Сочинение ЕГЭ. Сочинение из сборника Цыбулько М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть по старому толпились люди на улицах»

Сочинение ЕГЭ. Сочинение из сборника Цыбулько М.Е. Салтыков-Щедрин Сочинение из сборника Цыбулько на 2024 год 20 вариант: Пропала совесть по старому толпились люди на улицах. Гарантированные работы с аргументацией и цитатами из литературы, включая вступление и заключение, пригодные для сдачи ЕГЭ.

Текст ЕГЭ М.Е. Салтыков-Щедрин

(1) Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. (З)Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. (4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякую болезнь вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим пропажи совести.

(б)Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! (7)Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждённому воображению, и… ничего! (8)Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. (9)Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться; мудрые мира поняли, что они наконец освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. (10)Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

(11) А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. (12)Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. (13)И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял её какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик.

(14)И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. (15)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа…

(16)Жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением… (17)Что такое его прошлое, почему он прожил его так, а не иначе, что такое он сам — всё это такие вопросы, на которые он может отвечать только удивлением и полнейшею бессознательностью…

(18)Увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения. (19)И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными привидениями; и прежде на руках звенели тяжёлые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи.

— (20)Батюшки, не могу… несносно! — криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним.

(21)Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. (22)Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести…

(23)«Нет, надо как-нибудь её сбыть, а то с ней пропадёшь, как собака!» — думает жалкий пьяница и уже хочет бросить свою находку на дорогу, но его останавливает близ стоящий хожалый.

— (24)Ты, брат, кажется, подбрасыванием подмётных пасквилей заниматься вздумал! — говорит он ему, грозя пальцем. — (25)У меня, брат, и в части за это посидеть недолго!

(26)Пропоец проворно прячет находку в карман и удаляется с нею. (27)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый, Прохорыч. (28)Сначала он заглядывает потихоньку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинёхонек дремлет за стойкой, в мгновение ока растворяет дверь, вбегает, и, прежде нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке…

(29)И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (ЗО)Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук…

По М. Е. Салтыкову-Щедрину

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки».

Сочинение ЕГЭ

Человек — существо, способное к рефлексии, то есть способное оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла. Что помогает ему в этой нелёгкой задаче? Конечно, совесть. Так какую же роль играет совесть в нашей жизни? Именно над этим вопросом рассуждает великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин.

Автор приведённого текста с горечью и иронией повествует о том, что совесть на самом деле никому не нужна, что она лишь мешает людям в осуществлении их корыстных планов: «А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе…может валяться такое вопиющее безобразие.» Тем не менее, истинное отношение писателя к совести показано в конце отрывка.

Совесть обязательно убережёт своего будущего обладателя от совершения злодеяний, наставит его на верный путь: «И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…» М.Е. Салтыков-Щедрин уверен, что совесть – главный нравственный ориентир человека, «лакмусовая бумажка» его мыслей, поведения, поступков. Совесть никогда не спит – она вечно бдит, чтобы охранять человека от безнравственности.

Безусловно, я разделяю точку зрения автора. Человек без совести – не человек. Совесть помогает нам подумать над своими ошибками и вовремя их исправить. Это произошло с героем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв с самого начала вступления во взрослую, самостоятельную жизнь бездумно проигрывает у малознакомого человека большую сумму денег, сто рублей. Не слушая доводы своего слуги Савельича о том, что деньги отдавать не надо, он указывает старику, что его место – быть слугой и во всём ему, Петру, подчиняться. Спустя короткое время к Гринёву приходит осознание того, что он поступил ошибочно и обидел преданного ему человека. Пётр извиняется перед ним и обещает впредь советоваться с ним насчёт денежных вопросов, и только после этого его совесть успокаивается. Именно совесть помогла герою сохранить добрые отношения со слугой и остаться человеком в сложившейся ситуации. Над значением совести задумывались многие русские писатели. Так, Д.И. Фонвизин утверждал, что совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Действительно, порой совесть уберегает нас от того, чтобы быть осуждёнными знакомыми, друзьями, родными. Лучше тысячу раз подумать и взвесить с помощью совести свой поступок, чем потом горько жалеть о случившемся и слушать упрёки со всех сторон.

Таким образом, совесть – неотъемлемая часть в жизни любого нравственно и духовно здорового человека. Совесть, несмотря на то, что делает человека беспокойным, вечно размышляющим, украшает его, очищает, одаряет гуманностью.

Проблема текста

1. Проблема последствий утраты совести для человека. (Что происходит с человеком, утратившим совесть?)

2. Проблема утраты совести для общества. (Что происходит в обществе людей, утративших совесть?)

3. Проблема отношения толпы к совестливому человеку. (Как толпа относится к нравственным мучениям совестливого человека?)

4. Проблема обретения совести. (Почему обретение совести — это «лютейшая из горестей»?)

Позиция автора

1. Без совести легче делается «ход человека»; ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать, клеветать; ничто не заставляет задуматься.

2. Без совести «мудрых мира» уже ничего не сдерживает, и они пользуются плодами этой свободы. Люди остервеняются; начинаются грабежи, разбои, всеобщее разорение.

3. Совестливый человек с его нравственными терзаниями становится предметом насмешек и глумления для толпы.

4. Совесть не позволяет жить легко и удобно, требует соблюдения нравственных законов, заставляет думать, «разрывает на части» сердце человека.

 

Вам будет интересно:

Сочинение ЕГЭ. Сочинение из сборника Цыбулько А. И. Куприн «Это происходило в большой оранжерее»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *