ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Интересные задания
1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
Во время битвы за Сталинград каждый жилой дом становился оборонительной крепостью, из которой вели боевые действия. Двадцать седьмого сентября сорок второго года группа разведки, состоящая из четырёх человек, во главе с Я. Ф. Павловым, выбив из жилого четырехэтажного дома немцев, стала держать в нем оборону. Проникнув в здание, группа обнаружила там мирных жителей, которые всеми силами пытались удерживать дом около двух суток. Продолжалась оборона немногочисленным отрядом три дня, потом подоспело подкрепление.
Теперь их стало двадцать четыре. Совместными усилиями солдаты укрепили оборону всего здания. Саперы заминировали все подходы к постройке. Была прорыта траншея, через которую велись переговоры с командованием, и доставлялось продовольствие с боеприпасами. Дом Павлова в Сталинграде продержал оборону почти два месяца. Все два месяца немцы усиленно атаковали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько раз прорывались на первый этаж. Наши бойцы отважно держали оборону, поэтому захватить дом целиком противнику так и не удалось. Для тех, кто незнаком с историей Великой Отечественной войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем не примечательным строением. […] именно он стал символом несгибаемости и беспримерного мужества солдат и офицеров Красной Армии в тяжелые годы гитлеровского нашествия.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВРЕМЯ. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.
2) ДЕЙСТВИЕ. Война, операции действующей армии. Театр военных действий.
3) ГРУППА. Совокупность людей, объединённых общими интересами, видами деятельности и т. д. Волонтёрская группа.
4) СИЛА. Могущество, власть, авторитет. Сила государства. Сила коллектива. Новая группа стала приобретать в уезде силу и значение.
5) ПОДХОД. Совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего нибудь, в ведении дела). Правильный подход к делу. К человеку надо уметь найти подход.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Синтаксис текста представлен активным использованием обособленных членов предложения (причастных и деепричастных оборотов), сложных предложений с разными видами связи между частями. Наряду с этим довольно широко используются простые неосложнённые предложения, придающие динамику повествованию. 2) Морфологическим признаком текста является частое употребление кратких страдательных причастий. 3) Для текста характерна функция воздействия на читателя через яркий художественный образ. 4) Задача автора текста — рассказать о подвиге защитников дома Павлова в Сталинграде. 5) Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», в нем передается фактологическая информация.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) гнАла 2) грАжданство 3) лЕкторов 4) сОгнутый 5) зАсветло.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо было вручено родителям на общешкольном собрании. ГОДИЧНЫЙ отчёт был практически готов. От встречи у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ ощущение: мысленно я принимал и одну, и другую сторону. С такой ГОРДЫНЕЙ тебе бы царствовать, милочка! На мой взгляд, это был полнейший ДИКТАТ; но, кажется, кроме меня, так никто более не считал.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово. Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали — всё, никого больше в этот будний день в поле внимания не было.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. несколько ЯБЛОК лежит на ШКАФЕ до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года БОГАТЕЙШИЙ выбор пять КОЧЕРЁГ.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) вызв..лить, вым..кнуть, вып..лоть
- 2) г..ена, г..гиена, г..потеза
- 3) дез..ртир, дет..ктив, дел..гация
- 4) р..стовая (кукла), оп..здать, (салфеткой) пром..кнуть
- 5) щ..лкнуть, *трущ..ба, тяж..лый
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена дна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) пр..шелец, (молодой) пр..емник, пр..дирчивый
- 2) ра..двоение, во..двигнуть, и..подтишка
- 3) супер..нтересный, сверх..мпульсивный, вз..мать
- 4) пр..гульщик, с..жаление, от..двинуть
- 5) п..янящий (аромат), кур..ёз, меж..ярусный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) посме..ваться, замш..вый
- 2) завид..вать, испыт..вать
- 3) ветр..ный (день), фланел..вая (рубашка)
- 4) застр..вать, имень..це
- 5) расслед..вать, (сделать) занов..
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- 1) (они) дополн..т, (они) зате..т
- 2) (вы) вытерп..те, незыбл..мый
- 3) посе..нный, завис..щий
- 4) бор..мся, биоразлага..мый
- 5) колебл..щий, разве..вший
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Уже (НЕ)РАССЧИТЫВАЯ даже на ничью, шахматист передвинул коня. 2) Из-за травмы спортсмен, любимец болельщиков, (НЕ)ДОБЕЖАЛ до финиша: сошёл с дистанции на первом круге. 3) (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов. 4) Оршанский (НЕ)ДОЕДАЛ, одевался весьма скромно, а все деньги за частную практику отправлял семье. 5) Я имел в виду (НЕ)КОНКРЕТНО вас, а вообще всех людей.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Он нарочито выставлял свои достижения (НА)ПОКАЗ, ЧТО(БЫ) произвести впечатление на окружающих. 2) ЧТО(БЫ) там ни писала жёлтая пресса, (НА)ПОКАЗ мод в торговом центре пришло немало модниц и модников. 3) И(ТАК), факт (НА)ЛИЦО: мы видим явное улучшение качества работы после внедрения новой системы управления. 4) (НА)ЛИЦО падали крохотные капельки дождя, (И)ТАК его радовали и этот дождь, и это прохладное утро после недели нестерпимой жары. 5) (НА)КОНЕЦ птенцы угомонились, и их мама, усевшись (НА)КОНЕЦ ветки, стала чистить пёрышки.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которых пишется НН. При посещении охотничьего замка туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале, а также великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых изображе(4)ы были прежние владельцы.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Учитель наш слыл радикалом и бранил за легкомыслие не только Пифагора но даже Лейбница и Ньютона. 2) Семён Иванович брал по порциям или одни щи с пирогом или одну говядину. 3) Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и всё командовал критиковал. 4) В комнате Риты окна были открыты настежь и пахло яблоками. 5) Мать положила в мешок хлеба и соли и сахара.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Создателями произведений, как правило, анонимных, в Древней Руси выступали (1) искренне заботившиеся о судьбах своей родины (2) люди (3) мыслившие (4) во вселенских масштабах.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды. 2) Если человек достиг известного положения в обществе, он может не учиться. 3) Часто встречаются люди, не получившие своевременно образование. 4) Обучение и получение образования можно сравнить с трудом крестьянина по выращиванию урожая. 5) Чтобы приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, необязательно изучать науки.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1—3 представлено рассуждение. 2) Предложение 5 подтверждает суждение, высказанное в 4 предложении. 3) В предложениях 9—10 содержится обоснование высказанного в предложении 8 суждения. 4) Предложение 18 содержит описательный фрагмент. 5) Преобладающий тип речи—описание.
24. Из предложений 9-11 выпишите синонимы.
25. Среди предложений 12—15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Убедительность и эмоциональность речи учёного-философа А. Ф. Лосева придают тропы, например, (А)_____ (««сладкий плод» учения» в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как (Б)_____ («формирование в нас личности, именно личности» в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности (В)_____ («в отношении к людям, обществу, государству» в предложении 6), а также (Г)_____ («погубив много жизни на разные забавы» в предложении 15, предложение 16)».
Вам будет интересно:
ЕГЭ по русскому 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант (задания и решения)