Сочинение ОГЭ 13.3 по тексту Новикова-Прибоя А.С «Давно это было, ещё в детские годы»

Сочинение 13.1 ОГЭ Какие эмоции передаёт в тексте восклицательный знак?Сочинение-рассуждение по тексту Новикова-Прибоя А.С. на тему «Что влияет на выбор будущей профессии?» — третий вариант нового сборника Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько для задания 13 ОГЭ по русскому языку 2025 года для 9 класса.

Текст ОГЭ Новикова-Прибоя

(1) Давно это было, ещё в детские годы… (2) Помню тихий летний вечер. (3)Мы с матерью вдвоём с сумками за плечами возвращаемся в своё село. (4) Дорога, извиваясь, идёт красивым бором. (5)Впереди нас, в стороне от дороги, опираясь на локоть и поглядывая в синюю даль, лежит человек в одежде такой странной формы, какой я ещё не видел ни разу. – (6)Это кто? – спрашиваю я шёпотом у матери. – (7) Матрос… (8) Это из тех, что на кораблях плавают… (9) Когда мы с ним поравнялись, он поднялся и, окинув нас взглядом, бойко бросил: – Здорово, божьи люди!

(10) Куда держите путь? (11) Мать что-то объясняет ему, а я смотрю на него и не могу скрыть удивления. (12) Чёрные брюки навыпуск, синяя рубаха с широким воротом хорошо подходят к его стройной фигуре. (13) Фуражка с белыми кантами, без козырька, сдвинута набекрень, отчего лицо его, покрасневшее от жары, кажется очень отважным. (14) Ещё больше приводит меня в изумление надпись золотом на атласной ленте, охватывающей фуражку и спускающейся, как две косы, до середины спины. (15) Я несколько раз читаю на ней два таинственных слова: «Победитель бурь».

(16)Меня интересует надпись на фуражке. – (17)Это, браток, название корабля, на котором я плавал. – (18) Ты… плавал? (19) По реке? – (20) Нет, по морям… – (21) Вот это занятно! – восклицаю я. (22) Взволнованный, обуреваемый жаждой знания, пристаю к нему с расспросами. – (23)Море! – громко восклицает он, поглядывая на меня зоркими серыми глазами. – (24) Это, брат, раздолье! (25) Эх! (26) куда ни поверни корабль, везде тебе дорога. (27) Гуляй, душа! (28) Любуйся красотами мира! (29)А какой только твари в нём нет! (30) Часто даже не поймёшь не то это рыба, не то зверь какой. (31) Да ты, малец, хоть бы одним глазом взглянул на море, так и то ахнул бы от удивления… (32) Дальше он рассказывает мне о кораблях, как они устроены и как управляют ими. продолжает матрос, вторую, а кругом всё вода. – (33)Ты спрашиваешь, видны в море берега? – продолжает он, довольный моим напряжённым вниманием к его рассказам.

– (34) Ничего, брат, не увидишь, хоть залезь на самую высокую мачту. (35) Иногда плывёшь неделю, и вода… (36) Глядя на реку, посеребренную косыми лучами вечернего солнца, я стараюсь представить величину моря, но мне всё время мешает противоположный берег. – (37) Как же это так, берегов не видно? (38) Матрос улыбается. – (39) Посмотри на небо. (40) Где берега в нём? (41) Так и в море. (42) И такое же оно глубокое. (43) Ну как, браток, просторно, а? (44) Я иду, запрокинув голову, обводя глазами бездонную синь неба, откуда весело льются песни жаворонков, и вижу парящего коршуна. (45) Вот так, думается мне, и должен плыть корабль «Победитель бурь». (46) Хорошо! (47) Чудесно, как в сказке! (48) Матрос рассказывает мне дальше о морской службе, увлекаясь сам, увлекая и меня. (49)Я захвачен, упоён рассказами моряка, передо мною разворачивается картина новой жизни, полной интересных приключений.

(50) Будущее уже рисуется мне на корабле, на «Победителе бурь», плавающем в неведомых морях, по безбрежному простору, залитому горячим солнцем, или в схватках с ураганами, под тяжёлыми грозовыми тучами, среди бурлящих волн. (51) Попрощавшись с попутчиком, я возвращаюсь к матери и решительно заявляю, что обязательно стану матросом. (52) «Победитель бурь», этот таинственный и чудесный корабль, плавающий где-то в далёких водах, не выходит у меня из головы. (53) Матрос зажёг в моей голове новые звёзды, раздвинув передо мною мир, открыв широкие возможности. (54) Моё будущее там, где-то очень далеко, на синих морях, на беспредельных океанах, куда, как на орлиных крыльях, уносит меня юная фантазия!

