Аналитико — статистический отчет о работе педагога – психолога. Осуществление психолого-педагогического сопровождения, предполагающего целостный и непрерывный комплекс мер и предусматривающего применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Скачать отчет: Скачать
В отчетный период с 01.09.2022 – 26.05.2023 учебного года вся профессиональная деятельность была спланирована и реализована в соответствии с ФГОС ДО.Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении осуществлялось по нескольким наиболее приоритетным направлениям:
- Диагностическая деятельность.
- Коррекционно-развивающая деятельность.
- Консультативно-просветительская и психопрофилактическая деятельность.
- Экспертная деятельность.
- Организационно-методическая деятельность.
Цель профессиональной деятельности: осуществление психолого-педагогического сопровождения, предполагающего целостный и непрерывный комплекс мер и предусматривающего применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Задачи:
- Осуществлять психолого-педагогическую помощь семьям воспитанников для гармоничного развития личности детей.
- Просвещать педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми и их родителями, по использованию конструктивных методов решений трудных ситуаций.
- Способствовать повышению профессиональных компетенций участников образовательных отношений в вопросах развития креативности.
- Формировать опыт по созданию и использованию интерактивных ресурсов в психолого-педагогическом сопровождении детей и взрослых.
Результаты деятельности:
- Диагностическая деятельность
Психодиагностические мероприятия осуществлялись по плану и запросу родителей, педагогов, администрации ДОУ, без которых невозможно правильно выстроить образовательный маршрут ребенка и оказать необходимую психологическую помощь детям и взрослым.
За отчетный период предметом психодиагностики в учреждении стали:
- Диагностика адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ
- Мониторинг развития речи у детей раннего возраста
- Диагностика готовности детей подготовительных групп к школьному обучению
- Диагностика межличностных отношений в подготовительных группах А и Б (социометрия)
- Диагностика индивидуально-возрастных особенности детей, прогнозируемые трудности, а также причины нарушений и отклонений психического развития.
- Диагностическое обследование ребенка для составления психологического заключения на ПМПК и БМСЭ
Данные мероприятия осуществлялись с письменного согласия родителей (законных представителей) на участие детей в психодиагностическом обследовании.
Результаты изучения адаптации в первых младших группах свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста, благодаря совместным скоординированным усилиям воспитателей и специалистов, работающих с детьми. Дети стали лучше говорить, слушать, кушать ложкой, одевать и снимать колготки и носки, мыть руки под присмотром взрослого, пользоваться полотенцем, играть и прибирать игрушки. Дети стали самостоятельными, многое повторяют друг за другом, выполняют элементарные действия, что соответствует возрасту.
В процессе адаптации детей раннего возраста:
- Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.
- Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.
- Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.
- Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.
- Систематический учет воспитателями возрастной специфики.
- Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, зона развития творчества, зона психологической разгрузки, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок, игрушки — каталки для двигательной деятельности, фотогалерея «Я и моя семья».
- Осуществлено планирование психологического сопровождения деятельности детей посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционно- развивающих занятий, мастер — классов с участием воспитателей и родителей. Вся диагностическая деятельность осуществлялась в трех направлениях: работа с детьми, с родителями, с педагогами.
Наблюдения показали, что основные причины протекания адаптации в тяжелой форме связаны с частыми заболеваниями, неподготовленностью ребенка к режиму дня и питанию в детском саду, сильной привязанностью к родителям, поздним отучением от соски и пустышки, несформированностью элементарных навыков гигиены туалета, отсутствие единства требований в воспитании ребенка.
С родителями детей с трудным течением адаптации, были проведены беседы и индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде, были даны рекомендации по соблюдению режима дня дома вечером и в выходные дни.
Мониторинг развития речи у детей раннего возраста показал, что из 46 детей:
- у 33% детей речь сформирована с учетом возраста, они говорят словосочетаниями и короткими предложениями, способны говорить «да» и «нет», могут назвать свое имя, попросить игрушку или предмет;
- у 52% детей присутствует автономная речь, они говорят словами, слогами, звукоподражательными словами.
у 15 % детей активный словарь не сформирован с учетом возраста.
Результаты проведенного исследования межличностных отношений (социометрии) в подготовительных к школе группах свидетельствуют:
- У 82% детей наблюдается положительные взаимные выборы, что свидетельствует о достаточно устойчивой сплоченности в детском коллективе, умении большей части детей устанавливать дружеские отношения, получать удовольствие от совместной деятельности, дети умеют играть в парах и небольшими группами.
- У 18 % детей взаимных положительных выборов не наблюдалось, то есть их желания установить дружеские отношения не оправдываются. Это может влиять на повышение тревожности, ухудшение настроения, нестабильности эмоционального состояния, появление неуверенного поведения и конфликтов в детском коллективе.
- Лидерами являются инициативные, активные и любознательные дети. Со слов воспитателей и в результате проведенного диагностического исследования, выявлено, что в их коммуникации наблюдаются эпизодические конфликты.
- 5 детей (23%) способны открыто выражать эмпатию по отношению к сверстнику, проявлять качества милосердия и взаимопомощи
Пути решения проблемы низкой готовности к школьному обучению, на мой взгляд, состоят в следующем:
- Повышение психолого-педагогических компетенций специалистов и родителей в процессе подготовки ребенка к школе
- Установка контакта с родителями посредством проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в родительских собраниях в начале и конце учебного года, проведение открытых мастер- классов, семинаров, видеопрезентации и др.
- Мониторинг готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (для своевременной коррекционно-развивающей деятельности и устранения проблем в развитии, воспитании).
- Организация и осуществление коррекционно- развивающей работы с детьми.
- Тесное сотрудничество и согласованность действий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.