора элементов содержания проверяет
4.2.1 Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря)
4.2.2 Слова однозначные и многозначные
4.2.3 Прямое и переносное значения слова
4.2.4 Тематические группы слов
4.2.5 Обозначение родовых и видовых понятий
4.2.6 Синонимы
4.2.7 Антонимы
4.2.8 Омонимы
4.2.9 Паронимы
4.2.10 Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова
4.2.11 Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному
и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы)
4.2.12 Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы)
4.2.13 Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика
4.2.14 Фразеологизмы. Их признаки и значение
4.2.15 Лексический анализ слова
Что нужно знать/уметь по теме
ЗНАТЬ:
основные понятия: лексика, лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; синонимы, антонимы, омонимы; лексика исконно русская и заимствованная; устаревшая лексика и неологизмы; общеупотребительные слова, диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы, просторечная лексика; стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика; фразеологизмы
УМЕТЬ:
— определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферу употребления;
— подбирать синонимы, антонимы;
— проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов.
Вам будет интересно:
Навигатор по самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2025 года