ЕГЭ 2025. Экзаменационная работа состоит и з двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2025 год.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Интересные задания:
1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живого» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Повышение концентрации кислорода в атмосфере протерозоя благодаря фотосинтезу водорослей.
2. Экспериментатор изучал физиологические реакции собак. Как изменится диаметр зрачка у животного при снижении уровня освещения и при раздражении соответствующего симпатического нерва? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
3. Определите количество теломер в одной хромосоме человека в конце телофазы митоза. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Сколько фенотипических групп можно ожидать в потомстве от брака гетерозиготных людей со второй и третьей группами крови? Ответ запишите в виде числа.
5. Каким номером на схеме показан первичный продукт транскрипции?
7. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1) нервная пластинка 2) хорда 3) вторичная полость тела 4) мезодерма 5) первичная полость тела 6) энтодерма.
8. Установите последовательность соподчинения понятий, начиная от самого общего. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) делеция 2) мутационная изменчивость 3) синдром кошачьего крика 4) генотипическая изменчивость 5) хромосомная аберрация.
9. Каким номером на рисунке отмечен холоднокровный организм, в эмбриогенезе имеющий амнион?
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Видоизмененными побегами являются: 1) луковицы тюльпана и лилии 2) колючки барбариса и боярышника 3) клубни картофеля и георгина 4) шипы розы и малины 5) корневище пырея и папоротника 6) усы земляники и винограда.
12. Установите последовательность систематических групп, начиная с самого низкого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Шалфей 2) Двудольные 3) Покрытосеменные 4) Шалфей степной 5) Растения 6) Яснотковые.
13. Какой цифрой обозначена самая крупная пищеварительная железа в организме человека?
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При оказании первой помощи при закрытом переломе конечности необходимо: 1) вправить поврежденную конечность 2) наложить шину 3) наложить давящую повязку 4) приложить холод к поврежденному месту 5) обеспечить неподвижность конечности 6) наложить жгут выше места повреждения.
16. Установите последовательность процессов, происходящих при терморегуляции в жарком помещении. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) передача сигнала к периферическим сосудам 2) усиление теплоотдачи 3) снижение температуры тела 4) расширение кожных артериол 5) повышение температуры тела 6) возбуждение терморецепторов гипоталамуса.
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны верные примеры гомологичных органов и структур. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1)Оптические структуры глаз головоногих моллюсков и млекопитающих построены по одному принципу и имеют много сходств. (2)Челюсти насекомых в отличие от челюстей позвоночных состоят из хитина, а не из костной ткани. (3)Ласты дельфинов и ласты тюленей сформировались в связи с обитанием в водной среде. (4)Хвост крысы и хвост белки имеют разный внешний вид, но используются для поддержания баланса и терморегуляции организма животных. (5)У амфибий и рептилий имеется одна слуховая косточка — стремечко. (6)Щупальца гидры и щупальца осьминога служат для схватывания добычи.
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К процессам, относящимся к глобальному круговороту углерода, относятся: 1) образование аммиака при гниении трупов животных 2) выделение газа, образующегося при фотосинтезе 3) образование озона под влиянием грозовых разрядов 4) аэробное дыхание в клетках бактерий 5) выделение газа, образующегося при спиртовом брожении 6) фиксация газа в цикле Кальвина.
20. Рассмотрите рисунок. Определите темперамент и особенности свойств нервной системы, человека, отмеченного на рисунке цифрой 1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
21. Проанализируйте график «Концентрация кортизола в слюне у полярников в Антарктиде в различные сезоны». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) Уровень стресса у полярников в Антарктиде выше в течение зимы. 2) Наиболее низкий уровень кортизола у полярников в Антарктиде отмечается в 3 часа ночи. 3) Наиболее высокий уровень кортизола отмечается к моменту пробуждения полярников. 4) Зимой концентрация кортизола в слюне сохраняется на протяжении суток на более низком уровне, чем осенью. 5) Осенью с 3 ночи до 7 часов утра уровень кортизола в слюне полярников увеличивается примерно на 50%.
22. Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
23. Какой орган зародыша может быть основным источником амилазы в оплодотворенном яйце? Какое значение имеет увеличение продукции амилазы в организме развивающегося цыпленка перед вылуплением? Ответ поясните исходя из функции фермента.
24. Рассмотрите рисунки с изображением различных типов пластид высших растений. Какие пластиды обозначены цифрами 1, 2, 3? Какое значение имеет высокая степень развития внутренней мембраны для функционирования пластид 1? Какую окраску имеют пластиды 2 и 3? Накоплением каких соединений это обусловлено?
25. У многощетинковых червей встречается эпитокия — явление, при котором особь, ведущая донный (бентосный) образ жизни и не способная участвовать в половом размножении, формирует активно плавающую особь, производящую половые продукты. Какие особенности внешнего и внутреннего строения приобретают эпитокные особи для улучшения плавательной способности и повышения шансов на оплодотворение? Укажите не менее двух пунктов. Объясните значение указанных признаков.
26. Родственный отбор — особая форма естественного отбора. Он направлен на сохранение признаков, способствующих выживанию не отдельных особей, а группы особей, связанных тесным родством (имеющих одинаковые гены). Например, песчанка, первой заметившая приближение хищной птицы, подает предупреждающий сигнал другим членам колонии. Даже если эту особь схватит хищник, ее гены сохранятся в популяции в ее родственниках. Эволюционный биолог Дж. Холдейн отразил эту закономерность во фразе «я бы положил свою жизнь за двух родных братьев или восьмерых кузенов» (потому что с братом Холдейн будет иметь 50% общих генов, а с кузеном — 12,5%). Используя концепцию родственного отбора, определите, почему рабочим пчелам выгоднее заботиться о матке вместо того, чтобы иметь собственное потомство. Для этого установите степень генетического сходства рабочих пчел и матки, а также матки и ее потомков, учитывая особенности размножения этих насекомых. Ответ поясните.
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. При синтезе фрагмента полипептида в рибосому входят молекулы тРНК в следующей последовательности (указаны антикодоны от 5′ к 3′ концу): ЦАУ, ГУЦ, АЦГ, АЦУ, ГЦГ. Установите нуклеотидную последовательность участка ДНК, который кодирует данный полипептид, и определите, какая цепь является матричной (транскрибируемой) в данном фрагменте ДНК. Установите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента полипептида. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
28. На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалию развития кисти. Рецессивный аллель ночной (куриной) слепоты наследуется сцепленно с Х-хромосомой. Женщина с нормальной кистью и ночной слепотой вышла замуж за гетерозиготного мужчину с аномалией развития кисти и нормальным ночным зрением. Их страдающий ночной слепотой сын без аномалий развития кисти женился на здоровой по обоим признакам женщине, и в этом браке родилась дочь с ночной слепотой. Определите генотипы и фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках.
Вам будет интересно:
ЕГЭ по биологии 11 класс 2025. Новый тренировочный вариант №2 (задания и ответы)