Итоговое сочинение в 2023-2024 году: особенности подготовки и критерии оценивания

Итоговое сочинение в 2023-2024 году: особенности подготовки и критерии оценивания Итоговое сочинение. Результатом итогового сочинения является «зачёт» (допуск к ГИА) или «незачёт». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать в текущем году.

Особенности подготовки и критерии оценивания: Скачать в PDF

Основная дата написания: 06.12.2023 г.
Время написания: 3ч. 55 мин. (235 мин.)
Возможность пересдачи: 7 февраля, 10 апреля 2024 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ
Объём итогового сочинения (не менее 250 слов)
Самостоятельность написания итогового сочинения
Критерий 1 Соответствие теме (ориентация на тему, а не направление!)
Критерий 2 Аргументация.Привлечение литературного материала (достаточно 1 литературного источника , многообразиежанрово-стилевой принадлежноститекстов)
Критерий 3 Композиция и логика рассуждения
Критерий 4 Качество письменной речи
Критерий 5 Грамотность

К проверке по критериям допускаются сочинения, соответствующие требованиям 1 и 2. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев. Участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских.
Возможные требования вуза:
— объем – от 350 слов
— опора не только на литературный материал, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты
— оригинальность.

ТРЕБОВАНИЕ 1.
ОБЪЁМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
1. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
2. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела («всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
3. Инициалы с фамилией считаются одним словом («М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
4. Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются («5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
5. Цитаты включаются в общее количество слов. Слова из формулировки темы в количество слов сочинения не входят! Необходимо учитывать авторскую орфографию:«черно белый» – 2 слова.

ПРИМЕРЫ
Александр Сергеевич Пушкин – 3 слова -А.С. Пушкин – 1 слово в возрасте двадцати двух лет – 5 слов — в возрасте 22 лет – 3 слова Белогорская крепость – 2 слова
для того чтобы – 3 слова
Рекомендуемое количество слов –350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

ТРЕБОВАНИЕ 2.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано не самостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования №2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям
оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ РАБОТЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Эксперт передаёт работу руководителю ОО. По поручению руководителя ОО технический специалист осуществляет проверку соблюдения Требования 2 в данной работе:
Фрагмент, выделенный эксперт как сомнительный, набирается в виде печатного текста. На сайте antiplagiat.ru загружается файл с рассматриваемым фрагментом. Вы также можете использовать компьютерную программу Etxt Антиплагиат, в которую следует скопировать и вставить текст. В случае, если система определяет более 40% заимствований, работа признаётся несамостоятельной. Итоги проверки системой «Антиплагиат» заносятся в акт по форме ОИВ, который составляется председателем комиссии. Его подписывают не менее трех человек (председатель, эксперт и технический специалист). Возможно привлечение к процедуре проверки независимого наблюдателя, если таковой присутствует в месте проверки. В протокол оценивания сочинения выставляется «незачёт» по требованию 2 и «незачёт»за всю работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания, в клетках К1-К5 выставляется «незачёт»). При подтверждении факта плагиата незамедлительно сообщить в отдел ГИА МОН и МП КК.

КРИТЕРИЙ 1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». «…нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки (они выявляются при оценке сочинения по Критерию №3)» (МР п.5.2.5 с.32)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
КРИТЕРИЙ 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточноопоры на один текст). «Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет». «В соответствии с данным критерием участник итогового сочинения подкрепляет аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. При написании итогового сочинения участник должен строить рассуждение, доказывая свою позицию, формулируя аргументы (они могут включать и примеры из личного опыта). Обязательным требованием является подкрепление аргументов хотя бы одним примером из опубликованных литературных произведений (достаточно одного примера)». (МР п.5.2.6 с.32)

КРИТЕРИЙ 3. КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ
Нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

ТИПИЧНЫЕОШИБКИ
отсутствие тезиса / микровыводапосле примера отсутствие или нарушение смысловых связеймежду основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением
ВСТУПЛЕНИЕ: тезис «смирение – добродетель»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: аргументы из литературы («Бедная Лиза», «Судьба человека»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: тезис «смирениеНЕ добродетель». недостаточная соотнесённость вступления и/или заключения с темой сочинения отсутствие необходимых частей высказывания, нарушения в их последовательности, диспропорциив объёме частей неоправданное повторение высказаннойранеемысли несоответствие аргумента тезису логические ошибки (нарушение причинно-следственных связей и пр.)

КРИТЕРИЙ4 . КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
1) употребление слова в неверном значении («монолог Гринёва и Швабрина»);
2) нарушение лексической сочетаемости слов («литература пополняет мой кругозор», «доброта – это отличное качество человека, способное причинить другиммного пользы и положительных эмоций»);
3) пропуск нужного слова («писатель осуждает, показывая нам»);
4) неудачное употреблениеместоимений(«Подруга всячески поддерживает Сью. Она…»);
5) плеоназм(«основной лейтмотив»), тавтология («писатель ярко описывает»);
6) употребление иностилевой лексики («Эраст – неплохой парень»), лексики другой эпохи
(«Герасим ушёл в колхоз»).
7) клишированность речи («говоря об этом не могу не вспомнить», «в качестве первого аргумента приведу», «тема роли надежды в жизни человека интересовала и интересует всех прогрессивных людей»);
8) ошибки во фразеологизмах(«Ему обернулась удача»)

Смотрите далее:

Итоговое сочинение. Сочинение на тему: Когда кончается детство?

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *