ЕГЭ 2025. Экзаменационная работа состоит и з двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Интересные задания:
Задание №1. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Появление у красноглазых дрозофил белоглазых потомков.
Задание №2. Экспериментатор поместил на чашку Петри, засеянную штаммом Escherichia coli, резистентным к тетрациклину, диски, пропитанные антибиотиком амоксициллином. Как при этом изменился радиус зоны ингибирования (подавления роста бактерий) вокруг дисков и количество живых клеток бактерий? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Задание №3. В клетке верхушечной меристемы моркови содержится 18 хромосом. Определите количество молекул ДНК в профазе второго мейотического деления клеток моркови при образовании спор. В ответ запишите только соответствующее число.
Задание №4. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (в %) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребенка с признаком, обозначенным черным цветом, при условии полного доминировании одного аллеля над другим. В ответе запишите только соответствующее число.
Задание №5. Каким номером на схеме показано место протекания реакций окисления пировиноградной кислоты?
Задание №6. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) катализирует реакцию фосфорилирования АДФ Б) кодирует часть белков митохондрии В) состоит из белков и рРНК Г) обеспечивает трансляцию с митохондриальной иРНК Д) содержит трансмембранный домен Е) при мутации обеспечивает цитоплазматическую изменчивость.
Задание №7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Гаплоидными являются следующие клетки: 1) сперматида быка 2) зигота хламидомонады 3) микроспора ели 4) овогоний собаки 5) полярное тельце человека 6) клетки семязачатка свеклы.
Задание №8. Установите последовательность процессов синтеза белка в эукариотической клетке. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) терминация трансляции и отделение белка от рибосомы 2) синтез полинуклеотидной цепи на матрице ДНК 3) созревание иРНК и ее перемещение в цитоплазму 4) удлинение полипептидной молекулы 5) образование комплекса иРНК, тРНК и рибосомы.
Задание №9. Каким номером на рисунке отмечен гаметофит, доминирующий в жизненном цикле растения?
Задание №10. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) является обоеполым гаметофитом Б) содержит вегетативную и генеративную клетку В) осуществляется двойное оплодотворение Г) формируется в мужском стробиле Д) содержит антеридии и архегонии Е) располагается в семязачатке.
Задание №11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ехидна в отличие от ежа: 1) не имеет млечных желез 2) откладывает яйца 3) защищается колючими иглами 4) может питаться насекомыми 5) имеет клоаку 6) вынашивает потомство в сумке.
Задание №12. Установите последовательность систематических групп, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Двустворчатые 2) Мидии 3) Моллюски 4) Черноморская мидия 5) Животные 6) Митилиды.
Задание №13. Какой цифрой на рисунке обозначено тело нейрона, расположенное в спинальном ганглии — утолщении заднего корешка?
Задание №14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) передает нервный импульс непосредственно на рабочий орган Б) передает возбуждение с сенсорного нейрона на мотонейрон В) является дендритом центростремительного нейрона Г) направляет импульс к телу чувствительного нейрона Д) отсутствует в двухнейронной рефлекторной дуге Е) длинный отросток двигательного нейрона.
Задание №15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Плоскими костями являются: 1) пяточная 2) лопатка 3) малоберцовая 4) теменная 5) лобная 6) лучевая.
Задание №16. Установите правильную последовательность соподчинения структур, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) трахея 2) дыхательная система 3) мерцательный эпителий 4) воздухоносные пути 5) слизистая оболочка 6) бокаловидная клетка.
Задание №17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны верные примеры палеонтологических доказательств эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1)Фауны Северной Америки и Евразии имеют значительное сходство вследствие того, что между ними в прошлом существовал сухопутный коридор — Берингов перешеек. (2)На территории Северной Америки обнаруживаются остатки колумбийского мамонта. (3)У пещерной хвостатой амфибии протея имеются рудиментарные глаза. (4)Зверозубые ящеры являются переходной формой между рептилиями и млекопитающими. (5)У лошадей встречаются случаи полидактилии — развития нескольких пальцев на передних или задних конечностях. (6)У предковой формы лошадей — меригиппуса — в норме развивалось три пальца на конечностях.
Задание №18. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По сравнению с наземно-воздушной, особенностями организменной среды обитания являются: 1) низкая концентрация кислорода 2) резкие перепады температур 3) ограниченность жизненного пространства 4) высокая доступность пищевых ресурсов 5) влага как лимитирующий фактор 6) высокая интенсивность освещения.