По А.С. Новикову-Прибою Алексей Силыч Новиков-Прибой (настоящее имя – Алексей Силыч Новиков; (1877-1944) – русский советский писатель, публицист, посвятивший свои произведения морю и флоту.

Сочинение №1

Выбор — это процесс, в ходе которого мы определяем, какой из предложенных вариантов будет лучшим. На выбор будущей профессии может повлиять случай, когда человек начинает представлять себе будущую деятельность в самых ярких красках. Он воображает, как будет заниматься любимым делом, которое полностью соответствует его интересам и увлечениям.

Эту мысль можно подтвердить, обратившись к тексту А. С. Новикова-Прибоя. В нём случайная встреча с матросом повлияла на выбор главного героя. Мальчик с увлечением слушал рассказы о морской службе, и его воображение разгоралось всё сильнее. Он уже видел себя на корабле, блуждающем среди морских просторов, и теперь он видел своё будущее только в море.

Ещё один пример можно найти в романе В. Каверина «Два капитана». Саня Григорьев случайно нашёл письмо капитана Татаринова, который отправился с экспедицией на Северный полюс, но не достиг своей цели. Это письмо вдохновило мальчика на поиски пропавшей экспедиции. Он поставил перед собой цель стать полярным лётчиком, а девизом своей жизни избрал слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Таким образом, выбор профессии связан с увлечениями и интересами человека. Он может возникнуть случайно, под влиянием какой-либо встречи. Но чтобы достичь поставленной цели, нужно приложить немало усилий.

Сочинение №2

Выбор будущей профессии — это не всегда простой процесс. Иногда человек осознаёт свои склонности и способности с самого раннего возраста и уверенно идёт к своей цели. Однако нередко на наше решение влияют не только личные интересы или семейные традиции, но и случайные встречи, впечатления от новых знаний и яркие примеры людей, которые смогли вдохновить и открыть новые горизонты.

Обратимся к тексту А.С. Новикова-Прибоя, в котором автор вспоминает свою детскую встречу с матросом с романтичным именем «Победитель бурь». До этого момента мальчик жил в привычном сельском мире, где всё казалось ему понятным и ограниченным: дорога, бор, река, противоположный берег. Но неожиданное знакомство с матросом расширило его представления о действительности. Рассказ моряка о морях и океанах, о безграничной свободе корабля поразил воображение ребёнка. Мальчик впервые узнал, что существуют бескрайние просторы, где «берега не увидишь, хоть залезь на самую высокую мачту» (предложение 34), где «куда ни поверни корабль, везде тебе дорога» (предложение 26).

Эта встреча стала поворотной точкой: очарованный рассказами и образом жизни матроса, мальчик сразу решил, что станет матросом сам (предложение 51). Таким образом, именно случайный диалог с незнакомцем вдохновил его, направил фантазию и мечты к новым профессиям. Стало ясно, что на выбор будущего пути могут повлиять примеры людей, которые открывают перед нами необычные дали и дают почувствовать величие мира.

Но это явление не ограничивается только примером из текста Новикова-Прибоя. Культурное пространство и литература полны историй о том, как книги, люди, обстоятельства или впечатления юности кардинально меняли профессиональные и жизненные устремления. Вспомним автобиографическую трилогию Максима Горького «Детство», «Отрочество», «Юность». Юный Алёша Пешков растёт в тяжёлых условиях, сталкивается с несправедливостью, грубостью и бедностью. Однако встреча с образованными и добрыми людьми, знакомство с книгами, возможность наблюдать за жизнью других людей — всё это закладывает основу для формирования его интереса к слову, к литературе. Горький в юности не мог заранее знать, что станет писателем, но именно окружение — хотя и непростое, но полное неожиданных встреч и впечатлений — подтолкнуло его к литературному труду.

Пример из литературы показывает, что на путь будущей профессии иногда влияют не преподаватели-профессионалы или чёткие наставники, а сама среда, окружение, те духовные импульсы, которые ребёнок или подросток получает от жизни. Они могут пробудить интерес, заставить думать, чувствовать, искать ответы и в итоге привести к пониманию своего истинного призвания.

