Пожалуйста, напишите сочинение-рассуждение на тему «Г.Я. Бакланова весь в пару надвинулся к перрону» Это задание 13.1 из нового сборника Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько для ОГЭ по русскому языку за 9 класс в 2025 году
Текст Г.Я. Бакланова
Готовое сочинение ЕГЭ №1
В чём же кроются причины войн? Над этой проблемой задумывается Г.Я. Бакланов в своём тексте.
Автор раскрывает её через размышления героя своего произведения, Третьякова. В школьные годы, по словам учителей, он знал, как и почему возникают войны. Однако опыт, который Третьяков приобрёл за годы жизни, не поддавался простым объяснениям: «Ведь сколько раз уже бывало: войны заканчивались, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу». Этот пример показывает, что на вопрос о причинах войн невозможно дать однозначный ответ.
Бакланов также упоминает, что Третьяков до войны прочитал о нашествии Чингисхана, которому предшествовали несколько благоприятных лет: «Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию». И, возможно, если бы всё не сложилось так благоприятно, история пошла бы в другом направлении. Эти рассуждения приводят нас к выводу о том, что причиной войны может стать что угодно, и даже природные условия способны сыграть свою роль в развитии событий.
Оба примера демонстрируют, что причины войн не всегда просты и понятны, и что события, которые кажутся совершенно непричастными, могут повлиять на их начало и развитие. Автор считает, что войны происходят по разным причинам, из-за сочетания множества факторов. Нет какого-то одного простого объяснения начала войны.
Я согласен с автором. Например, одной из причин начала Первой мировой войны стала простая случайность: наследник австро-венгерского престола был убит в Сараево из-за того, что его водитель перепутал маршрут движения по городу, и они попали в засаду. После его смерти Австро-Венгрия объявила войну Сербии, что и стало началом Первой мировой войны.
В заключение хочется сказать, что даже сегодня мир между странами очень хрупок, поэтому человечеству следует быть очень осторожным, ведь следующая война может стать последней.
Готовое сочинение ЕГЭ №2
Григорий Яковлевич Бакланов, известный русский советский писатель и сценарист, в своём отрывке поднимает важную тему — жестокость войны.
Война, по словам Льва Толстого, — это «самое гадкое дело», которое приносит страдания людям, калечит их и отнимает жизни. «И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?» — задаётся вопросом автор.
Жестокость войны затрагивает всех без исключения: «А народу такие мучения принимать… Да с детишками…» — сетует писатель.
Позиция автора ясна: война — это нечто ужасное, и люди должны приложить все усилия, чтобы её избежать. Ведь война уносит самое ценное — человеческие жизни.
Сложно не согласиться с автором, ведь никто не заслуживает страданий, которые приносит война. Её последствия могут быть непоправимы.
В качестве примера можно привести роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», где главный герой, Григорий, потерял всех своих близких, включая возлюбленную Аксинью, в период гражданской войны. Это произведение ярко демонстрирует, как война отнимает жизни и ломает судьбы людей.
В произведении Виктора Некрасова «Окопы Сталинграда» жестокость войны раскрывается в эпизоде с убитым солдатом, в которого попала пуля. Ещё несколько мгновений назад он был жив, держал в руках оружие и курил папиросу, но смерть стала обыденностью для окружающих.
В этом произведении жестокость войны проявляется в том, что люди привыкают к тому, что на их глазах человек лишается самого ценного — жизни. Люди теряют человечность, сталкиваясь с бесчеловечным обращением.
В заключение хочется сказать, что люди должны приложить все усилия для того, чтобы избежать войны. Война — это жестокость, которая убивает, заставляет страдать и стирает с лица Земли понятие справедливости.
Готовое сочинение ЕГЭ №3
Когда читаешь текст Г.Я. Бакланова, задумываешься о том, что нужно сделать людям, чтобы предотвратить войны. Писатель поднимает проблему бессмысленности этого ужасного явления и предлагает нам задуматься над этим вместе со своим героем.
Трудно понять, почему происходят войны. В разговоре с санитаром Третьяков с горечью заключает: «Что ему объяснишь? Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. А самое главное, что и себе не всё объяснишь». Действительно, трудно объяснить, зачем люди обрекают других на страдания, мучения и гибель. Ясно только одно: не по злой воле одного человека началась и продолжается эта война, и в ней нет никакого высшего смысла. Поэтому и объяснить ничего невозможно.
Но всё же Третьяков мучительно задаётся вопросом: «Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?» Ведь было бы гораздо лучше, если бы всех этих людей оставили в покое и дали им право счастливо прожить свою жизнь.
Авторская позиция выражена в финале текста, когда Третьяков размышляет: «Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?» Это нужно понимать так: бессмысленное движение истории от войны к войне можно предотвратить, надо лишь малое усилие.
С мнением автора невозможно не согласиться. И я могу привести в пример один исторический факт. Во времена холодной войны между СССР и Америкой произошёл конфликт, названный в истории Карибским. Весь мир был в шаге от самой разрушительной войны – атомной. Но добрая воля двух людей, Никиты Хрущёва и Роберта Кеннеди, предотвратила катастрофу. Тайные переговоры между генеральным секретарём СССР и братом президента Америки и есть тот самый «камешек», заставивший «скатить колесо истории с его колеи». Чем руководствовались эти два человека? Наверное, они были умными людьми и понимали бессмысленность хаоса войны.
