Итоговое сочинение. Сочинение на тему: Равнодушие – вина человека или его беда?

Итоговое сочинение. Сочинение на тему: Равнодушие – вина человека или его беда?Итоговое сочинение на 2023-2024 год: Равнодушие – вина человека или его беда? Гарантированные работы с аргументацией и цитатами из литературы, включая вступление и заключение, пригодные для сдачи ЕГЭ.

Итоговое сочинение №1

Что представляет собой равнодушие: ответственность человека или его беда? Несомненно, это реакция на недостатки мира и личные травмы. Если воспринимать все слишком близко к сердцу, оно может разбиться. Черствость помогает нам сохранить душевное равновесие, отдалиться от горя и жестокости. Она возникает неосознанно, и ее невозможно насильно вызвать. Поэтому это явление становится не виной, а бедой того, кто постепенно теряет способность к эмпатии, не замечая этого. Такие люди вызывают сочувствие, а не осуждение, что подтверждают примеры из литературы.

Возьмем, к примеру, рассказ А.П. Чехова «Ионыч». В начале рассказа Дмитрий полон энергии, идеями и яркими эмоциями. Он верит в себя, восхищается Туркиными, находит Катерину прелестной, а работа приносит радость. Однако что-то сломалось в нем, когда Катерина отклонила его предложение. Дмитрий был ошеломлен страданием, но приобрел горький опыт. Постепенно прием пациентов превратился в рутину, и герой перестал удивляться. Чтобы избежать одиночества, он впал в рутину местных жителей. Ему стало все равно на игры, обжорство и сплетни, он понизил планку, чтобы не причинять себе боль. Но из-за этой безразличности Дмитрий потерял все, что могло бы его порадовать. Даже встреча с Катериной и ее готовность выйти за него оставили его равнодушным. Он перестал любить, чтобы сохранить свое спокойствие, и это равнодушие стало его бедой, а не виной. Тот, кто никогда не преграждал себя стеной безразличия, может только почувствовать к нему сочувствие, а не осуждение.

Подобное бремя несет и Андрей, персонаж пьесы А.П. Чехова «Три сестры». Он мечтал о карьере профессора в Москве, занимался наукой и готовился к переезду. Андрей полагал, что брак с Наташей придаст ему сил для решительного рывка, но он ошибался. Жена начала подавлять его волю и навязывать свой сценарий жизни. Ни о каком переезде не могло быть и речи, ведь теперь Андрей должен был усердно работать, чтобы содержать семью. Нравится ли ему это или нет, не имело значения, каждому приходилось жертвовать чем-то. Постепенно Наташа захватила всю власть в доме и начала изменять мужу с его начальником. Андрей страдал от общей неудовлетворенности жизнью, но молчал. Ему было не по силам что-то изменить, поэтому он погрузился в равнодушие ко всему, включая себя: пил, играл в карты и забывал о своих мечтах. Его безразличие — не вина, а беда. Это было спасением от полного отчаяния, но, перестарившись, он потерял все, ради чего жил.

Таким образом, равнодушие является бедой человека, потому что оно приходит на смену сильным волнениям и потерям, оно исцеляет и разрушает. Мы не контролируем его, а становимся жертвами отсутствия чувств и отчуждения, которые даже не замечаем. Под покровом безразличия мы переживаем новые утраты и теряем все, что ценно.

Итоговое сочинение №2

Система моральных ценностей человечества представляет собой обширный комплекс, обеспечивающий нормальное функционирование общества. Эта система основана на взаимоотношениях людей, соответствующих морали и культуре. Наилучшие человеческие качества, такие как доброта, щедрость и благородство, строятся на способности сочувствовать и понимать переживания других. Однако в мире также присутствует человеческая чёрствость, известная как равнодушие. Оно побуждает людей причинять боль окружающим, но, когда они осознают свою вину за безразличие, это вредит и самим им.

В подтверждение этого рассмотрим рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», где главным персонажем является Яков Иванов. Автор через поступки и размышления героя раскрывает его бесчувственность и безразличное отношение к судьбам других людей. Чехов описывает, что для Якова важны лишь деньги и материальное благополучие. Он не проявляет сострадания к умирающим, а ждет их смерти, которая должна принести ему прибыль в качестве гробовщика. Отношение главного героя к своей жене Марфе также поражает. Автор описывает радость на лице Марфы перед смертью, освобождающей ее от жизни с Яковом, который за десятилетия не проявил к ней заботы. Только после этой трагедии герой осознает вину перед Марфой, оставшейся без настоящей любви. Чехов показывает разрушительное воздействие равнодушия на судьбы людей.