Сопоставляя эти примеры, можно сделать вывод, что выбор профессии часто формируется под влиянием неожиданных факторов. В случае с мальчиком из текста Новикова-Прибоя ключевую роль сыграла случайная встреча, которая «зажгла в голове новые звёзды» (предложение 53) и позволила взглянуть на мир иначе, осознать безграничность возможностей. У Максима Горького — чтение, наблюдения, окружение и человеческие взаимоотношения стали катализатором творческого развития. В обоих случаях главная идея в том, что человек не изолирован от внешнего мира: всё увиденное, услышанное и пережитое может оказать влияние на его сознание и жизненный выбор.

Таким образом, на выбор будущей профессии влияют не только врождённые таланты, семейные ожидания или рациональный расчёт. Важную роль играют события, знакомства, впечатления, способные раздвинуть горизонты и пробудить в нас стремление к новому пути. Одна встреча, один разговор, одна книга — и в душе рождается призвание. Выбор профессии — это не только вопрос практической пользы, но и результат сложной внутренней работы, в которой жизненные обстоятельства, личный опыт и окружающие люди могут сыграть решающую роль.

Сочинение №3

Как выбрать будущую профессию? На мой взгляд, большое значение в этом процессе имеют детские впечатления. Ранние увлечения, мечты, опыт старших и общение с окружающими могут существенно повлиять на судьбу ребёнка и помочь ему найти своё призвание в жизни. Позвольте мне привести несколько примеров, чтобы доказать свою точку зрения.

В тексте А.С. Новикова-Прибоя рассказывается о мальчике, который, встретив матроса, загорелся желанием стать моряком. Автор признаётся: «Матрос зажёг в моей голове новые звёзды, раздвинув передо мною мир и открыв широкие возможности. Моё будущее там, где-то очень далеко, на синих морях, на беспредельных океанах, куда, как на орлиных крыльях, уносит меня юная фантазия!»

Можно сделать вывод, что живое воображение ребёнка оживило рассказы таинственного собеседника, и мальчик захотел исследовать бескрайние морские просторы в будущем. Встреча с матросом помогла рассказчику обрести заветную мечту.

Ещё один пример — это рассказ А.П. Платонова «Юшка». Ефим Дмитриевич, страдающий от грудной болезни, работал в кузнице, несмотря на кашель. Полученные деньги он откладывал, отказывая себе во всём, чтобы помочь девочке-сиротке. Впоследствии благодарная героиня становится врачом и приезжает в город, где жил её покровитель, чтобы безвозмездно помогать больным туберкулёзом. Она с любовью вспоминает о добром Юшке, благодаря которому ей удалось получить образование, и сожалеет, что не успела избавить Ефима Дмитриевича от тяжёлой болезни.

Таким образом, любовь к близкому человеку, благодарность за его доброту и желание помочь ему определили призвание героини.

В заключение хочу сказать, что ранние годы человека часто определяют его жизненный путь. Детские переживания, истории близких людей, встречи с интересными собеседниками помогают обрести мечту и прийти к ней во взрослом возрасте.

Сочинение №4

Выбор — это всегда непростое решение, которое определяет наше будущее. Иногда у нас слишком много возможностей, и сделать выбор становится сложно.

Одним из самых важных выборов в жизни человека является профессиональный выбор. На него оказывают влияние наши интересы и увлечения.

В тексте А.С. Новикова-Прибоя рассказчик решает стать моряком. Беседа с матросом вдохновила его, и он начал размышлять о величии моря, которое захватило его воображение. Он уже представлял себя на корабле, «плавающем в неведомых морях, по безбрежному простору…» Этот интерес и определил его профессиональный выбор.

Моя подруга с детства мечтала стать актрисой. Она участвовала во всех школьных постановках и записалась в театральную студию. Несмотря на то, что многие не поддерживали её выбор, она всё равно добилась своей цели и поступила на факультет актёрского мастерства.

Если что-то вызывает в вас желание стремиться к большему, зажигает внутри вас огонь вдохновения, то это часто становится основанием для выбора профессии.

Таким образом, человек, выбирающий будущую профессию, в первую очередь ориентируется на свои личные интересы.

Вам будет интересно:

Сочинение ОГЭ по тексту А. И. Куприну «Не могу точно сказать, когда случилось это чудо»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *