В демонстрационных вариантах ЕГЭ представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы по данному предмету.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Изменений в КИМ ЕГЭ 2026 г. по биологии нет
— Демоверсия: Скачать
— Спецификация: Скачать
— Кодификатор: Скачать
1 задание. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. Поддержание постоянства газового состава атмосферы живым веществом Земли.
2 задание. Экспериментатор нанёс каплю дистиллированной воды на предметное стекло с микропрепаратом кожицы лука, живые клетки которого находятся в состоянии плазмолиза. Как после этого изменились количество рибосом и объём цитоплазмы в клетках кожицы лука? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
3 задание. На основании правила 10 % рассчитайте массу травы (в кг), которая может обеспечить в лесу существование одной лисицы массой 8 кг, при условии, что пищевая цепь состоит из трёх звеньев. В ответе запишите только соответствующее число.
4 задание. Какое соотношение генотипов получится у потомков при скрещивании моногетерозиготных особей между собой? Ответ запишите в виде последовательности чисел.
5 задание. Каким номером на рисунке обозначен аппарат Гольджи?
6 задание. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) содержит молекулы РНК
Б) образована белком тубулином
В) состоит из микротрубочек и центросферы
Г) синтезирует полипептиды
Д) формирует веретено деления
Е) организует цитоскелет
7 задание. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже процессов вызывают комбинативную изменчивость?
1) рекомбинация генов в результате кроссинговера
2) изменение последовательности нуклеотидов в пределах гена
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении
4) независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе
5) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому
6) потеря участка хромосомы
8 задание. Установите последовательность этапов получения штамма бактерий, несущих ген животного, с использованием методов генной инженерии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) встраивание фрагмента ДНК в плазмиду
2) образование колоний бактерий с целевым геном
3) введение гибридной плазмиды в прокариотическую клетку
4) выделение нужного фрагмента ДНК из клетки животного
5) отбор животного, содержащего необходимый аллель
9 задание. Под каким номером на рисунке изображено позвоночное животное с полностью хрящевым скелетом, обитающее в морях?
10 задание. Установите соответствие между характеристиками и животными, изображёнными на рисунках 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) только венозная кровь в сердце
Б) хвостатое земноводное
В) наличие грудной клетки
Г) наличие зародышевой оболочки – амниона
Д) наличие в позвоночнике только двух отделов: туловищного и хвостового
Е) размножение на суше.
11 задание. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для хвойных растений?
1) Оплодотворение без участия воды.
2) Семязачатки расположены на чешуйках шишек.
3) Распространение с помощью спор.
4) Жизненные формы – деревья, кустарники, травы.
5) Взрослое растение – гаметофит.
6) У многих представителей листья преобразуются в иголки.
12 задание. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Двудольные
2) Покрытосеменные, или Цветковые
3) Дудник лесной
4) Эукариоты
5) Зонтичные, или Сельдереевые
6) Дудник
13 задание. Каким номером на рисунке обозначен проводниковый отдел слуховой сенсорной системы?
14 задание. Установите соответствие между характеристиками и структурами анализаторов, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) компонент среднего уха
Б) содержит кортиев орган
В) усиливает и передаёт звуковые колебания
Г) воспринимает изменения положения головы в пространстве
Д) содержит круглое окно
Е) преобразует звуковые колебания в нервные импульсы.
15 задание. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображён участок спинного мозга человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) серое вещество
2) кровеносный сосуд
3) белое вещество
4) задний корешок
5) нервный узел
6) передний корешок
16 задание. Установите последовательность этапов в процессе дыхания в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) транспорт воздуха через носовую полость
2) поступление кислорода в цитоплазму нейрона
3) взаимодействие кислорода с гемоглобином
4) транспорт кислорода из альвеолы в кровь
5) участие кислорода в окислительном фосфорилировании
6) поступление воздуха в правый главный бронх
17 задание. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Конкуренция за добычу с другими хищниками и падальщиками способствовала отбору самых ловких и сильных особей у ископаемых видов людей. (2)Одним из способов выживания стало формирование устойчивых групп, что способствовало снижению внутригрупповой агрессии и росту кооперации. (3)Использование продуктов материальной культуры – каменных орудий – стимулировало рост объёма головного мозга, что, в свою очередь, привело к постепенному совершенствованию орудий труда. (4)Наиболее слабые, восприимчивые к заболеваниям и инфекциям предки людей вскоре после рождения погибали, не оставляя потомков. (5)Однако во многих пещерах находят множество скелетов людей, достигших зрелого возраста, с многочисленными зажившими переломами и без зубов. (6)Многие молодые австралопитеки, которые отбивались от группы из-за слабости, гибли от когтей хищных птиц, например орлов.
18 задание. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для сохранения биоразнообразия необходимо
1) проводить селекцию высокоурожайных сортов растений
2) проводить распашку целинных земель
3) уничтожать хищных животных
4) создавать заповедники
5) организовывать национальные парки
6) сохранять природные ландшафты
19 задание. Установите соответствие между процессами круговорота и элементами, в круговороте которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) выделение аммиака при распаде белков
Б) фотосинтез
В) денитрификация
Г) дыхание в митохондриях
Д) сжигание метана
Е) фиксация атмосферного газа клубеньковыми бактериями
1) углерод
2) азот
20 задание. Рассмотрите рисунок «Конечности разных отрядов млекопитающих». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Список элементов:
1) физиологическая
2) микроэволюция
3) идиоадаптация
4) этологическая
5) общая дегенерация
6) макроэволюция
7) морфологическая
8) конвергенция
Вам будет интересно: