ЕГЭ 2025. Сочинения для ЕГЭ на тему «Почему на войне особенно страшно предательство» по тексту Вениамина Каверина. Главный герой, с перебитой ногой, лежит у окна санитарного поезда спиной к движению. Эти сочинения написаны для 27-го задания ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. В них используются аргументы из литературы и примеры из жизни, а также приводятся выводы.
Текст ЕГЭ В. А. Каверину
С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек. (6)Но именно это и произошло. (7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью. (9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли. (11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка. —(13)Я никуда не пойду! — сказал я. — (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.
(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту. (18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы. — (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной. (21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы. (23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца. (26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал. —(29)Они не вернутся, — нервно сказал он. —(30)Они бросили нас.
(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать. (33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся. (37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим. (41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.
(44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет! —(46)Сейчас же верни оружие, болван! — сказал я спокойно. —(47)Ты всё равно умрёшь, — сказал он торопливо. —(48)Тебе не нужно оружие. —(49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно? (51)Он стал коротко, быстро дышать: — Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает. (53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура. (54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.
По В. А. Каверину Вениамин Александрович Каверин (1902—1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист.
Сочинение №1
В тексте В. А. Каверин затрагивает важную нравственную проблему — предательство на войне. Автор подчёркивает, как в экстремальных условиях проявляются как лучшие, так и худшие качества человека.
Каверин считает, что предательство в военное время — это тяжкое преступление, угрожающее не только жизни отдельных людей, но и общему делу защиты Родины.
Предательство товарища на войне равносильно убийству.
Чтобы донести свою мысль, автор приводит два ярких примера. В первом эпизоде санитарки самоотверженно спасают раненых: «Две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь». Этот момент показывает истинную дружбу и взаимовыручку, даже в самых тяжёлых условиях.
Второй пример — поведение Ромашова, который, пользуясь беспомощностью товарища, крадёт его продовольствие и оружие: «Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями… Кроме того, он достал флягу с водой и пистолет». Эти противоположные примеры иллюстрируют разные подходы к человеческим отношениям в экстремальных ситуациях.
Я согласен с автором: предательство недопустимо, особенно на войне. История знает множество случаев, когда предательство приводило к серьёзным поражениям. Например, измена генерала Власова во время Великой Отечественной войны нанесла огромный урон советской армии. Страшно, что предательство разрушает доверие между людьми, которое так важно для совместной борьбы.
Таким образом, Каверин показывает, что в военное время предательство — это не только личная черта, но и опасное явление, влияющее на судьбы многих людей и исход войны. Поэтому отношение к предателям всегда было и остаётся суровым.
Сочинение №2
Почему на войне предательство особенно страшно? Об этом размышляет В.А. Каверин в тексте, который предлагается для анализа. Автор считает, что в критических ситуациях обман и подлость приводят к трагическим последствиям: гибели, боли и потерям.
Каверин рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, чтобы подкрепить свою точку зрения. Командир получил ранение в ногу и не мог уйти. Санитарки и разведчики не бросили его, а отправились поднимать и ставить на рельсы дрезину. В этот момент рассказчик готов на отчаянные поступки: «У меня есть пистолет, живым они меня не получат». Но сослуживцы не дают ему это сделать и рискуют собой, чтобы вывезти раненого.
Предательство Ромашова контрастирует с этим мужественным поведением. Он с самого начала проявлял трусость и панику. Страх взял верх над ним. В конце текста Ромашов крадет у спящего командира оружие, сухари и воду и уходит. На угрозы он отвечает: «Какой там полевой суд! Мы одни, никто ничего не узнает». Этот поступок ужасен: трусость одного человека может привести к гибели другого.
Эти примеры противопоставлены друг другу. Верность спасает, а предательство губит. Поэтому оно особенно страшно, ведь на кону всегда чья-то жизнь.
Я согласен с этим выводом. На войне обман и подлость страшнее всего. В критический момент они обрекают невинных на смерть. Это подтверждает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Жерков струсил и не предупредил Тушина, что основные части отступили. Герой солгал командиру, и батарея Тушина была уничтожена. Из-за трусости Жеркова погибли многие люди. Предательство на войне приводит к катастрофическим последствиям.
Таким образом, обман и подлость на войне — это «равносильно убийству, а может быть, даже и хуже», как пишет автор.
Сочинение №3
В критических ситуациях, как говорят, проявляются истинные черты характера. Эту мысль развивает Вениамин Александрович Каверин, поднимая проблему эгоизма и предательства в своём тексте.
Худшие качества Ромашов проявляет, когда крадёт у раненого товарища еду, воду и пистолет. Этот поступок демонстрирует крайний эгоизм: забрать у нуждающегося человека жизненно важные вещи – это низко.
Неудивительно, что Ромашов, совершив такой подлый поступок, оставляет раненого умирать и скрывается. Его уход равносилен убийству, а, возможно, даже хуже. Что может быть страшнее предательства?
Авторская позиция ясна: во время войны, когда кругом враги, нельзя предавать товарищей. Взаимовыручка и помощь – залог выживания.
Я согласен с автором. Предательство и эгоизм разрушают человеческие отношения. Данте в «Божественной комедии», например, поместил предателей в самый глубокий, девятый круг ада, считая их расчеловеченными. А этого нельзя прощать. В повести «Судьба человека» Шолохов показывает, как главный герой убивает предателя, собирающегося выдать командира. Это подтверждает, что предательство во время войны страшнее убийства.
Война – это испытание, и человек не имел права думать только о себе, предавая других.
Сочинение №4
Почему на войне так страшно предательство? Над этим вопросом размышляет В. А. Каверин в своём произведении.
Автор показывает нам рассказчика, который был ранен в ногу. Вместе с другими солдатами он ехал в поезде, когда их обстреляли немецкие танки. Герой попросил санитарок оставить его одного, но девушки проявили мужество и помогли ему выбраться из поезда. Они схватили его и втроём скатились под насыпь. Этот пример показывает, что даже в самых опасных ситуациях санитарки готовы спасти жизнь человека.
Однако есть и другой пример — сослуживец рассказчика, Ромашов. Он дождался, пока товарищ уснёт, и украл у него сумку и пистолет. Ромашов ушёл, оставив раненного друга на произвол судьбы. «Ты всё равно умрёшь», — сказал он, оправдывая свои действия. Этот пример показывает, что ради выживания Ромашов готов на предательство. Автор убеждает нас, что на войне без верных товарищей не обойтись. Если сослуживец предаёт, человек обречён на смерть. Трудно не согласиться с этой мыслью. Предательство — один из самых подлых поступков, который может привести к гибели.
В произведении В. Быкова «Сотников» Рыбак спасает свою жизнь ценой предательства, обесценивая её. Герой не хочет погибать, поэтому соглашается с условиями полицаев. Он становится врагом, выбирая путь убийств и предательства ради собственной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что предательство может привести к смерти. Важно оставаться милосердным и помогать людям в трудные моменты.