Аргументы для подготовки к ИС (по темам):
Доброта и жестокость
Отцы и дети: взаимоотношения в семье, спор поколений Мечта и реальность
Искусство, творчество, ремесло
Эгоизм, месть, великодушие, прощение
Семья, детство, взросление
Дружба
Образование, воспитание
Красота
Человек и природа
Смелость и трусость
Равнодушие и отзывчивость
Человек и общество
Верность и измена
Аргументы на тему: «Доброта, жестокость, человечность, сострадание, зло, равнодушие.
Аргумент из рассказа В. Астафьева «Царь-рыба». Потребительское отношение к природе, жестокость. Героем, проявляющим жестокость к миру природы, является рыбак Игнатьич, преступающий неписанный закон природы брать у нее только то, что нужно для жизни. Браконьер жаждет выловить царь-рыбу, причем в одиночку, чтобы ни с кем не надо было делиться. Он выходит на промысел, к нему на уду попадается рыба, которая оказывается сильнее. Огромный осетр тянет Игнатьича на дно.Борясь за свою жизнь, рыбак сражается с самой природой. И вновь она оказывается добрее и милосерднее человека. Природа, как мать, дает оступившемуся чаду возможность исправиться. В эти минуты борьбы с врагом, явно превосходящим его по силам, в сознании рыбака проносится вся жизнь, он понимает, как много зла совершил в своей жизни, как жесток был порой.
↑ Аргумент из трагедии Шекспира «Гамлет». Доброта как свойство личности, столкновение доброты с жестоким миром. В трагедии Шекспира «Гамлет» раскрывается конфликт личности и эпохи. Благородный юноша, воспитанный в духе гуманизма, призван Призраком мстить за убитого отца. Месть – это не лично дело молодого принца, для людей того времени это мировой закон, требующий восстановить справедливость, в противном случае становишься соучастником убийц. Но Гамлет – человек
нового времени, он не желает быть слепым орудием судьбы, поэтому юноша колеблется, сомневается, не решается взять в руки оружие. Однако жизнь не оставляет ему выбора: руки гуманиста обагряются кровью, он гибнет, разорванный противоречиями.
↑ Аргумент из рассказа Х.К. Андерсен «Девочка со спичками». Равнодушие как акт жестокости. Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.
↑ Аргумент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Доброта и жестокость
Особенно остро вопрос добра и жестокости стоит в произведениях о войне, где особенно сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. И герою приходится совершать непростой выбор. Молодой казак Андрий, герой повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, юноша с пылким сердцем и доброй душой, воюя против поляков в составе казацкого войска, узнает, что в осажденном ими городе умирает его возлюбленная, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Андрий становится перед выбором: помощь панночке – проявление доброты и жалости к врагу, но в то же время эта доброта оборачивается жестокостью для его боевых товарищей, ведь герой предает их.
↑ Аргумент из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Доброта, любовь к людям
Яркая, независимая личность всегда вызывала опасливое отношение у серой посредственности. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается драматическое противостояние сильной личности, которая жертвует собой ради людей и толпы. Данко ведет свой народ через глухой лес, через топи и тьму. Люди, измученные долгим путем, готовы растерзать отважного юношу, и тогда Данко вырывает из своей груди пылающее сердце. Когда спаситель вывел людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, упал на землю, кто-то раздавил его горящее сердце. Мы видим, что толпу пугает все яркое, пылающее, героическое. Но видим также и то, что без выдающихся личностей невозможно выйти из густого мрака тусклого существования.
↑ Аргумент из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Жестокость
Неоднозначно оценивается проявление жестокости героями романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Достаточно вспомнить сцену разговора двух влюбленных женщин. Жестокими кажутся Наталье слава Аксиньи о том, что Григорий не любит законную супругу, тяжело будет и самой разлучнице потом, спустя годы, слышать подобные упреки от той, которую гнала с порога. Аксинья оберегала свое хрупкое счастье, и читатель понимает это. Ее связь с молодым и горячим казаком давняя и крепкая, чувство вспыхнуло еще до родительского сговора о женитьбе молодого казака Григория Мелехова и Натальи Коршуновой. Вот и звучат жестоко справедливо сказанные Аксиньей слова о том, Наталья «знала, за кого шла».Жестокой выглядит правда и в устах самого Мелехова, заявившего «разнелюбой жене» о том, что она «как та луна: не холодит, не греет». В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герой ожесточенно воюет на обоих фронтах, в поисках добра и правды переходя то на сторону белых, то на сторону красных, чтобы отвоевать у очередных врагов светлое будущее. Однако после долгих лет навязанной кем-то борьбы он понимает, что оступился тогда, когда взял в руки оружие. Его удел – пахать землю, а не убивать. Сталкиваясь с жестокостью войны, герой осознает, что добру там места нет. В финале он приходит к выводу, что семья и дом – единственное, ради чего надо жить, нет правды в убийстве ближнего, нельзя жестокостью посеять добро.
↑ Аргумент из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Добро, зло
Носителем идеи безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро. Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро. Жестокость к окружающим в повседневных делах. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень точно выведен тип мерзавца, мелкого Иудушки, который ради своих интересов готов совершить любую подлость. Журналист Алоизий Могарыч написал донос на Мастера. Когда соседа арестовали, он переехал в его квартиру, обжился в ней, сделал ремонт, пристроил ванную. Такие внешне добропорядочные люди считают себя всегда правыми, потому что их ожиревшую совесть легко подкупить деньгами, должностью, захваченной квартирой.
↑ Аргумент из повести Г. Троепольского «Белый Бим черное ухо». Жестокость по отношению к животным
Говоря об отношении, добром или жестоком, к миру природы, нельзя не обратиться к произведениям, рассказывающим о судьбе животных. Одним из таких является повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».В центре внимания автора судьба шотландского сеттера Бима, оставшегося во время болезни хозяина один на один с чужими людьми.Бывший фронтовик Иван Иванович – человек добрый, он взял на воспитание «бракованного» щенка (тот подвел всю свою породу, уродившись не с тем окрасом) и превратил его в хорошую, добрую охотничью собаку.Но далеко не все соседи рады псу. Визгливая тетка становится без причин злейшим врагом Бима. Ее ненависть приводит собаку к трагической гибели. Жадность Серого, коллекционера собачьих ошейников, заставляет усомниться в его порядочности. Трусливый Клим, избив собаку за неповиновение, оставляет ее умирать в лесу. Водитель трамвая наживается, продав не принадлежащего ему Бима. Г. Троепольский показывает много таких героев, жестоких, циничных, злых по отношению к бесприютно скитающейся собаке, оказавшейся бессильной перед жестокостью людей. Конечно, повстречались на пути Бима и хорошие добрые люди, но они не смогли уберечь пса от гибелиГрустный финал повести учит нас доброте и милосердному отношению к животным.