Задание №19. Установите соответствие между характеристиками и видами экологического мониторинга: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) мониторинг окружающей среды на территории области или края Б) прогноз результатов антропогенного влияния на биосферу в целом В) оценка изменения городской экосистемы Г) объединяет системы мониторинга разных государств в единую сеть Д) отслеживание качества воздуха в отдельном населенном пункте Е) осуществляется в соответствии с международными экологическими программами.
Задание №20. Проанализируйте таблицу «Витамины». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка. Список элементов: 1) водорастворимый 2) жирорастворимый 3) бесплодие 4) рахит 5) ночная слепота 6) А 7) В1 8) В12.
Задание №21. Проанализируйте диаграмму «Изменение частоты симптомов поражения желудочно-кишечного тракта у детей с целиакией после соблюдения безглютеновой диеты». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) При несоблюдении безглютеновой диеты некоторые дети, страдающие целиакией, не испытывают симптомов поражения желудочно-кишечного тракта. 2) Глютен является основной причиной развития целиакии у детей. 3) При несоблюдении безглютеновой диеты у детей с целиакией вздутие живота сопровождается болью в животе и рвотой. 4) Безглютеновая диета позволяет снизить частоту неприятных симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта у детей с целиакией. 5) На фоне целиакии при несоблюдении безглютеновой диеты более чем в 70% случаев отмечается боль в животе.
Задание №22. В качестве отрицательного контроля исследователи облучали семена этой же линии резуховидки Таля рентгеновскими лучами в дозе 200 Гр. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля. *Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Задание №23. К какому типу относятся все выявленные в эксперименте мутации? С помощью какого метода исследователи обнаруживали указанные мутации в структуре ДНК? Ответ поясните. Какой метод селекции основан на использовании ионизирующего облучения?
Задание №24. Рассмотрите рисунок с изображением органов членистоногого. Какие структуры отмечены знаком вопроса? Какую функцию они выполняют? У представителей каких классов типа Членистоногие функционируют эти структуры? Какое вещество является основным продуктом их функционирования? Какие еще органы членистоногих могут выполнять ту же функцию, что и обозначенные структуры? Укажите не менее двух пунктов.
Задание №25. Большинство костных рыб имеет двухкамерное сердце и один круг кровообращения, однако у одной из ныне существующих групп рыб в предсердии и желудочке имеются неполные перегородки, и функционирует второй круг кровообращения. Назовите эту группу (надотряд) костных рыб. Чем объясняется такая особенность их кровеносной системы? В связи с какими экологическими особенностями среды обитания возникли описанные анатомические изменения? Какое преимущество в таких условиях среды дают перегородки, разделяющие предсердие и желудочек?
Задание №26. Исследователь оценивал интенсивность фотосинтеза в листьях березы повислой (Betula pendula), произрастающей в городском парке и в широколиственном лесу за пределами города. Согласно полученным данным, более высокую интенсивность фотосинтеза имели растения, произрастающие в городском парке. Измерения проводились неоднократно в течение вегетационного периода. Какие абиотические факторы, отличающие экосистему городского парка от лесной, могли определить такой результат исследований? Укажите не менее трех факторов. Аргументируйте каждый пункт своего ответа.
Задание №27. У Drosophila melanogaster рецессивный аллель одного из аутосомных генов в гомозиготном состоянии формирует высокую устойчивость к паразитическим грибам. Гетерозиготные носители аллеля имеют среднюю степень устойчивости, а особи, не имеющие рецессивного аллеля, восприимчивы к микозам. В исходной равновесной популяции 120 из 1000 дрозофил имели высокую устойчивость к грибковым инфекциям. После распространения грибковой инфекции 50% восприимчивых к микозам особей погибли. Определите частоты всех возможных фенотипов в исходной популяции и в популяции непосредственно после гибели зараженных особей (до установления нового равновесия). Поясните ход решения. При расчетах округляйте значения до четырех знаков после запятой. Действием какого эволюционного фактора объясняется изменение генетической структуры популяции?
Задание №28. При скрещивании самок дрозофилы с красными глазами и вильчатыми щетинками с самцами, имеющими розовые глаза и нормальные щетинки, все потомство имело красные глаза и нормальные щетинки. В анализирующем скрещивании гибридных самок получилось четыре разные фенотипические группы: 188, 184, 15, 13. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, количество каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для генов рассматриваемых признаков, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в % кроссинговера), определите тип наследования генов указанных признаков.
Вам будет интересно:
ЕГЭ по биологии 11 класс 2025. Новый тренировочный вариант №1 (задания и ответы)