Итогое сочинение 2026. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для 11 классов в 2025-2026 учебном году. Дата проведения — 3 декабря 2025 года.
Скачать методические рекомендации ОГЭ: Скачать
Интересные задания:
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Темы раздела: связаны с вопросами, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека Темы раздела: связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс; побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Каждый комплект включает шесть тем (по две темы из каждого раздела банка):
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
Примеры новых формулировок литературных тем: 1. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»? 2. И.А. Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя? 3. О каком из героев русской литературы можно сказать словами М.Ю. Лермонтова: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой»? Указанные темы не требуют обновления системы оценивания итогового сочинения.
Они соответствуют литературоцентричному и надпредметному характеру итогового сочинения, имеют этико-философскую направленность, не дублируют существующие подходы к формулировкам тем сочинений в разных формах ГИА и предоставляют возможность широкого выбора литературного материала (учитывают читательские предпочтения и потенциальную возможность опоры на произведения из школьной программы). Новые формулировки литературных тем будут включены не в каждый комплект тем итогового сочинения 2025/26 учебного года (на позициях 5, 6 комплекта тем могут быть темы не только из подраздела 3.3 раздела 3 закрытого банка тем итогового сочинения).
Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести (см. комментарий к разделу 3).
Ознакомление с результатами итогового сочинения
2.1.1. С результатами итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении). По решению ОИВ ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
2.1.2. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно.
2.2.3. Выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
2.1.4. Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через ФИС.
Формирование комиссии по проведению итогового сочинения
Комиссия по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссия по проверке итогового сочинения (изложения) создаются на уровне образовательных организаций и (или) на уровне ОИВ в зависимости от порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения), определенного ОИВ. Составы указанных комиссий формируются из школьных учителей-предметников, администрации школы. Комиссии должны состоять не менее чем из трех человек в зависимости от количества участников итогового сочинения (изложения) в конкретной образовательной организации.
По решению образовательных организаций, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, и (или) ОИВ допускается создание единой комиссии по проведению и проверке итогового сочинения (изложения). В целях получения объективных результатов при проведении и проверке итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих участников итогового сочинения (изложения).
2.2.4.2. В состав комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) должны входить:
члены комиссии, участвующие в организации проведения итогового сочинения (изложения);
член комиссии, ответственный за получение бланков итогового сочинения (изложения) (в случае получения бланков итогового сочинения (изложения) в местах, определенных ОИВ), а также за передачу материалов итогового сочинения (изложения) в места, определенные ОИВ;
член комиссии – технический специалист, оказывающий информационнотехнологическую помощь, в том числе по организации печати (в случае печати бланков в образовательной организации) и копированию (сканированию) бланков итогового сочинения (изложения); члены комиссии – дежурные, участвующие в организации итогового сочинения (изложения) вне учебных кабинетов.
Комиссия по проведению итогового сочинения (изложения) осуществляет следующие функции в рамках подготовки и проведения итогового сочинения (изложения):
организует проведение итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями Порядка, порядком проведения итогового сочинения (изложения), определенным ОИВ;
обеспечивает техническую поддержку проведения и проверки итогового сочинения (изложения), в том числе в соответствии с Рекомендациями по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) (см. Приложение 10);
получает темы сочинений (тексты для итогового изложения) (см. Инструкцию для технического специалиста по получению комплектов тем итогового сочинения в Приложении 6) и обеспечивает информационную безопасность.
2.2.4.3. В состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) должны входить специалисты, соответствующие следующим требованиям (далее – эксперты):
а) владение необходимой нормативной базой:
нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение итогового сочинения (изложения);
методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
Вам будет интересно:
Практика по заданиям №5 по русскому языку 9 класс ОГЭ 2026 из ОБЗ ФИПИ (задания и ответы)