Кроме того, пример безразличия к близкому человеку демонстрирует Настя из произведения К. Паустовского «Телеграмма». Она увлечена своей работой в Ленинграде, но не уделяет времени своей матери Катерине Петровне. Автор цитирует текст телеграммы, в которой мать просит Настю приехать, но героиня остается равнодушной к ее просьбе. Насте кажется, что мелкие препятствия, такие как дорога в далекое Заборье, неоправданно неприятны, и она не торопится увидеть маму. Паустовский сравнивает Настю с добрыми и отзывчивыми знакомыми Катерины Петровны, которые не только не остались равнодушными к ее одиночеству, но и помогали ей. Дальше автор описывает раскаяние Насти, осознавшей слишком поздно, что Катерина Петровна любила ее больше всех. Не удалось Насте встретить мать живой, и безразличие к близкому человеку не только заставило Катерину Петровну умереть одинокой, но и навсегда нарушило душевный покой Насти.

Таким образом, можно сделать вывод, что безразличие к окружающим является деформацией души. Это побуждает человека совершать грехи, которые после осознания становятся тяжким бременем на сердце и приносят несчастье его жизни.

Итоговое сочинение №3

Безразличие может являться и просто отмазкой, и источником страданий, в зависимости от причин, по которым человек становится равнодушным. Если такое отношение к жизни обусловлено воспитанием или трудными обстоятельствами, то равнодушие становится источником беды, который трудно преодолеть без внешней поддержки. Если же человек осознанно выбирает хладнокровие, то он несет ответственность за свое безразличие к миру.

В рассказе Астафьева «Людочка» героиня становится жертвой всеобщего равнодушия. Первоначально никто из ее друзей, даже кавалер Артем, не вмешивается, чтобы помочь ей в парке, хотя они становятся свидетелями нападения на нее. Всем было безразлично, каково ей быть беззащитной девушкой, пытающейся сопротивляться насильнику. В дальнейшем Люда ищет сочувствия и понимания у женщин, но ни мать, ни Гавриловна не оказывают ей моральную поддержку. Вместо этого они цинично советуют ей принять беду и забыть об оскорблении. Оставшись без сочувствия и поддержки, Люда решает покончить с собой. В данном случае безразличие становится виной окружающих Люду, а не ее бедой.

В романе Гончарова «Обломов» главный герой безразличен к жизни. Он пассивно наблюдает за ее течением, не стремится к достижению целей, не совершает подвигов, даже к любви проявляет временный интерес. Обломов равнодушно относится к успехам своих знакомых, не испытывает к ним зависти, поскольку ему все равно, есть ли в мире какие-то стремления и цели. Его устраивают диван и халат, ему нужно лишь поесть и поспать – вот и весь смысл жизни. Но обвинить Обломова в таком безучастном отношении к миру не так просто. Он стал жертвой неправильного воспитания и недостатков государственной системы, где определенные люди могли вести пассивный образ жизни, не трудясь и при этом беззаботно существовать, пользуясь трудом крестьян.

Таким образом, безразличие может являться и пороком, и бедой, однако в любом случае равнодушных людей можно лишь по-настоящему пожалеть, поскольку они проживают не полноценную жизнь, не ощущая того, что доступно тем, кто способен проявлять сочувствие.

Итоговое сочинение №4

Равнодушие представляет собой состояние, при котором человек проявляет безразличие к судьбе окружающих, не обращает внимания на их проблемы и потребности. Бесчувственность становится широко распространенной проблемой, приводящей к негативным последствиям. Современное общество, кажется, принимает хаос, царящий в нашем мире, закрывая глаза на него. Начинается феномен, известный как «культ равнодушия», где считается, что человек проявляет больше мужества, чем меньше он проявляет отзывчивости. В связи с этим возникает вопрос: является ли равнодушие бедой человека или его собственной виной?

Мое мнение заключается в том, что если равнодушие проникает в сердце человека, то страдают не только его близкие, но и сам он. Апатия становится как бы червем, грызущим его изнутри. Внутри появляется пустота, словно в вакууме, потому что у него нет чего-то, чем можно было бы наполнить свой день. У равнодушного человека отсутствует способность вызывать в себе всплеск эмоций, сверкание в глазах и искренняя улыбка на лице. Это его беда и проблема, с которой ему следует бороться. Тема равнодушия как источника человеческого несчастья освещена в творчестве многих русских классиков.