Что ж, теперь можно ответить на вопрос, заданный в самом начале рассуждения: чтобы не было войны, нужно всего лишь понимать её бессмысленность.
Готовое сочинение ЕГЭ №4
Война… Сколько жизней она унесла, сколько судеб покалечила… А оправданы ли такие жертвы? Есть ли смысл вести боевые действия? Нужна ли людям война? Именно над этими вопросами заставляет задуматься предложенный для анализа текст.
Чтобы привлечь внимание читателей к волнующей автора проблеме, Г. Я. Бакланов повествует о Третьякове, участнике военных действий.
Автор говорит о том, что в школе Третьяков знал причины возникновения войн, а сейчас он не мог найти объяснений происходящим событиям, он понимал их бессмысленность. Герой, находясь в госпитале и видя все ужасы войны, продолжает рассуждать о ее необходимости: «И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?».
На мой взгляд, позиция автора выражена четко и ясно. Григорий Яковлевич считает, что война бессмысленна. Он уверен в том, что существуют иные способы достижения согласия между государствами.
С мнением автора нельзя не согласиться. Действительно, для решения большинства конфликтов нет необходимости вести боевые действия, приносить в жертву миллионы людей.
Проблема, поднятая Г. Я. Баклановым затрагивается во многих литературных произведениях. Вспомним рассказ Рэя Брэдбери «Ржавчина». Главный герой данного произведения синтезировал вещество, способствующее образованию ржавчины на металле. С помощью этого вещества герой хотел уничтожить все оружие, так как желал, чтобы войны прекратились, потому что считал их бессмысленными.
Данная проблема также поднимается в произведении Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен». Пройдя через множество испытаний, Пауль приходит к выводу о том, что война не имеет смысла. Он в этом убедился окончательно, когда находился около лагеря русских пленных солдат. Смотря на их добрые лица, герой понимал, что они такие же люди, как немцы, что они не озлоблены и не желают никому смерти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что война бессмысленна, ведь в ней принимают участие простые люди, которые не заинтересованы ни в чьей смерти, которых вынудили идти в бой и защищать чужие интересы. Задумайтесь, сколько жизней было бы спасено, если б не было войны…
Полный текст Г.Я. Бакланова весь в пару, надвинулся к перрону поезд
(1)Весь в пару, надвинулся к перрону поезд. (2)Обындевелые крыши вагонов, натёки льда с крыш, белые слепые окна. (3)И словно это поезд нанёс с собой ветер: помело с крыши вокзала, закружило. (4)В снежном вихре, в пару отчаянно метались люди от дверей к дверям, из последних сил бежали вдоль состава.
(5)Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками, а везде всё закрыто, ни в один вагон не пускают. (6)Санитар, стоявший рядом, тоже смотрел. – (7)Вот бы Гитлера сюда этого! (8)Сам-то он в тепле сидит. (9)А народу такие мучения принимать… (10)Да с детишками… (11)И зябко ёжился, будто уже совсем замёрз. (12)Глупым показался Третьякову этот разговор.
(13)Срывая на санитаре зло, потому что ему тоже было жаль метавшихся по морозу баб, которых гнали от поезда, сказал: – Что ж, по-твоему, захотел какой-то Гитлер – и война началась? (14)Захотел – кончилась? (15)И сам от своего командирского голоса распрямился под халатом. (16)Санитар враз поскучнел, безликим сделался. –
(17)Не я ж захотел, – бормотал он себе под нос, переходя к другому окну. – (18)Или мне моя нога лишней оказалась?
(19)Третьяков посмотрел ему вслед, на один его сапог и на деревяшку. (20)Что ему объяснишь? (21)Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. (22)А самое главное, что и себе не всё объяснишь.
(23)В школе со слов учителей он знал, как и почему возникают войны, и успешно отвечал на отметку. (24)И их неизбежность при определённых условиях тоже была объяснима и проста. (25)Но тому, что он повидал за эти годы, не было лёгких объяснений. (26)Ведь сколько раз бывало уже: кончались войны, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу.
(27)Так что же, способа нет иного прийти к этому, как только убив миллионы людей? (28)Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?
(29)Трава родится и с неизбежностью отмирает, и на удобренной ею земле гуще растёт трава. (30)Но ведь не для того живёт человек на свете, чтобы удобрить собою землю. (31)И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?
(32)Ещё до войны прочёл он поразившую его вещь: оказывается, нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (33)Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию. (34)Быть может, разразись над этим краем многолетняя засуха, а не сойдись всё так благоприятно, и не обрушилось бы страшное бедствие на народы в других краях. (35)И история многих народов пошла бы по-другому.
(36)На фронте воюет солдат, и ни на что другое не остаётся сил. (37)Но здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? (38)Что в силах людей было предотвратить это? (39)И миллионы остались бы живы… (40)Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. (41)Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить? (По Г.Я. Бакланову*) * Григорий Яковлевич Бакланов – (1923–2009) – русский советский писатель и сценарист.
Вам будет интересно: