Анализ произведения, включённого в кодификатор ЕГЭ по литературе. Дата написания — 1913 — 1915 гг. Первая публикация — 1915 г. Литературное направление — модернизм (футуризм). Род — лироэпос. Жанр — поэма-тетраптих. Тема — протест против лживых ценностей старого мира. Первое название — «Тринадцатый апостол».
Скачать анализ: Скачать
Композиция поэмы: Поэма включает четыре части, «четыре крика»:
• Долой вашу любовь! Лирический герой отрицает мещанскую любовь, обывательские, пошлые представления о ней. Связана с историей любви к Марии, которая выходит замуж. Надежда на взаимное чувство умерла.
• Долой ваше искусство! Лирический герой отрицает отжившее искусство. В.В. Маяковскому нужно новое искусство, которое будет вдохновлять на бунт.
• Долой ваш строй! В этой части поэт зовёт на борьбу против тех, кто расстреливает демонстрации рабочих, угнетает человеческие права.
• Долой вашу религию! Поэт бросает вызов Богу, который «не выдумал, чтоб было без мук».
Смысл названия: Метафора «облако в штанах» — это сочетание лёгкости и романтики с грубостью и бытовыми аспектами жизни.
Основные образы:
Сверхчеловек: перед ним должны преклониться Вселенная, властители мира. Ощущает себя пророком, тринадцатым апостолом, равным Богу.
Реальный уставший человек: лирический герой автобиографичен (упоминаются сёстры, товарищи-футуристы). Помещён в реальное время и пространство. Хочет простого человеческого счастья. Переживает личную трагедию, ищет поддержки у родных.
Художественное своеобразие: Четырëхчастную композицию поэмы В. В. Маяковский именует тетраптихом. Здесь заметно влияние Маяковского-художника. Тетраптихи и триптихи — это широко применяемое в искусстве в целом, и в особенности в изобразительном, понятие. Так принято называть объединённые по четыре и три соответственно картины или иконы (части музыкального произведения, кинокартины).
Поэма связана с поэтикой футуризма. Футуризм как поэзия будущего провозгласил идеи отрицания прошлого. Именно протест против старого мира, старых ценностей становится ключевым конфликтом «Облака в штанах».
В произведении В. Маяковского можно встретить много примеров словотворчества. Читатель находит в поэме большое количество неологизмов («поцелуишко», «выстони» (гл. 2 л., ед. ч.), «любвей», «сажений» (прил., м. р., ед. ч.), «златоустейший») и окказионализмов («испешеходили», «морщь», то есть морщина; «новородит» и «именинит» (гл., 3 л., ед. ч.), «декабрый»).
В. В. Маяковский провозглашает себя поэтом улицы, её голосом. А у улицы и язык соответствующий. В поэме много грубой и агрессивной лексики («сволочь», «жрать», «жирный»). Язык улицы — это также реклама (например, «Пейте какао Ван-Гутена!») и газетные новости (гибель Лузитании, кража Джоконды из музея). Всë это поэт встраивает в текст легко и естественно.
Тема Бога:Богоборческий мотив читатель может видеть в сцене, где лирический герой угрожает Богу ножом. Образ Бога здесь обрисован с помощью существительных-неологизмов, усиленных эпитетами: «всесильный божище» и «крохотный божик». Для создания этих неологизмов автор использует суффиксы со значением размера. Характеристики, данные поэтом, носят оценочный характер. Образ Бога снижен.
В тексте также присутствует противоположный мотив — богостроительство. Поэт прозревает «…идущего через горы времени, / которого не видит никто».
Идея
Старые устои не позволяют человеку жить достойно и свободно. Но небу нет никакого дела до того, что происходит на земле. Поэт предчувствует революцию и готов нести её идеи в массы. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими.
Ключевые цитаты