Например, в романе «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова представлена «история человеческой души», включающая в себя все противоречия целого поколения. Главный герой, Печорин, равнодушен к своей судьбе, придавая жизни, как своей, так и чужой, ничтожную ценность. Без зазрения совести он обменивает девушку на лошадь (в повести «Бэла») и в «Фаталисте» инициирует спор, где ставится на кон жизнь другого человека. Печорин становится человеком-манипулятором, наслаждаясь игрой с судьбами других. Однако никто не понимает его, никто не способен разгадать его внутренний мир. Он остается одиноким. Равнодушие становится для него бедой. Тема равнодушия также поднимается в рассказе «Телеграмма» Константина Паустовского. В этом произведении главная героиня, Анастасия, после того как становится успешной в обществе, не проявляет заботы о состоянии своей матери, полностью поглощенной своей работой. Она считает, что выполняет свои обязанности, регулярно отправляя деньги и иногда присылая короткие письма. Анастасия оправдывает себя, пытаясь заглушить внутренний голос. Однако ее равнодушие находит свое проявление в телеграмме, сообщающей, что ее мать находится на грани смерти. Девушка тут же бросается к своей единственной родной, но приходит уже слишком поздно. В данном случае намеренное равнодушие также становится проблемой. В итоге страдает не только матери, не сумевшая увидеться со своей дочерью, но и сама Анастасия, осознающая цену родительской любви слишком поздно.

Итак, можно сделать вывод, что равнодушие представляет собой не только один из наиболее ужасных пороков человека, но и самую страшную беду. От него нельзя избавиться только воздействием внешних факторов; нет конкретного лекарства, которое могло бы излечить эту болезнь души. Человек должен изменить свою внутреннюю установку, преодолеть самого себя, и только тогда, возможно, его душа снова наполнится бутонами чувственного восприятия и эмпатии.

Итоговое сочинение №5

Равнодушие представляет собой спокойное состояние души человека, кажется, что такой человек находится в покое. Однако жизнь добавляет к этому определению черты, такие как холодность, неспособность к сопереживанию и недостаток внимания к чужим проблемам. Равнодушные люди способны проходить мимо страданий других, даже не задумываясь о возможности оказать помощь. Они не проявляют доброты и не реагируют на просьбы о помощи. Это не считается ни хорошим, ни плохим. Однако равнодушие может иногда разрушать мечты и разбивать надежды других людей, и, возможно, причинять страдания и самому равнодушному. В таких случаях равнодушие — это беда человека или его собственная вина? По моему мнению, это и беда человека, наделенного такой чертой характера от природы, и его собственная вина, поскольку он не смог или не захотел бороться с этим качеством в себе.

Одним из ярких примеров равнодушия может служить образ Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В произведении равнодушие героя кажется чем-то непостижимым, поскольку он так равнодушно относится к собственной судьбе и судьбам других. Первым знаком его холодности является история с похищением черкешенки Бэлы, которую он забрал у Казбича, даже несмотря на чувства, которые она испытывала к другому. Девушка стала для Печорина временным увлечением, и как только он завоевал ее расположение, его интерес к ней исчез. Эта безразличность была бы менее трагичной, если бы не привела к гибели девушки, ставшей жертвой равнодушия героя. В этом случае вина лежит непосредственно на герое. Нет никакого прощения для такого легкомысленного отношения к жизни другого человека.

Еще одним примером может служить судьба Онегина, человека, который неспособен находить место в этой жизни и хладнокровно относится к проблемам общества и развлечениям молодежи своего времени. Он равнодушен к тому, что тревожит общество, и к тому, чем увлекаются его сверстники. Он не желает заводить друзей и контактировать с окружающими. Это, несомненно, проявление равнодушия. Как и Печорин, Онегин становится причиной гибели человека. Ленский погибает в дуэли, косвенной причиной которой является равнодушие Онегина. Он не воспринимает серьезно чувства Ленского к Ольге, играя ими, не предвидя последствий этой игры. Онегин несет ответственность за гибель молодого поэта, и в этом случае его равнодушие — это и его беда. Однако нельзя не учесть, что его равнодушие также является результатом времени, в которое он живет, и его несогласия с устоями общества.

Таким образом, равнодушие — это и беда, и вина человека одновременно. Это качество может калечить самого человека и, в то же время, разрушать жизни других. Если человек страдает от собственного равнодушия, избегая вредного воздействия на окружающих, это, конечно, его беда. Однако ситуация меняется, когда это равнодушие приносит страдания окружающим. Люди, безразличные к чужим болям, несомненно, несут свою долю вины, не задумываясь об этом. В любом случае это разрушительное качество, вредное как для самого человека, так и для тех, кто сталкивается с ним.

Вам будет интересно:

Итоговое сочинение. Сочинение на тему: Когда кончается детство?

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *