ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Интересные задания:
1. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.
1) отзывчивость;
2) трудолюбие;
3) чувствительность к боли;
4) тип темперамента;
5) ответственность;
6) благожелательность.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о познании и об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Познание – это процесс постижения действительности.
2) В научном познании широко применяются художественные образы.
3) К формам рационального познания относят ощущение, восприятие и представление.
4) Относительная истина – это знание, которое может измениться по мере развития науки. 5) Соответствие знаний предмету познания, независимость от воли познающего субъекта характеризуют такую черту истины, как объективность.
3. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) развитие глобальной инновационной экономики
Б) общинный уклад, коллективизм
В) господство натурального хозяйства
Г) широкое распространение наукоёмких технологий Д) возникновение массовой культуры.
4. К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
1) самовыражение и свобода творчества авторов
2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
4) высокая степень обобщения коллективного опыта
5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
6) ориентация музыки на широкую аудиторию.
5. Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ценная бумага –– это документ, выпускаемый фирмами, финансовыми организациями, государством для получения дополнительного капитала.
2) Документарным ценным бумагам присуще начало презентационности: осуществление или передача прав из ценных бумаг возможны только при предъявлении этих бумаг.
3) Реализация ценных бумаг осуществляется на валютном рынке.
4) Отличие векселя от облигации состоит в том, что он, как правило, носит массовый эмиссионный характер, в то время как облигация имеет более индивидуальный характер.
5) Выпуск ценных бумаг называется сецессией.
6. Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ УРОВЕНЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
А) монопольная эмиссия денег
Б) хранение золотовалютных резервов государства
В) лицензирование финансовых организаций
Г) проведение платежей между фирмами
Д) кредитование домохозяйств
1) центральный банк
2) коммерческий банк
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. В стране Z, расположенной на морском побережье, активно развивается туристическая отрасль. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.
2) В стране производится широкий ассортимент товаров народного потребления.
3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.
4) Правительство вкладывает значительные средства в строительство дорог.
5) В столице государства открыт новый международный аэропорт.
6) В стране Z наблюдается конкуренция производителей.
8. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.
2) От других видов социальных норм обычаи отличаются тем, что в них всегда выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле.
3) Моральные обычаи, нормы укореняются в общественном сознании.
4) Социальные нормы призваны способствовать интеграции индивида в социум.
5) Инструментальная функция социальной группы состоит в целенаправленном обучении членов группы какой-либо деятельности посредством передачи накопленного опыта и его дальнейшего усвоения.
9. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «В какой мере государство выполняет свои обязанности перед гражданами?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто отметил, что государство в полной мере выполняет свои обязанности перед гражданами, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) Равные доли опрошенных жителей страны Z отметили, что государство в полной мере выполняет и совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами.
3) В стране Y доля отметивших, что государство по большей части не выполняет свои обязанности перед гражданами, больше доли отметивших, что государство в полной мере выполняет свои обязанности.
4) Доля тех, кто отметил, что государство совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами, в стране Z меньше, чем в стране Y.
5) Одинаковые доли опрошенных в обеих странах отметили, что государство в равной мере выполняет и не выполняет свои обязанности перед гражданами.
10. Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Властью называют способность одной стороны (индивида или группы) оказывать влияние на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова последняя к сотрудничеству или нет.
2) Власть любого типа предполагает определённое неравенство в отношениях между властвующими и подвластными.
3) По степени институциализации власть бывает демократическая, авторитарная и др.
4) По режиму правления выделяют власть пропорциональную и мажоритарную.
5) Одной из целей государственной власти является объединение общества для решения важных социальных задач.
11. В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) наличие этапа предвыборной агитации
2) голосование по одномандатным округам
3) свободное и добровольное участие граждан в выборах
4) процедура тайного голосования
5) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
6) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей.
12. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина России? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право участвовать в управлении делами государства
2) право на свободу и личную неприкосновенность
3) право на личную и семейную тайну
4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
5) право на труд.
13. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
14. Выберите верные суждения о гражданском праве РФ и запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) Пример нормы гражданского права: трудовой договор может быть заключён с лицом, достигшим 16 лет.
2) Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.
3) Гражданский кодекс РФ устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.
4) К числу источников гражданского права относят обычаи (обычаи делового оборота).
5) Вещи, включая наличные деньги, относят к объектам гражданских прав.
15. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и сторонами, которые они представляют согласно Уголовнопроцессуальному кодексу РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СТОРОНЫ
А) свидетель
Б) следователь
В) обвиняемый
Г) прокурор
Д) потерпевший
1) обвинение
2) защита
3) и защита, и обвинение
16. Гражданин Сидоров припарковал свой автомобиль на детской площадке. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовой оценке этих действий и их возможных последствий. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) истец 2) правонарушение 3) гражданское право 4) подсудимый 5) административное право 6) административный штраф.
17. Какое определение «выборов» приводит автор? (Приведите одно любое корректное определение.) Кто осуществляет процесс проведения выборов в органы государственной власти? (Укажите трёх любых субъектов.) Как автор характеризует связь выборов и демократии?
18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, − укажите не менее трёх основных признаков понятия «политический институт»; − объясните взаимосвязь указанного автором принципа демократических выборов с возможностью раскрытия политической оппозицией своего потенциала. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. Опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три любые функции выборов в демократическом государстве и проиллюстрируйте примером каждую из них. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. Автор говорит о необходимости создания определённой среды для успешности проведения демократических выборов. Назовите и кратко поясните три условия, позволяющие в полной мере реализовать механизм избирательного процесса в условиях демократии. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке услуг автосервисов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если в государстве Z запчасти в розницу для самостоятельного ремонта станут слишком дорогими для владельцев автомобилей?
22. После очередной ссоры с соседями совершеннолетний дееспособный гражданин России Н. К. Сидоров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, поджёг соседский дом и надворные постройки. Как оказалось, в сарае спал гражданин Е. Л. Кузьмин, который длительное время нигде не работал и не имел определённого места жительства (бездомный). Во время пожара Е. Л. Кузьмин погиб. Н. К. Сидоров предстал перед судом. Правонарушение какого типа (вида) совершил Н. К. Сидоров? К какому виду юридической ответственности он будет привлечён? В чём заключается принцип справедливости при назначении наказания? Н. К. Сидоров считает, что состояние алкогольного опьянения будет учтено судом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Прав ли гражданин Сидоров? (Свой ответ объясните.)
23. Конституция Российской Федерации устанавливает условия для свободного предпринимательства. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука как форма духовной культуры». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте значимость познавательной деятельности в жизни человека. (Обоснование может быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.) 2) Какие критерии истины Вам известны? (Назовите любые три критерия.) 3) Для каждого из указанных в пункте 2 критериев истины приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в познании природы, человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Вам будет интересно:
ЕГЭ по обществознанию 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант №7 (задания и ответы)