Методические рекомендации предназначены для обучающихся 9 классов, планирующих сдавать ОГЭ 2024 г. по английскому языку. Методические рекомендации содержат советы разработчиков контрольных измерительных материалов ОГЭ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ОГЭ.
Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по английскому языку: Скачать
Подготовка по темам:
- Аудирование: Скачать
- Чтение: Скачать
- Грамматика и лексика: Скачать
- Говорение: Скачать
- Тренировочные задания: Скачать
Дорогие друзья!
Скоро вам предстоит сдать основной государственный экзамен (ОГЭ) по иностранному языку. Чтобы продемонстрировать хорошее владение иностранным языком и получить высокий балл за выполнение экзаменационной работы, нужно подготовиться к ОГЭ. Как это сделать, Вы узнаете из этих методических рекомендаций. Помните, что для успешной сдачи ОГЭ по иностранному языку нужно:
— владеть иностранным языком, а именно иметь прочные умения в разных видах речевой деятельности (аудировании, т.е. восприятии речи на слух, чтении, письме, говорении); обладать большим словарным запасом и уметь оперировать словами и словосочетаниями в разных ситуациях общения; владеть грамматическими, фонетическими, орфографическими навыками; знать и применять различные стратегии работы с иноязычными текстами;
— иметь полное и точное представление о формате экзамена, типах заданий и времени, отводимом на их выполнение;
— ознакомиться с системой оценивания выполнения заданий, в частности с критериями оценивания выполнения заданий по письменной речи и говорению;
— заниматься регулярно, продуманно и последовательно, правильно распределяя нагрузку.
Отметим, что контрольные измерительные материалы (КИМ) ОГЭ по всем иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому) имеют одинаковую структуру, проверяют одни и те же речевые умения, языковые знания и навыки и используют одни и те же типы заданий. Данные методические рекомендации применимы для всех иностранных языков, но примеры в данном документе даются на английском языке. Надеемся, что методические рекомендации по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ помогут вам понять структуру экзамена, разработать индивидуальный план занятий, научиться быстро и правильно выполнять задания всех разделов экзаменационной работы и успешно сдать экзамен. Экзаменационная работа ОГЭ по иностранному языку состоит из двух частей:
письменной и устной. Письменная часть содержит 35 заданий по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письменной речи. На выполнение заданий письменной части отводится 120 минут (2 часа). Устная часть содержит три задания по говорению и рассчитана на 15 минут (включая подготовку к заданиям). Рассмотрим подробнее задания письменной части, которая состоит из четырёх разделов.
Раздел 1 (задания по аудированию, т.е. восприятию речи на слух) включает в себя 11 заданий. С данного раздела начинается экзаменационная работа. Участникам ОГЭ предлагается прослушать аудиозапись, в которую включены формулировки заданий, тексты для аудирования и паузы для выполнения и проверки заданий. Аудиозапись текстов
для аудирования к заданиям 1–11 звучит дважды. Остановка и повторное воспроизведение аудиозаписи не предусматриваются. В заданиях 1–4 экзаменуемым предлагается прослушать четыре коротких аудиотекста (объявление, звуковое сообщение от друга и два диалога социально-бытового характера) и соотнести содержание каждого текста с одним из трёх предложенных к нему утверждений. Только одно из этих утверждений является верным.
В задании 5 экзаменуемому предлагается следующая коммуникативная ситуация: «Вы готовите тематическую радиопередачу с высказываниями пяти разных людей, обозначенных буквами А, В, С, D, Е. Подберите к каждому высказыванию соответствующую его содержанию рубрику из списка 1–6. Используйте каждую рубрику из списка только один раз. В списке есть одна лишняя рубрика». Участник экзамена прослушивает пять высказываний и подбирает к ним рубрики из предложенного списка. Одна рубрика в списке лишняя, она не подойдёт ни к одному из высказываний. В заданиях 6–11 предлагается другая коммуникативная ситуация: «Вы помогаете своему другу, юному радиожурналисту, проанализировать подготовленное им для передачи интервью. Прослушайте аудиозапись интервью и занесите данные в таблицу. Вы можете вписать не более одного слова (без артиклей) из прозвучавшего текста. Числа необходимо записывать буквами.». Это задания повышенного уровня сложности на поиск запрашиваемой информации в прослушанном тексте и представление её в виде несплошного текста (таблицы). Они проверяют, помимо предметных умений аудирования,
метапредметное умение работы с таблицами. Ответы записываются в виде одного слова из звучащего текста, числительные записываются в виде слов. Пункты в таблице следуют в том же порядке, в каком информация представлена в тексте. Максимальное количество баллов за выполнение заданий по аудированию – 11. Примерное время выполнения заданий по аудированию – 30 минут.
Раздел 2 (задания по чтению) содержит восемь заданий.
В задании 12 предлагается провести информационный поиск и определить, в каком из шести небольших текстов дан ответ на предложенный вопрос (в задании есть один лишний вопрос). Все шесть текстов относятся к одной теме: посвящены стране изучаемого языка, международным спортивным соревнованиям, изучению иностранных языков и т.д.
Ответы на задание 12 необходимо внести в таблицу. За каждое правильно найденное соответствие участник ОГЭ получает 1 балл. Максимальное количество баллов за
выполнение этого задания – 6. Для выполнения заданий 13–19 необходимо прочитать текст и затем определить, какие из предлагаемых утверждений соответствуют содержанию текста (1 – TRUE), какие
не соответствуют (2 – FALSE) и о чём в тексте не сказано, т.е. на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 – NOT STATED). Выбранный ответ следует записать в поле ответа. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. За неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение заданий 12–19 по чтению – 13. Рекомендуемое время выполнения заданий по аудированию – 30 минут. Подчеркнём, что по времени ограничено только выполнение заданий по аудированию, остальные задания участник экзамена может выполнять в своём темпе, но, чтобы успеть выполнить все задания, следует придерживаться рекомендуемого времени.
Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) содержит 15 заданий. В заданиях 20–28 необходимо восстановить небольшой текст, заполнив пропуски словами, напечатанными заглавными буквами в конце строк. Нужно, например, поставить глагол в определённую видо-временную форму (publish – was published) или представить существительное во множественном числе (child – children). Каждый пропуск
соответствует одному заданию. Слова необходимо изменить так, чтобы они грамматически ответствовали содержанию текста. В заданиях 29–34 также предлагается восстановить небольшой текст. Для этого следует преобразовать напечатанные заглавными буквами в конце строк связного текста слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста
(добавить приставку или суффикс). Нужно, например, в соответствии с содержанием текста придать отрицательное значение прилагательному (lucky – unlucky) или образовать имя существительное от глагола (write – writer). Каждый пропуск соответствует одному заданию. За верное выполнение каждого преобразования слова в соответствии с содержанием текста ставится 1 балл. Если в кратком ответе допущена орфографическая ошибка, ответ считается неверным (0 баллов). За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение заданий по грамматике и лексике – 15. Рекомендуемое время выполнения заданий этого раздела – 30 минут.
Раздел 4 (задание по письменной речи) содержит одно задание – задание 35. При выполнении задания 35 необходимо написать электронное личное письмо в ответ на письмо друга по переписке. Письмо объёмом 100–120 слов должно содержать полные и точные ответы на три вопроса, заданных другом. Кроме того, письмо должно быть написано и оформлено в соответствии с нормами письменного этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка. Электронное личное письмо пишется на отдельном бланке ответов № 2. Выполнение этого задания оценивается экспертами по специально разработанным критериям оценивания (решение коммуникативной задачи, организация текста, лексикограмматическое оформление текста, орфография и пунктуация)1 . Максимальное количество баллов за выполнение задания 35 по письменной речи – 10. Подробные рекомендации по выполнению этого задания будут даны ниже. Таким образом, за успешное выполнение всех заданий письменной части можно получить 53 балла.
Устная часть ОГЭ по иностранному языку состоит из одного раздела. Раздел 5 (задания по говорению) содержит три задания на проверку умений в говорении
(задания 1–3). Все эти задания оцениваются экспертами в соответствии со специально разработанными критериями оценивания заданий устной части. В задании 1 предлагается прочитать вслух небольшой текст научно-популярного характера. На выполнение задания отводится 3,5 минуты: 1,5 минуты на знакомство с текстом (подготовка к ответу) и 2 минуты на чтение текста вслух (непосредственно ответ). Необходимо прочитать текст осмысленно и без ошибок, с правильным произношением английских звуков и слов, продемонстрировать понимание содержания читаемого текста посредством интонации и расстановки пауз. За чтение текста вслух можно получить от 0 до 2 баллов
Вам будет интересно:
ОГЭ 2024 по английскому языку И. А. Басова, Н. Н. Трубанева. 20 учебных вариантов (задания и ответы)