ЕГЭ по русскому 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант (задания и решения)

ЕГЭ по русскому 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант (задания и ответы)ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).


Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Интересные задания

Прочитайте текст и выполните задания.

Даль был близок к человеку труда, прежде всего земледельцу, знал до тонкости предметы народного быта, мысли и чаяния простых людей, <…> психологию. «К особенностям его любви к Руси, – писал Белинский, – принадлежит то, что он любит её в корню, в самом стержне, основании её, ибо он любит простого русского человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».

А вот что сказал Гоголь о Дале: «Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни».

Народ одаривал Даля словами, пословицами, песнями, сказками, легендами, прибаутками. Сопровождавший Даля в поездках по деревням Мельников-Печерский отмечал: жители были убеждены, что собиратель слов вышел из крестьянской среды.

Своему детищу – а это около двухсот тысяч слов – Даль отдал полвека своей жизни. Его словарь – это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его – и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню. Слова начинают говорить, улыбаться, резвиться, дружить или соперничать, смеяться и плакать, могут завести в дебри или вывести в чистое поле.

Посмотрим, как определяет Даль «слово»: «сочетание звуков, составляющее одно целое, которое означает предмет или понятие, речение».

(По В.И. Страдымову)

Задание 1. Впишите правильный ответ.Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  • НАТУРА. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка – вторая н. (посл.).
  • ОТМЕЧАТЬ. что. Праздновать какое-нибудь событие (разг.). О. окончание института.
  • ВЫЙТИ. из кого-чего. Произойти откуда-нибудь, от кого-нибудь. В. из рабочих.
  • СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде.
  • ОПРЕДЕЛЯТЬ. кого (что). Назначать, устраивать на какую-нибудь должность или в какое-нибудь учебное заведение (устар. и прост.). О. на службу. О. в училище.

Задание 3. Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  • Задачей автора текста является не только сообщение сведений о жизни и творчестве выдающегося русского лексикографа В.И. Даля, но и воздействие на мысли и чувства читателей, что достигается посредством олицетворения (слова начинают говорить, улыбаться, резвиться) и развёрнутой метафоры (Его словарь – это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его – и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню.).
  • Автор использует цитирование и приводит количественные данные (около двухсот тысяч слов), что усиливает убедительность текста.
  • Восклицательное предложение (Как хорошо он знает его натуру!) и лексический повтор (Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком.) придают словам Белинского выразительность.
  • Официально-деловой стиль, к которому принадлежит текст, обусловливает частотность употребления в нём безличных конструкций.
  • Смысловая точность текста, написанного в научном стиле, достигается употреблением слов в их прямом значении (своему детищу… Даль отдал полвека своей жизни) и введением в текст большого количества терминов (в корню, в… стержне).

Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)  нет новостЕй 2)  согнУтый 3)  начАвшись 4)  кОрмящий 5)  пОчестей

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ВЕЛИКИЕ и прекрасные пеликаны медленно взмахивали крыльями и грациозно летали у самого берега.

Получив деньги, он испытывал приятное РАЗДРАЖЕНИЕ и желание немедленно их потратить. Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.

Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Благодаря героическим усилиям небольшой группы наших пехотинцев и миномётчиков ответная контратака противника была отбита.

Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. просв..щение, п..тербургский, поб..лить
  2.   (местный) ст..рожил, ср..внять (счёт), к..варство
  3.  д..ректор, разм..гчить, предв..щать
  4. ор..ентация (в пространстве), ош..ломить, (не) прид..рёшься
  5.   подск..чить, спл..титься, т..ропиться

Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  нед..верчивый, п..дорожник, нен..глядный
2)  пр..мета, непр..годный, пр..стройка
3)  и..брать, и..желта-красный, бе..вестный
4)  супер..гра, от..мённое (прилагательное), раз..грать
5)  с..язвить, в..юга, ад..ютант

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)  берест..ной, вслуш..ваться 2)  карандаш..к, продл..вать 3)  неж..нка, выносл..вый 4)  сгущ..нка, смущ..нный 5)  предматч..вый, им..чко

Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)  намаж..шь, накле..вший 2)  рассмотр..шь, оконч..вший 3)  подремл..шь, определя..мый 4)  подпрыгн..шь, невид..мый 5)  кол..щийся (предмет), (льды) та..т

Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
1.Протасов не без основания считал себя цельным человеком, жил открыто, (НЕ)ТАЯ нажитого.
2.  И предо мной уже не забор, а гигантский театральный занавес, горящий, блещущий совершенно (НЕ)ЗНАКОМЫМИ мне красками.
3. Лекции вызывали ажиотаж, и привлекало студентов (НЕ)БЛЕСТЯЩЕЕ знание предмета, а остроумие профессора и его умение импровизировать.
4. (НЕ)ОГРАНИЧЕННАЯ стенами аквариума, рыба может вырастать до огромных размеров.
5.   Это открывает (НЕ)ДОСТУПНЫЕ ранее возможности для чрезвычайно эффективной защиты данных и надёжной идентификации пользователей.

Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

  • (В)НАЧАЛЕ я не признал в человеке в ватнике (В)МЕСТО пальто, в резиновых сапогах, поношенной стариковской ушанке писателя, которого ставил не ниже Бунина.
  •   Тётка играла главную роль, ходила по сцене в национальном костюме, в головном уборе (НА)ПОДОБИЕ кокошника и то ли пела, то ли декламировала (НА)РАСПЕВ.
  •   Михайлов тут же идёт (НА)ПОПЯТНУЮ, но в ТО(ЖЕ) время хитро улыбается.
  •   Не понимаю, зачем я заставляла себя проводить столько времени с самыми никчёмными людишками, словно наказывая себя за то, (ОТ)ЧЕГО уже (И)ТАК пострадала.
  •   (НА)КОНЕЦ мне пришло в голову броситься в воду со скалы, чтобы глубже нырнуть (ЗА)СЧЁТ инерции прыжка.

Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Погода стояла безветре(1)ая, и ржа(2)ое поле казалось застывшим в величестве(3)ом молчании бескрайним океаном, золочё(4)ая поверхность которого напиталась лучами тёплого солнца.

Задание 16. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Поэту вся природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
  • Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал на площадь.
  • От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников.
  • Сердце то задрожит и забьётся то сожмётся от горьких воспоминаний.
  • Былины складывались веками и поражение на реке Калке сменилось в памяти народной победой на Куликовом поле.

Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Перелистывая (1) книги из библиотеки А.С. Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. В жаркий летний день листья на деревьях (1) будто (2) сквозят изумрудами. Каждый листочек (3) кажется (4) состоит из множества прожилок.

Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В противоположность своей родственнице куркуме домашней (1) из корневищ (2) которой (3) делают (4) пряную приправу (5) сиамский тюльпан используется лишь для декоративных целей.

Задание 20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

Задание 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)На репродукции изображён донской пейзаж. (2)На переднем плане расстилается река Дон, раскрашивает небо вечерняя заря. (3)Безветрие, за изгибом реки у Белой горы мелькает рябь, она серебрит тихие воды Дона. (4)В прибрежных водах видны силуэты приближающейся к берегу лодки и рыбаков, приунывших оттого, что темнеет и им пора возвращаться. (5)На бесконечном небе – острый серп месяца. (6)Смотрю на картину и вижу опускающийся на землю нежный, спокойный закат. (7)Любуясь этим пейзажем, понимаешь мастерски переданную художником великую красоту природы.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. (2)Устоишь ли теперь от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? (3)Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

(4)Кстати, о гостиничных столиках. (5)Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? (6)Даже и зелёное сукно, даже и чернильный прибор на столе. (7)Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (8)Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

(9)Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. (10)Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. (11)Со временем и сами письменные столы становились всё меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. (12)Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведённом мне, кстати сказать, недешёвом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. (13)Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. (14)Стола же нет как нет. (15)Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать. Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться и не торопиться душой, посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, всё более завихряющейся, всё более убыстряющейся суеты? Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (18)Но произошёл удивительный парадокс. (19)Можем ли мы положа руку на сердце сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (20)Да боже мой! (21)У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живём теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц вместо наших двух-трёх часов. (22)Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. (23)Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. (24)Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведённые из города в город, с материка на материк, и всё не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры. (25)Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (26)Но вот вопрос: сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового̓̓̓̓̓̓̓̓̓̓̓̓ ? (27)Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д рк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. (28)Да мало ли… (29)Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (30)Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (31)Конечно, мощные орудия и приспособления… (32)Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дёрнуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (33)Пожалуй, трусишка-то и дёрнет в первую очередь.

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – советский и российский писатель и поэт, представитель «деревенской прозы».

Задание    24.    Впишите   правильный    ответ.    Из    предложений                 4–8   выпишите  антонимы (антонимическую пару).

Задание 25. Среди предложений 17–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Вам будет интересно:

ЕГЭ по русскому 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант (задания и ответы)

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *